Статья 1511. Государственная регистрация коллективного знака

1. К заявке на регистрацию коллективного знака (заявке на коллективный знак), подаваемой в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, прилагается устав коллективного знака, который должен содержать:
1) наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое наименование (правообладателя);
2) перечень лиц, имеющих право использования этого коллективного знака;
3) цель регистрации коллективного знака;
4) перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком;
5) условия использования коллективного знака;
6) положения о порядке контроля за использованием коллективного знака;
7) положения об ответственности за нарушение устава коллективного знака.

2. В Государственный реестр товарных знаков и свидетельство на коллективный знак в дополнение к сведениям, предусмотренным статьями 1503 и 1504 настоящего Кодекса, вносятся сведения о лицах, имеющих право использования коллективного знака. Эти сведения, а также выписка из устава коллективного знака о единых характеристиках качества и об иных общих характеристиках товаров, в отношении которых этот знак зарегистрирован, публикуется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене. Правообладатель уведомляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности об изменениях в уставе коллективного знака.

3. В случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками, правовая охрана коллективного знака может быть прекращена досрочно полностью или частично на основании решения суда, принятого по заявлению любого заинтересованного лица.

4. Коллективный знак и заявка на коллективный знак могут быть преобразованы соответственно в товарный знак и в заявку на товарный знак и наоборот. Порядок такого преобразования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

Комментарий к статье 1511 ГК РФ

1. К заявке на регистрацию коллективного знака должен прилагаться устав коллективного знака. В пункте 1 комментируемой статьи содержится перечень обязательных сведений, включаемых в такой устав. Требование включать сведения о единых характеристиках товаров, маркируемых коллективным знаком, отражает основную цель регистрации таких знаков, а именно достижение такой ситуации, когда потребителю не важно, какое из входящих в объединение предприятий изготавливает продукцию, поскольку все маркируемые коллективным знаком товары обладают едиными характеристиками.

В этой связи установление ответственности за нарушение устава, а также предусмотренная Гражданским кодексом возможность прекращения правовой охраны коллективного товарного знака, если маркируемые товары не обладают едиными качественными или иными характеристиками, представляются вполне целесообразными.

2. Надо отметить, что объединение, являющееся владельцем коллективного товарного знака, может самостоятельно его не использовать, однако члены объединения вправе применять данный товарный знак. В таком случае объединение, следуя положениям ст. 7 bis Парижской конвенции, является лишь органом, осуществляющим контроль за использованием коллективного знака членами этого объединения.

3. Рассмотрение заявок на коллективные товарные знаки производится в том же порядке, что и рассмотрение заявок на "индивидуальные" знаки. Коллективные знаки также проверяются на соответствие требованиям ст. ст. 1477 и 1483 ГК.

4. Пункт 3 комментируемой статьи посвящен случаям досрочного прекращения охраны коллективного знака, когда он используется на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Речь идет не об охраноспособности обозначений, а об их использовании в гражданском обороте. Поэтому разрешением подобных вопросов занимаются суды. Надо отметить, что заявление в суд о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака может быть подано любым заинтересованным лицом.

5. В соответствии с Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания и в соответствии с проектом Административного регламента ТЗ заявка на товарный знак может быть преобразована в заявку на коллективный знак при соблюдении следующих условий:

ходатайство о преобразовании в заявку на коллективный знак подано до принятия решения по преобразуемой заявке;

указанное ходатайство подписано заявителем по заявке на товарный знак;

к ходатайству приложены: устав коллективного знака, новое заявление, подписанное руководителем объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое наименование (правообладателя), и удовлетворяющее установленным требованиям.

Заявитель по преобразуемой заявке может быть включен в перечень лиц, имеющих право использования коллективного знака.

Заявку на коллективный знак допустимо преобразовать в заявку на товарный знак при соблюдении следующих условий:

ходатайство о преобразовании в заявку на товарный знак подано до принятия решения по преобразуемой заявке;

указанное ходатайство подписано руководителем объединения - заявителя по заявке на коллективный знак;

к ходатайству приложено согласие на преобразование заявки лиц, имеющих право использовать коллективный знак, и новое заявление, подписанное лицом, уполномоченным зарегистрировать товарный знак на свое наименование (имя), и удовлетворяющее установленным требованиям.

В новом заявлении в качестве заявителя должно быть указано лицо, входившее в состав объединения - заявителя по преобразуемой заявке и имевшее право использовать коллективный знак.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя о результатах рассмотрения ходатайства в течение 2 месяцев со дня его поступления.

