Статья 1522. Заявка на наименование места происхождения товара

1. Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (заявка на наименование места происхождения товара) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
2. Заявка на наименование места происхождения товара должна относиться к одному наименованию места происхождения товара.Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование может быть подана одним лицом или несколькими лицами. (Абзац дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)
3. Заявка на наименование места происхождения товара должна содержать:
1) заявление о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или только о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения;
2) заявляемое обозначение;
3) указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;
4) указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара;
5) описание особых свойств товара.

4. Заявка на наименование места происхождения товара подписывается заявителем, а в случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя - заявителем или его представителем, подающим заявку.

5. Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится на территории Российской Федерации, к заявке по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (уполномоченный орган) о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (пункт 1 статьи 1516).Если заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование подается несколькими лицами, к заявке по инициативе заявителя прилагается заключение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, в отношении товара каждого заявителя.К заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, находящегося на территории Российской Федерации, по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (Государственный реестр наименований) (статья 1529).Если указанное в абзацах первом, втором и третьем настоящего пункта заключение не представлено заявителем, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности запрашивает указанное заключение или содержащиеся в нем сведения в уполномоченном органе.Уполномоченный орган осуществляет контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара.Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится за пределами Российской Федерации, к заявке прилагается документ, подтверждающий право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

6. Заявка на наименование места происхождения товара подается на русском языке.Документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или другом языке. Если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомления о необходимости выполнения данного требования.

7. Требования к документам, содержащимся в заявке на наименование места происхождения товара или прилагаемым к ней (документы заявки), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
8. Датой подачи заявки на наименование места происхождения товара считается день поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, а если указанные документы представлены не одновременно, - день поступления последнего документа.

9. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения о поданных заявках на наименование места происхождения товара, за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара.После публикации сведений о заявке и до принятия решения о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование любое лицо вправе представить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обращение в письменной форме, содержащее доводы против предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара или против предоставления исключительного права на использование наименования места происхождения товара. (Пункт дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)

Комментарий к статье 1522 ГК РФ

1. Нормы, составляющие содержание ст. ст. 1522 - 1533 ГК, вошедших в подпараграф 3 § 3 гл. 76 Кодекса, регулируют не только "государственную регистрацию наименования мест происхождения товара" в собственном смысле слова и не только "предоставление исключительного права" на это наименование, а всю процедуру предоставления государством в лице федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатента) правовой охраны конкретному наименованию места происхождения товара и исключительного права на это наименование конкретному правообладателю.

Эта административно-правовая по своей природе процедура, конечным результатом которой должно быть возникновение на основании публично-правового ненормативного акта исполнительной власти субъективного гражданского права, подразделяется на следующие стадии:

а) подача заявки на наименование места происхождения товара (см. ст. ст. 1522, 1527 ГК);

б) формальная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара (см. ст. ст. 1523, 1524 ГК);

в) экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (см. ст. ст. 1523, 1525 ГК);

г) решение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности по результатам заявленного обозначения (см. ст. ст. 1526, 1528 ГК);

д) собственно государственная регистрация наименования места происхождения товара и (или) исключительного права на это наименование (см. ст. ст. 1529, 1532 ГК);

е) выдача свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара (см. ст. ст. 1530 - 1532 ГК);

ж) публикация сведений о государственной регистрации наименования места происхождения товара (см. ст. 1533 ГК).

На каждой из этих стадий действия (бездействие) заявителя и правообладателя, равно как и федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности и уполномоченных им лиц, влекут определенные правовые последствия.

2. В основе ст. 1522 лежит ст. 32 Закона о товарных знаках, с рядом существенных уточнений и редакционных изменений.

3. В статье 1522, как и в других статьях § 3 гл. 76 ГК, имеются в виду два вида заявок, обнимаемые в тексте Кодекса для краткости общим названием "заявка на наименование места происхождения товара":

заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование. Такая заявка должна подаваться тогда, когда указанному в ней наименованию правовая охрана в России еще не предоставлена;

заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное в России наименование места происхождения товара.

