1. Учредители акционерного общества заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах.
Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
2. Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества.
Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.
3. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.
Устав акционерного общества должен содержать сведения о фирменном наименовании общества и месте его нахождения, условия о категориях выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости и количестве, о размере уставного капитала общества, правах акционеров, составе и компетенции органов общества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В уставе акционерного общества также должны содержаться иные сведения, предусмотренные законом.
4. Порядок совершения иных действий по созданию акционерного общества, в том числе компетенция учредительного собрания, определяется законом об акционерных обществах.
5. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
6. Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц.
Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено законом.
Комментарий к статье 98 ГК РФ
1. В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона об акционерных обществах договор о создании акционерного общества, заключение которого предусмотрено п. 1 комментируемой статьи, не является учредительным документом общества и представляет собой договор о совместной деятельности по учреждению общества. В связи с этим при рассмотрении спора о признании договора о создании акционерного общества недействительным суды должны руководствоваться соответствующими нормами ГК о недействительности сделок (п. 6 Постановления ВАС N 19). Оспаривание договора о создании общества часто осуществляется в целях последующего признания недействительной сделки по оплате (передаче имущества в оплату) акций общества.
Помимо сведений, перечисленных в п. 5 ст. 9 Закона об акционерных обществах, договором о создании общества может быть предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени) за неисполнение обязанности по оплате акций (абз. 4 п. 1 ст. 34 Закона об акционерных обществах).
С 9 июня 2009 г. вступили в силу долгожданные изменения в Закон об акционерных обществах, ставящие точку в многолетней дискуссии о допустимости соглашений между акционерами российских компаний. Согласно введенной в Закон об акционерных обществах новой ст. 32.1 под акционерным соглашением понимается договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции. В целом перечень вопросов, которые могут быть урегулированы акционерным соглашением, определен законодателем по аналогии с нормами о договоре об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью (см. п. 2 коммент. к ст. 89 ГК). Вместе с тем положения Закона об акционерных обществах более детально и последовательно регулируют последствия заключения акционерного соглашения для третьих лиц (так называемая проблема "внешнего эффекта" акционерного соглашения), что, скорее всего, позволит применять соответствующие нормы акционерного законодательства к обществам с ограниченной ответственностью в порядке аналогии закона.
2. Правило, предусмотренное абз. 1 п. 2 комментируемой статьи, следует трактовать с учетом более корректной формулировки соответствующей нормы, приведенной в абз. 1 п. 3 ст. 10 Закона об акционерных обществах: учредители общества несут солидарную ответственность только по обязательствам, связанным с деятельностью общества. О примерах таких обязательств и порядке возможного возложения на общество обязанности по их исполнению см. коммент. к абз. 1 п. 2 ст. 89 ГК, предусматривающему аналогичную норму в отношении обществ с ограниченной ответственностью (с тем исключением, что размер ответственности общества с ограниченной ответственностью по таким обязательствам ограничен, а в отношении акционерного общества соответствующих ограничений закон не предусматривает).
3. Согласно п. 3 комментируемой статьи устав общества является единственным учредительным документом акционерного общества. Перечень сведений, подлежащих обязательному включению в устав общества, предусмотрен п. 2 ст. 52 ГК, абз. 2 п. 3 комментируемой статьи и п. 3 ст. 11 Закона об акционерных обществах. Обязательное включение в устав общества определенных сведений может быть также предусмотрено иными положениями Закона об акционерных обществах или других федеральных законов. В случае отсутствия в уставе общества обязательных для включения в него сведений на момент подачи документов для государственной регистрации общества регистрирующий орган может расценить не соответствующий требованиям закона документ как непредоставленный и отказать в регистрации на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц.
Сведения об акционерах общества в уставе общества не указываются, за исключением случая, предусмотренного абз. 1 п. 6 комментируемой статьи. В ЕГРЮЛ вносится информация об учредителях акционерного общества и держателе реестра акционеров (см. подп. "д" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц).
