Статья 1523. Экспертиза заявки на наименование места происхождения товара и внесение изменений в документы заявки

1. Экспертиза заявки на наименование места происхождения товара проводится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.Экспертиза заявки включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (заявленного обозначения).
2. В период проведения экспертизы заявки на наименование места происхождения товара заявитель вправе до принятия по ней решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки.Если дополнительные материалы изменяют заявку по существу, эти материалы не принимаются к рассмотрению и могут быть оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки.

3. В период проведения экспертизы заявки на наименование места происхождения товара федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе запросить у заявителя дополнительные материалы, без которых проведение экспертизы невозможно.Дополнительные материалы должны быть представлены заявителем в течение трех месяцев со дня направления федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности соответствующего запроса. По ходатайству заявителя этот срок может быть продлен не более чем на шесть месяцев при условии, что ходатайство поступило до истечения срока представления ответа на запрос. Если заявитель нарушил указанный срок или оставил запрос о дополнительных материалах без ответа, заявка признается отозванной на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

Комментарий к статье 1523 ГК РФ

1. Статья 1523 воспроизводит текст ст. 33 Закона о товарных знаках с существенным дополнением в отношении порядка признания заявки отозванной (абз. 1 п. 3).

2. Необходимым основанием решения о предоставлении правовой охраны наименованию места происхождения товара и (или) исключительного права на такое наименование, равно как и решения об отказе в предоставлении правовой охраны этому наименованию и (или) исключительного права на него (см. ст. 1526 ГК), является государственная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара.

Такая экспертиза проводится "федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности", т.е. Роспатентом, представляющим собой Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, подведомственную Министерству образования и науки РФ <1>. Хотя фактически работу по экспертизе заявок на наименование места происхождения товара организует и осуществляет находящийся в ведении Роспатента Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), юридически экспертиза проводится самим Роспатентом, несущим ответственность за ее результаты <2>.

--------------------------------
<1> Структура федеральных органов исполнительной власти, разд. II, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", п. 16 (СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290).
<2> Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 178 "Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" (СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1471), возлагающее на Роспатент только "контроль и надзор за проведением экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности" (подп. "б" п. 3), в этой части не соответствует Гражданскому кодексу.

3. Государственная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара проводится в два этапа, первым из которых является формальная экспертиза, а вторым - в случае, если по результатам формальной экспертизы заявка принята к рассмотрению (п. 1 ст. 1525 ГК), - экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара. Каждому из этих этапов в Кодексе посвящена отдельная статья (см. ст. ст. 1524 и 1525). Правила ст. 1523 являются общими для обоих этапов экспертизы и в основном касаются пополнения поданной заявки недостающими материалами по инициативе самого заявителя (п. 2) или органа, проводящего экспертизу (п. 3).

4. Лицо, подавшее заявку на наименование места происхождения товара, вправе "дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки", за исключением дополнений, меняющих заявку "по существу". Этот текст п. 2 ст. 1523, перенесенный из прежнего Закона, не вполне точен и ясен. Во всяком случае, изменением заявки по существу следует считать дополнение ее такими материалами, которые приводят к существенному несоответствию между заявкой и представленным в ее обоснование заключением (см. п. 5 ст. 1522 ГК).

5. Продление двухмесячного срока на представление заявителем дополнительных материалов, затребованных органом, осуществляющим экспертизу (п. 3 ст. 1523), правильнее считать обязанностью, а не правом этого органа, разумеется, при условии, что ходатайство о продлении срока заявлено своевременно. Однако продолжительность времени, на которое срок должен быть продлен, зависит от усмотрения органа, осуществляющего экспертизу.

В отличие от прежнего Закона в ст. 1523 ясно сказано, что решение о признании заявки отозванной из-за того, что заявитель не представил затребованные от него материалы, вправе принять только Роспатент.

Другой комментарий к статье 1523 ГК РФ

В комментируемой статье закреплены общие положения об экспертизе заявки на наименование места происхождения товара (п. 1), а также регламентировано внесение изменений в документы заявки (п. п. 2 и 3). Данная статья в первоначальной редакции с терминологическими изменениями воспроизводила положения п. п. 1 - 3 ст. 33 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

Пункт 1 комментируемой статьи, посвященный экспертизе заявки на наименование места происхождения товара, устанавливает, что такую экспертизу проводит федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатент (ч. 1), а также определяет этапы проведения такой экспертизы - это формальная экспертиза и экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "заявленное обозначение"). Формальной экспертизе посвящена следующая статья, а экспертизе заявленного обозначения - статья, следующая за этой статьей.