При этом в обоих случаях "заявкой" нередко называется весь комплект документов, в который входят, кроме собственно заявки, предусмотренной п. 3 ст. 1522, прилагаемые к ней документы, в т.ч. те, которые указаны в п. п. 5 и 6 ст. 1522. В этом смысле сама заявка и прилагаемые к ней документы могут называться общим термином "документы заявки" (п. 7 ст. 1522).

4. Различия в правилах ст. 1522, определяющих содержание двух разных видов заявок на наименование места происхождения товара, незначительны.

Более существенные различия в документах, приложение которых к заявкам необходимо в силу п. 5 ст. 1522.

К заявке на государственную регистрацию наименования находящегося в России места происхождения товара должно быть приложено заключение о том, что это наименование отвечает критериям (признакам) охраноспособности таких наименований, предусмотренным в ст. 1516 ГК. Это заключение должно исходить от органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

В настоящее время эти органы определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 N 481 "О Перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара" <1>. В соответствии с этим Постановлением такими уполномоченными органами являются:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 38. Ст. 3806.

Минздравсоцразвития России - в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды,

Минпромторг России - в отношении изделий народных художественных промыслов,

Минсельхоз России - в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива, безалкогольной, алкогольной и спиртосодержащей продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов.

К заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование находящегося в России места происхождения товара должно быть приложено заключение о том, что заявитель производит в границах соответствующего географического объекта товар, обладающий теми особыми свойствами, какие ранее послужили основанием предоставления правовой охраны наименования этого объекта. Названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 N 481 такие заключения уполномочены давать те же министерства, которые дают заключения об охраноспособности наименований мест происхождения товара.

Если географический объект, наименование которого заявляется в России в качестве наименования места происхождения товара, находится вне пределов России, заявитель должен документально подтвердить свое право на использование этого именования в стране происхождения товара.

5. Более детальные требования к "документам заявки" в развитие тех, которые установлены в ст. 1522, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Таким федеральным органом является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). В соответствии с п. 2 ст. 1246 ГК этому Министерству принадлежит право издавать нормативные правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с наименованиями мест происхождения товаров, в случаях, предусмотренных Кодексом <1>.

--------------------------------
<1> До издания Минобрнауки России соответствующего нормативного акта следует иметь в виду Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, утвержденные Приказом Роспатента от 25.02.2003 N 24 (БНА РФ. 2003. N 22).

6. В случаях подачи заявки на наименование места происхождения товара через патентного поверенного или иного представителя заявителя заявка может быть подписана не самим заявителем, а его представителем.

Случаи, в которых ведение дел с федеральным органом по интеллектуальной собственности через патентного поверенного, зарегистрированного в этом федеральном органе, обязательно, указаны в п. 2 ст. 1247.

7. Определение даты подачи заявки на наименование места происхождения товара, чему посвящен п. 8 ст. 1522, имеет значение прежде всего для определения срока действия свидетельства об исключительном праве на это наименование (см. п. 1 ст. 1531 ГК).

Другой комментарий к статье 1522 ГК РФ

Комментируемый подпараграф, посвященный государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на наименование места происхождения товара, открывает статья, регламентирующая подачу заявки на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также заявки на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "заявка на наименование места происхождения товара"). Данная статья в первоначальной редакции без каких-либо существенных изменений воспроизводила соответствующие положения ст. 32 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено, что заявка на наименование места происхождения товара подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатент. Пункт 1 ст. 32 Закона 1992 г. о товарных знаках устанавливал, что заявка на наименование места происхождения товара подается в Роспатент физическим и (или) юридическим лицом (лицами) самостоятельно или через патентного поверенного в соответствии с п. 2 ст. 8 данного Закона. Соответствующее регулирование закреплено в общих положениях ст. 1247 комментируемой части, в п. 1 которой соответственно предусмотрено, что ведение дел с Роспатентом может осуществляться заявителем, правообладателем, иным лицом самостоятельно, или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте, или через иного представителя.

Часть 1 п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что заявка на наименование места происхождения товара должна относиться к одному наименованию места происхождения товара. Это положение продублировано в п. 7.3 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.), но последствия несоблюдения этого положения данным Регламентом не определены.