4. В дополнение к положениям комментируемой статьи порядок создания акционерного общества также регулируется нормами ст. ст. 8 - 11, 13 Закона об акционерных обществах и гл. III - IV Закона о регистрации юридических лиц. При учреждении общества процедура избрания органов управления и ревизионной комиссии общества, а также утверждения аудитора регулируется положениями п. 4 ст. 9 Закона об акционерных обществах о порядке принятия решений учредителями общества. Нормы ст. 66, п. 3 ст. 69, ст. ст. 85 и 86 Закона об акционерных обществах предусматривают порядок избрания органов управления, применяемый после государственной регистрации общества.
5. В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о приватизации возможны два способа создания акционерных обществ при приватизации имущественных комплексов государственных и муниципальных предприятий: 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество и 2) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. Первый из указанных способов (акционирование) первоначально предполагает лишь юридическое изменение формы собственности на имущественный комплекс с государственной или муниципальной на частную при сохранении 100% акций образованного в результате реорганизации общества в собственности публичного образования (ст. 37 Закона о приватизации). Второй способ допускает по общему правилу приобретение публичным образованием в результате внесения вклада не всех 100% акций общества, но при этом не менее 25% плюс одна акция от числа всех обыкновенных акций общества (см. ст. 25 Закона о приватизации). Выбор способа приватизации осуществляется с соблюдением ограничений, установленных п. п. 2 - 3 ст. 13 Закона о приватизации. При этом действующим законодательством не запрещено последовательное применение двух указанных способов приватизации (например, приватизация унитарного предприятия путем преобразования в открытое акционерное общество с последующим внесением полного пакета акций созданного общества в уставный капитал другого открытого акционерного общества).
От доли участия Российской Федерации или субъекта РФ в уставном капитале следует отличать специальное право на участие соответственно Российской Федерации или субъекта РФ в управлении открытым акционерным обществом ("золотую акцию"). Решение об использовании специального права ("золотой акции") может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, однако фактическое использование такого права допустимо только с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего открытого акционерного общества (см. ст. 38 Закона о приватизации). В случае принятия решения об использовании специального права ("золотой акции") в уставе акционерного общества и реестре его акционеров должна содержаться соответствующая запись (п. 5 ст. 41 Закона о приватизации).
6. Учитывая, что хозяйственные общества в отличие от товариществ являются объединениями капиталов, а не лиц, абз. 1 п. 6 комментируемой статьи по аналогии с нормой абз. 1 п. 2 ст. 88 ГК допускает существование компании одного лица. При этом сведения о приобретении одним лицом всех акций общества подлежат обязательному раскрытию (опубликованию для всеобщего обозрения) независимо от типа акционерного общества. Также сведения о единственном акционере должны быть указаны в уставе общества, однако правоустанавливающего значения внесение в устав таких изменений не имеет.
Положения Закона об акционерных обществах распространяются на общества с единственным акционером постольку, поскольку указанным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений. Решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются единственным акционером единолично и оформляются письменно. При этом положения Закона об акционерных обществах, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров. Нормы, регламентирующие порядок принятия решений от имени единственного акционера и оформления трудового договора в случае осуществления единственным акционером функций единоличного исполнительного органа, в целом аналогичны нормам, регулирующим соответствующие вопросы в обществах с ограниченной ответственностью (см. коммент. к п. 2 ст. 88 ГК).
7. В абз. 2 п. 6 комментируемой статьи устанавливается правило, также являющееся общим как для акционерного общества, так и для общества с ограниченной ответственностью. Однако в отношении акционерных обществ из общего правила о недопустимости создания трехзвенной цепочки компаний одного лица законом могут быть установлены исключения. В качестве примера исключения из правила, установленного абз. 2 п. 6 комментируемой статьи, можно привести положения п. 22 ст. 4 ФЗ от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 834).