Преобразование не осуществляется в отношении заявок, отозванных или признанных отозванными. До рассмотрения ходатайства о преобразовании решение о государственной регистрации или решение об отказе в государственной регистрации товарного знака не принимается.

6. Зарегистрированный коллективный товарный знак может быть преобразован в "индивидуальный" и наоборот. Процедура такого преобразования аналогична процедуре преобразования заявок. Изменения, произошедшие со знаками, вносятся в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ в соответствии с положениями Административного регламента по ведению реестров.

Другой комментарий к статье 1511 ГК РФ

В комментируемой статье регламентирована государственная регистрация коллективного знака. Данная статья воспроизводит с отдельными изменениями положения ст. 21 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

Пункт 1 комментируемой статьи, дублируя положение п. 5 ст. 1492 комментируемого параграфа, предусматривает необходимость приложения к заявке на регистрацию коллективного знака (заявке на коллективный знак), подаваемой в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатент, такого документа, как устав коллективного знака. Часть 2 п. 2 данной статьи обязывает правообладателя уведомлять Роспатент об изменениях в уставе коллективного знака.

В пункте 1 комментируемой статьи также определен исчерпывающий перечень сведений, который должен содержать такой документ. Ранее в п. 1 ст. 21 Закона 1992 г. о товарных знаках устанавливалось, что в уставе коллективного знака указываются наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя, перечень лиц, имеющих право пользования этим знаком, цель его регистрации, перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия его использования, порядок контроля за его использованием, ответственность за нарушение устава коллективного знака.

В части 1 п. 2 комментируемой статьи предусмотрены сведения, которые подлежат внесению в Государственный реестр товарных знаков и свидетельство на коллективный знак в дополнение к сведениям, предусмотренным ст. ст. 1503 и 1504 комментируемого параграфа, - это сведения о лицах, имеющих право использования коллективного знака. В соответствии с данной частью эти сведения, а также выписка из устава коллективного знака о единых характеристиках качества и об иных общих характеристиках товаров, в отношении которых этот знак зарегистрирован, подлежат публикации Роспатентом в официальном бюллетене. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1506), соответствующим изданием является официальный бюллетень "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров", включающий раздел "Товарные знаки и знаки обслуживания".

Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает возможность досрочного прекращения полностью или частично правовой охраны коллективного знака в случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками, т.е. при нарушении требований ч. 2 п. 1 ст. 1510 комментируемого параграфа к коллективному знаку. Прекращение правовой охраны осуществляется в судебном порядке. Правом на обращение в суд обладает любое заинтересованное лицо. Соответствующее основание прекращения правовой охраны товарного знака указано в подп. 2 п. 1 ст. 1514 комментируемого параграфа.

В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрена возможность преобразования коллективного знака и заявки на коллективный знак в товарный знак и в заявку на товарный знак и наоборот - преобразования товарного знака и заявки на товарный знак в коллективный знак и в заявку на коллективный знак. При этом полномочие по установлению порядка делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246). В пункте 4 ст. 21 Закона 1992 г. о товарных знаках такое полномочие делегировалось федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности, на основании чего соответствующие вопросы урегулированы Правилами рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.):

заявка на товарный знак может быть преобразована в заявку на коллективный знак. При этом должны быть соблюдены следующие условия: ходатайство о преобразовании в заявку на коллективный знак подано до принятия решения по преобразуемой заявке; ходатайство о преобразовании в заявку на коллективный знак подписано заявителем по заявке на товарный знак; к ходатайству о преобразовании в заявку на коллективный знак приложены: устав коллективного знака, новое заявление, подписанное руководителем объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя. Заявитель по преобразуемой заявке может быть включен в перечень лиц, имеющих право пользования коллективным знаком (подп. 6.7.1);

заявка на коллективный знак может быть преобразована в заявку на товарный знак. При этом должны быть соблюдены следующие условия: ходатайство о преобразовании в заявку на товарный знак подано до принятия решения по преобразуемой заявке; ходатайство о преобразовании в заявку на товарный знак подписано руководителем объединения - заявителем по заявке на коллективный знак; к ходатайству о преобразовании в заявку на товарный знак приложено согласие на преобразование заявки лиц, имеющих право пользования этим знаком; к ходатайству о преобразовании в заявку на товарный знак приложено новое заявление, подписанное лицом, уполномоченным зарегистрировать товарный знак на свое имя. В новом заявлении в качестве заявителя должно быть указано лицо, входившее в состав объединения - заявителя по преобразуемой заявке и имевшее право пользования коллективным знаком (подп. 6.7.2).