В части 2 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование может быть подана одним лицом или несколькими лицами. Данная часть введена Законом 2014 г. N 35-ФЗ, но о нововведении речь не идет, поскольку соответствующее регулирование устанавливалось в п. 7.1 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.): основанием для исполнения государственной функции и выдачи документов, являющихся результатом исполнения государственной функции Роспатента, является подача одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами заявки на наименование места происхождения товара.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает требования к содержанию заявки на наименование места происхождения товара. Эти требования продублированы в п. 7.3 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.), где также указано следующее: заявка на наименование места происхождения товара представляется на типографском бланке или в виде компьютерной распечатки согласно образцам, приведенным в приложениях 2 и 3 к данному Регламенту; если заявка на наименование места происхождения товара представлена на типографском бланке, то ее графы заполняются машинописным способом.

В пункте 4 комментируемой статьи установлены требования к подписанию заявки на наименование места происхождения. Воспроизводя и детализируя положения данного пункта, подп. 7.3.1.5 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.) предусматривает следующее: в графе заявки на наименование места происхождения товара "Подпись" указывается дата подписания заявки и подпись заявителя; от имени юридического лица заявка подписывается руководителем организации или иным лицом, уполномоченным на это в соответствии с законодательством РФ или учредительными документами юридического лица, с указанием его должности, подпись скрепляется печатью юридического лица; в случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя заявка подписывается заявителем или его представителем, подающим заявку; подпись расшифровывается указанием фамилии и инициалов подписавшего лица; если дата подписания не указана, то таковой считается дата поступления заявки.

Часть 1 п. 5 комментируемой статьи для случая, когда географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится на территории РФ, предусматривает приложение к заявке по инициативе заявителя заключения уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "уполномоченный орган") о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (иначе говоря, заключение о выполнении условий предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара; эти условия установлены в п. 1 ст. 1516 комментируемого параграфа, к которому и сделана отсылка).

В случае если заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование подается несколькими лицами, то в соответствии с ч. 2 п. 5 комментируемой статьи такое заключение прилагается к заявке по инициативе заявителя в отношении товара каждого заявителя.

Часть 3 п. 5 комментируемой статьи предусматривает, что к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, находящегося на территории РФ, по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров РФ (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "Государственный реестр наименований") (ведение названного реестра регламентировано ст. 1529 комментируемого параграфа, к которой и сделана отсылка).

В части 4 п. 5 комментируемой статьи установлено, что в случае, если соответствующее заключение не представлено заявителем по собственной инициативе, Роспатент запрашивает заключение или содержащиеся в нем сведения в уполномоченном органе.

Часть 5 п. 5 комментируемой статьи обязывает уполномоченный орган осуществлять контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара.

В части 6 п. 5 комментируемой статьи для случая, когда географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится за пределами России, предусмотрено, что к заявке прилагается документ, подтверждающий право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.

Пункт 5 комментируемой статьи изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. Внесенные изменения коснулись следующего: ранее предусматривалось представление заявителем соответствующего заключения уполномоченного органа в обязательном порядке, теперь заключение представляется по инициативе заявителя и при его непредставлении Роспатент запрашивает заключение или содержащиеся в нем сведения в уполномоченном органе; введены положения, учитывающие возможность подачи заявки на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование несколькими лицами; закреплена обязанность уполномоченного органа по осуществлению контроля за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара.

Помимо прочего, новым является то, что не воспроизведено содержавшееся в ч. 4 п. 5 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции положение о том, что к заявке должен прилагаться документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. N 481 (наименование Перечня в ред. Постановления Правительства РФ от 6 декабря 2007 г. N 845) <1>. Данный Перечень (в ред. Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882) включает в себя следующее:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 38. Ст. 3806; 2007. N 50. Ст. 6305.