Другой комментарий к статье 98 ГК РФ
1. Учредителями акционерного общества могут быть как физические лица (граждане), так и юридические. Число учредителей открытого общества не ограничено, закрытого (кроме народного предприятия) - не может превышать 50, т.е. предельного числа акционеров, установленного законом для закрытых обществ (см. п. 2 ст. 10 Закона об акционерных обществах). Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения им всех акций. Однако общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 6 ст. 98 ГК). На основании п. 2 ст. 2 Закона об акционерных обществах положения этого Закона распространяются на общества с одним акционером, если названным Законом не предусмотрено иное и это не противоречит существу соответствующих отношений.
В ст. 66 ГК предусмотрены ограничения на участие государственных органов и органов местного самоуправления, а также учреждений в создании и деятельности хозяйственных обществ. Указанные органы не вправе выступать их учредителями, кроме случаев, когда иное установлено законом. В настоящее время исключения установлены для органов по управлению государственным имуществом. Они, как правило, выполняют функции учредителей обществ, создаваемых при приватизации, от имени собственника - Российской Федерации, ее субъекта и т.д. (ст. 6, п. 3 ст. 41 Закона о приватизации).
Учреждения, финансируемые собственниками, могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ только с согласия собственника, если иное не установлено законом.
Законом об унитарных предприятиях введены ограничения на участие в хозяйственных обществах государственных и муниципальных предприятий. Согласно п. 2 ст. 6 этого Закона решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества. То же самое относится к распоряжению акциями, принадлежащими унитарному предприятию. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 N 940 (СЗ РФ, 2003, N 1, ст. 133) согласование указанных решений от имени собственника на федеральном уровне было возложено на Минимущество России (подп. "б" п. 1). Законодательство о приватизации (ст. 9 Закона о приватизации 1997 г.; ст. 5 Закона о приватизации) не допускает участия государственных предприятий в акционерных обществах, создаваемых на базе других государственных предприятий (в процессе их приватизации).
Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации (п. 2 ст. 5 Закона о приватизации).
2. Учредители акционерного общества заключают между собой письменный договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества. В договоре определяются также размер уставного капитала, категории и типы выпускаемых акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества (п. 1 комментируемой статьи, п. 5 ст. 9 Закона об акционерных обществах).
Договор о создании акционерного общества не относится к учредительным документам. По своей правовой природе он является гражданско-правовым, а поэтому на него распространяются общие положения гражданского законодательства о договорах и сделках, в т.ч. нормы о недействительности сделок в случае противоречия их закону (подход арбитражных судов к разрешению споров о признании недействительным договора о создании акционерного общества иллюстрирует дело, приведенное в качестве примера в Комментарии судебно-арбитражной практики: Вып. 4. М., 1997. С. 84).
В случае учреждения общества одним лицом им принимается соответствующее решение, в котором должны быть определены размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты.
Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до его регистрации. Общество отвечает по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.
3. Устав является единственным учредительным документом акционерного общества. Это акт о правовом статусе общества, содержащий необходимую информацию о нем и определяющий порядок деятельности общества в рамках законодательства. В п. 3 комментируемой статьи названы условия и сведения, которые должны в него включаться помимо указанных в п. 2 ст. 52 ГК, необходимых для всех юридических лиц. Развернутый перечень данных, подлежащих отражению в уставе, содержится в п. 3 ст. 11 Закона об акционерных обществах. К ним относятся:
полное и сокращенное фирменное наименование общества;
место его нахождения;
тип общества - открытое или закрытое;
количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
права акционеров - владельцев акций каждой категории и типа;
размер уставного капитала общества;
структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений;
порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в т.ч. перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством или единогласно;
сведения о филиалах и представительствах общества и иные положения, предусмотренные данным Законом или иными федеральными законами (например, Законом о народных предприятиях).
Устав в соответствующих случаях должен содержать сведения об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в управлении обществом ("золотая акция").
