1. Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
2. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.
Комментарий к статье 1538 ГК РФ
1. Комментируемой статьей в России вводится правовая охрана нового вида средств индивидуализации - коммерческого обозначения.
Пункт 1 комментируемой статьи содержит указание на субъектов права на коммерческое обозначение. К их числу относятся: 1) юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность; 2) юридические лица, не являющиеся коммерческими организациями, но имеющие право заниматься предпринимательской деятельностью; 3) индивидуальные предприниматели.
2. Коммерческие обозначения имеют специальный объект индивидуализации - разного вида предприятия (торговые - магазины, рынки, промышленные - фабрики, производственные - заводы, развлекательные - кинотеатры, театры, казино и т.д.).
3. Обозначения, используемые в качестве коммерческих, не должны одновременно быть фирменными наименованиями. Иными словами, обладатель исключительного права на фирменное наименование "ООО "Закат" не вправе использовать обозначение "Закат" для маркировки принадлежащего ему развлекательного предприятия - ночного клуба.
4. Кодекс не содержит требования вносить (для возникновения правовой охраны) коммерческое обозначение в учредительные документы или в Единый государственный реестр юридических лиц. Для сравнения: такое требование является обязательным для фирменного наименования (см. комментарий к ст. 1473). Вместе с тем по желанию правообладателя, являющегося, например, юридическим лицом, коммерческое обозначение или коммерческие обозначения, индивидуализирующие принадлежащие этому юридическому лицу предприятия, могут быть зафиксированы (указаны) в учредительных документах.
Другой комментарий к статье 1538 ГК РФ
Комментируемый параграф содержит положения, посвященные коммерческому обозначению. Как отмечалось авторами проекта комментируемой части, коммерческое обозначение в отличие от фирменного наименования, индивидуализирующего юридическое лицо, должно индивидуализировать предприятие (магазин, ресторан, фабрику и тому подобное) как производственную единицу; коммерческое обозначение может быть использовано не только коммерческими юридическими лицами, но и некоммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, а также индивидуальными предпринимателями; коммерческие обозначения не требуют регистрации и не подлежат обязательному включению в ЕГРЮЛ; в комментируемой части дается общая характеристика содержания исключительного права на коммерческое обозначение, предусматриваются ограничения в распоряжении этим правом: оно может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого используется.
Коммерческое обозначение как самостоятельно охраняемое средство индивидуализации, приравненное к результату интеллектуальной деятельности, введено в положениях ст. 2 (viii) Конвенции, учреждающей ВОИС, называющих среди объектов интеллектуальной собственности не только товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, но и коммерческие обозначения. В гражданском законодательстве РФ понятие коммерческого обозначения появилось в части второй ГК РФ, а именно в ряде статей ее гл. 54 "Коммерческая концессия".
В комментируемой статье закреплены общие положения о коммерческом обозначении. Положения п. 1 данной статьи хотя и не дают определения понятия коммерческого обозначения, но позволяют составить представление о рассматриваемом средстве индивидуализации: юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ. Соответственно, использование коммерческого обозначения является лишь возможным в отличие от фирменного наименования, которое в обязательном порядке должно иметься у юридического лица. Требования определения фирменного наименования в учредительных документах юридического лица и включения фирменного наименования в ЕГРЮЛ закреплены в п. 1 ст. 1473 комментируемой главы.
Положения п. 1 комментируемой статьи воспроизведены в п. 64 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, где также указано, что исключительное право использования коммерческого обозначения на основании п. 1 ст. 1539 комментируемого параграфа принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. С учетом этого в указанном п. 64 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России предписано учитывать, что право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия.
В письме ФАС России от 5 апреля 2010 г. N АК/9402 "О разграничении понятий вывеска и реклама" <1> со ссылкой на положения п. 1 комментируемой статьи изложено мнение о том, что размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг может быть признано обычаем делового оборота.
--------------------------------
<1> СПС.
Пункт 1 комментируемой статьи при использовании понятия предприятия отсылает к ст. 132 части первой ГК РФ, в ч. 1 п. 1 которой определено, что предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Часть 2 указанной ст. 132, определяя состав предприятия как имущественного комплекса, в первоначальной редакции называла также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги - коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания. Законом 2006 г. N 231-ФЗ в целях приведения данной нормы в соответствие с комментируемой частью указание в ней на фирменное наименование заменено указанием на коммерческое обозначение. Такие же изменения внесены Законом 2006 г. N 231-ФЗ в соответствующие статьи названной выше гл. 54 части второй ГК РФ, регламентирующей договор коммерческой концессии.
В пункте 2 комментируемой статьи установлены правила использования одного коммерческого обозначения для индивидуализации нескольких предприятий и нескольких коммерческих обозначений для индивидуализации одного предприятия: использование одного коммерческого обозначения для индивидуализации нескольких предприятий допускается, но использование нескольких коммерческих обозначений для индивидуализации одного предприятия невозможно.