Минздрав России - в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды;

Минпромторг России - в отношении изделий народных художественных промыслов;

Минсельхоз России - в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов;

Росалкогольрегулирование - в отношении алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Приказом Минсельхоза России от 28 декабря 2011 г. N 496 утвержден Административный регламент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключения, прилагаемого к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, заявитель производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива и безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов (наименование Административного регламента в ред. Приказа Минсельхоза России от 28 декабря 2012 г. N 658) <1>.

--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2012. N 30; РГ. 2013. 1 марта. N 45.

Приказом Росалкогольрегулирования от 29 июля 2013 г. N 188 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче заключений, прилагаемых к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара <1>.

--------------------------------
<1> РГ. 2013. 18 октября. N 235.

Положения п. 6 комментируемой статьи устанавливают требования к языку заявки на наименование места происхождения товара и прилагаемых к ней документов. Эти положения воспроизведены и детализированы в п. п. 7.3.1, 7.3.7 и 9.5 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.):

заявление, содержащееся в заявке, представляется на русском языке. В заявлении имена, наименования и адреса могут быть указаны на другом языке для целей публикации сведений в официальном бюллетене Роспатента;

иные документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или иностранном языке. В случае если документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык документов может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему уведомления о необходимости выполнения данного требования, в противном случае документы считаются представленными на дату поступления их перевода. Перевод на русский язык подписывается заявителем или его представителем или заверяется в установленном законодательством порядке;

производство по заявкам ведется на русском языке. К материалам, представляемым заявителем на ином языке, должен быть приложен их перевод на русский язык. Может быть представлен перевод на русский язык, заверенный в установленном законодательством порядке или подписанный заявителем или его представителем. При отсутствии такого перевода материалы не принимаются во внимание при рассмотрении заявки, о чем заявитель уведомляется.

В пункте 7 комментируемой статьи полномочие по установлению требований к документам, содержащимся в заявке на наименование места происхождения товара и прилагаемым к ней документам (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "документы заявки"), делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246). Соответствующим документом является Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации, утв. Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 328 (в настоящем комментарии обозначается как Регламент Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.)).

Пункт 8 комментируемой статьи предусматривает правила определения даты подачи заявки на наименование места происхождения товара. Такой датой считается день поступления в Роспатент документов, предусмотренных п. 3 данной статьи, т.е. документов, которые должна содержать заявка. На случай, когда указанные документы представлены не одновременно, предусмотрено, что днем подачи заявки на наименование места происхождения товара считается день поступления последнего документа.

Как указано в п. 7.4 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.):

заявка на наименование места происхождения товара и прилагаемые к ней документы представляются через экспедицию Роспатента, в том числе в региональных пунктах приема документов по адресам, указанным на сайте Роспатента, или направляются почтовым отправлением через организацию почтовой связи по адресу, указанному в п. 6.2 данного Регламента;

заявка на наименование места происхождения товара и прилагаемые к ней документы могут представляться по факсу при условии последующего представления их оригиналов с соблюдением требований п. 10.3 данного Регламента;

заявка на наименование места происхождения товара и прилагаемые к ней документы могут представляться в электронном виде на машиночитаемом носителе (с одновременным представлением на бумажном носителе) и подписанные электронной цифровой подписью. Требования к заявке на наименование места происхождения товара, представляемой в электронном виде и подписанной электронной цифровой подписью, устанавливаются Роспатентом.

В части 1 п. 9 комментируемой статьи установлена необходимость публикации Роспатентом в официальном бюллетене сведений о поданных заявках на наименование места происхождения товара, за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара. Часть 2 данного пункта предусматривает право любого лица после такой публикации представить в Роспатент обращение в письменной форме, содержащее доводы против предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара или против предоставления исключительного права на использование наименования места происхождения товара. Такое право может быть реализовано до принятия решения о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование.

Пункт 9 комментируемой статьи введен Законом 2014 г. N 35-ФЗ. В обоснование указанных нововведений авторами проекта изменений отмечалось, что они должны обеспечивать большую прозрачность административных процедур, осуществляемых Роспатентом. Соответствующим изданием согласно Положению об официальных изданиях Роспатента (2013 г.) является официальный бюллетень "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров" (см. комментарий к ст. 1533).