Указанный перечень дополняется рядом отсылок к уставу, содержащихся в других статьях Закона об акционерных обществах. Так, в уставе следует определять размер резервного фонда, создаваемого в соответствии с п. 1 ст. 35 названного Закона. Наряду с этим есть такие условия, вопрос о включении которых решается по усмотрению учредителей общества, а после его создания - общего собрания акционеров. На основании ст. 48 Закона об акционерных обществах уставом может быть предусмотрено отнесение к компетенции совета директоров общества принятия решений об увеличении размера уставного капитала путем выпуска дополнительных акций, а также об образовании исполнительного органа общества и досрочном прекращении его полномочий, которые в соответствии с ГК и указанной статьей Закона входят в компетенцию общего собрания акционеров.
Устав не должен содержать сведений об учредителях общества и акционерах. Они включаются в реестр акционеров (ст. 44 - 46 Закона об акционерных обществах).
Требования устава обязательны для исполнения всеми органами общества и акционерами (ст. 11 Закона об акционерных обществах).
Устав является документом, имеющим не только нормативно-регулирующее значение, но и содержащим, как отмечалось, сведения информационного характера (в т.ч. об имущественном состоянии - размере уставного капитала, компетенции органов управления и т.д.), которые важны для лиц, вступающих с обществом в партнерские отношения. Поэтому Закон об акционерных обществах предусматривает право любого заинтересованного лица знакомиться с уставом общества и обязанность последнего предоставить такую возможность в разумные сроки.
Порядок внесения изменений и дополнений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции определен ст. 12 Закона об акционерных обществах. Решение этих вопросов отнесено к компетенции общего собрания акционеров. Вместе с тем Законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ в указанную статью внесены дополнения, устанавливающие исключения из общего правила. Так, внесение в устав сведений об использовании в отношении общества специального права на участие в управлении им ("золотой акции") осуществляется на основании решения соответственно Правительства РФ или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а исключение таких сведений - на основании решения этих органов о прекращении действия специального права ("золотой акции").
Для внесения в устав изменений, связанных с увеличением или уменьшением уставного капитала, не требуется специального решения общего собрания, а достаточно принятого в установленном Законом порядке решения об изменении размера уставного капитала и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций (при увеличении уставного капитала) либо утвержденного отчета об итогах приобретения обществом акций в целях их погашения (такой отчет утверждается советом директоров общества). Порядок регистрации отчета об итогах эмиссии акций определен Законом о рынке ценных бумаг (ст. 25).
4. Пункт 4 комментируемой статьи в отношении порядка совершения иных действий по созданию акционерных обществ, в т.ч. определения компетенции учредительного собрания, отсылает к Закону об акционерных обществах.
Собрание учредителей в соответствии со ст. 9 названного Закона принимает решение об учреждении общества, утверждении его устава и денежной оценке имущества, вносимого в счет оплаты акций. Решение по всем этим вопросам считается принятым, если за него проголосуют единогласно все учредители.
По Закону от 07.08.2001 N 120-ФЗ для определения стоимости имущества, вносимого в счет оплаты акций (при неденежной форме оплаты), во всех случаях должен привлекаться независимый оценщик (ст. 34 Закона об акционерных обществах). На собрании учредителей избираются также органы управления общества - большинством в 3/4 голоса.
К действиям, связанным с созданием общества, относятся государственная регистрация его в качестве юридического лица (ст. 51 ГК и ст. 13 Закона об акционерных обществах), формирование уставного капитала общества, размещение среди учредителей и оплата ими акций (подробнее см. коммент. к ст. 99) и ряд других действий, предусмотренных Законом.
5. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации (см. коммент. к п. 3 ст. 96). Функции учредителей обществ в этих случаях от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования выполняют соответствующие органы по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Уставный фонд такого общества определяется исходя из балансовой стоимости имущества приватизируемого предприятия, отраженной в решении об условиях его приватизации. Законодательством о приватизации предусмотрен особый порядок размещения акций и ряд других существенных особенностей, связанных с нетрадиционностью такого способа создания акционерных обществ.