В части 1 п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность представления заявителем в период проведения экспертизы заявки на наименование места происхождения товара до принятия по ней решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки. В силу ч. 2 данного пункта такие дополнительные материалы не могут изменять заявку по существу, в противном случае дополнительные материалы не принимаются к рассмотрению. В то же время при этом допускается оформление заявителем дополнительных материалов в качестве самостоятельной заявки.

На основании данных положений в подп. 13.8.1 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.) указано, что до принятия решения по заявке может быть внесено в нее изменение сведений о заявителе, в частности вследствие изменения наименования или имени заявителя, а также исправление в документах заявки очевидных и технических ошибок; дополнение, уточнение и исправление материалов заявки осуществляется путем подачи заявителем соответствующего письменного заявления. В приложениях 4 и 5 к данному Регламенту приведены соответственно образец заявления о внесении изменения(-й) в наименование и/или адрес заявителя(-ей) и образец заявления об исправлении ошибки (ошибок).

Часть 1 п. 3 комментируемой статьи предусматривает возможность запроса Роспатентом в период проведения экспертизы заявки на наименование места происхождения товара у заявителя дополнительных материалов, без которых проведение экспертизы невозможно. В соответствии с подп. 13.4.5 основанием для такого запроса могут являться, в частности, следующие обстоятельства:

а) необходимость уточнения заявленного обозначения;

б) необходимость представления документов, указанных в п. 7.3.6 данного Регламента;

в) необходимость уточнения товара, для обозначения которого испрашивается государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

г) необходимость уточнения места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), для обозначения которого испрашивается государственная регистрация и предоставление исключительного права на использование наименования места происхождения товара или предоставление исключительного права на использование ранее зарегистрированного наименования места происхождения товара;

д) необходимость уточнения описания особых свойств товара, указанного в заявке;

е) необходимость уточнения сведений, содержащихся в заключении уполномоченного Правительством РФ органа или компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ, и указанных в подп. 7.3.6.1 и 7.3.6.2 данного Регламента, в частности сведений, подтверждающих фактическое осуществление заявителем производственной деятельности в границах указанного географического объекта, наличие в товаре особых свойств, их зависимость от природных условий и (или) людских факторов, характерных для указанного в заявке географического объекта;

ж) необходимость подтверждения известности обозначения в связи с указанным товаром.

Там же предусмотрено, что вопросы иного характера, а также замечания и предложения, возникающие при рассмотрении заявки, могут быть также включены в запрос, направляемый на указанных выше основаниях.

Положениями ч. 2 п. 3 комментируемой статьи регламентировано представление заявителем дополнительных материалов по запросу Роспатента: дополнительные материалы должны быть представлены в течение трех месяцев со дня направления соответствующего запроса; по ходатайству заявителя этот срок может быть продлен не более чем на шесть месяцев при условии, что ходатайство поступило до истечения срока представления ответа на запрос. На случай, когда заявитель нарушил указанный срок или оставил запрос о дополнительных материалах без ответа, предусмотрено, что заявка признается отозванной на основании решения Роспатента.

Часть 2 п. 3 комментируемой статьи изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции данной части устанавливалось, что дополнительные материалы должны быть представлены в течение двух месяцев со дня получения им соответствующего запроса, а не в течение трех месяцев со дня направления соответствующего запроса.

Кроме того, ранее не указывалось на ограничение продления срока представления дополнительных материалов, однако соответствующее регулирование устанавливалось в п. 13.6 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.): если ходатайство подано с соблюдением установленных требований, заявитель уведомляется о продлении срока представления запрашиваемых материалов на срок, указанный в ходатайстве и исчисляемый со дня истечения установленного срока представления запрашиваемых материалов, но не более чем на шесть месяцев. Кстати говоря, там же предусмотрено следующее: если в ходатайстве такой срок не указан, срок представления запрашиваемых материалов продлевается на один месяц, в том числе и в случае, если ходатайство подавалось неоднократно; продление срока ответа на запрос экспертизы на срок свыше шести месяцев со дня истечения установленного срока представления дополнительных материалов по запросу экспертизы не допускается.