Статья 1438. Испытания селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность

1. Испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность проводятся по методикам и в сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства.Заявитель обязан предоставить для испытаний необходимое количество семян, племенного материала по адресу и в срок, которые указаны федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

2. Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, вправе использовать результаты испытаний, проведенных компетентными органами других государств, с которыми заключены соответствующие договоры, результаты испытаний, проведенных другими российскими организациями по договору с указанным федеральным органом, а также данные, представленные заявителем.

Комментарий к статье 1438 ГК РФ

1. В комментируемой статье регламентируется четвертый этап процедуры получения патента на селекционное достижение - испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность. Нормы комментируемой статьи с незначительными редакционными уточнениями воспроизводят положения ст. 10 Закона о селекционных достижениях.

Испытания на отличимость, однородность и стабильность (далее - испытания на ООС) проводятся только в отношении селекционных достижений, соответствующих критерию новизны (ст. 1437 ГК).

За испытание селекционного достижения на ООС установлена патентная пошлина (код 1.3.0) в размере 10,0 минимальных размеров оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется не позднее января года, в котором предлагается провести испытания.

2. В комментируемой статье, как и в ранее действовавшем законодательстве, отсутствует четкое определение субъекта, уполномоченного на проведение испытаний на ООС, как это сделано в отношении предварительной экспертизы заявки на выдачу патента (п. п. 3 и 4 ст. 1435 ГК) и в отношении экспертизы селекционного достижения на новизну (п. 2 ст. 1437). Связано это, очевидно, с тем, что соответствующая деятельность в настоящее время осуществляется множеством лиц и организаций с различным правовым статусом и различными правомочиями по проведению испытаний.

При этом следует особо выделить субъект, уполномоченный принимать юридически значимые решения, связанные с результатами испытаний на ООС. Таким субъектом, безусловно, является федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, который, как это следует из п. 1 ст. 1439 ГК, при соответствии селекционного достижения критериям охраноспособности (п. 2 ст. 1413) принимает решение о выдаче патента на селекционное достижение. До принятия части 4 ГК таким субъектом была Госкомиссия, к функциям которой было отнесено проведение экспертиз и испытания селекционного достижения (п. 5 Положения о Госкомиссии).

Субъектами, ответственными за непосредственное проведение испытаний на ООС в соответствии с п. 2 комментируемой статьи и п. 3 Регламента 1997 г., могут быть:

специализированные госсортостанции и госсортоучастки и другие организации, подведомственные Госкомиссии. В настоящее время большинство культур испытываются на ООС на 1 - 2 участках в течение одного-двух лет. Для испытания по 82 наиболее экономически важным культурам выделено 38 госсортоучастков и госсортостанций <1>;

--------------------------------
<1> См.: Шмаль В.В. Об охране и использовании селекционных достижений в Российской Федерации // www.gossort.com.

российские организации (научно-исследовательские учреждения), с которыми федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям заключены соответствующие договоры;

уполномоченные органы сортоиспытательных служб иностранных государств, с которыми заключены соответствующие договоры. В случае если по заявке, ранее поданной в компетентный орган другого государства, уже проведена или проводится экспертиза селекционного достижения на ООС, в соответствии с п. 3.2.1 Порядка 2005 г. с заявителем в ходе предварительной экспертизы заявки согласовывается возможность использования результатов этой экспертизы и при необходимости запрашивается его согласие на их оплату компетентному органу соответствующей страны (административный платеж);

заявители по ряду родов и видов, определяемых Госкомиссией. В настоящее время по заявкам с приоритетом до 15 января 2001 г. заявители имеют право проводить испытания на ООС по всем охраняемым культурам. За определение соответствия селекционного достижения критериям ООС на основании данных, представленных заявителем, установлена патентная пошлина (код 1.3.1) в размере 2,0 минимальных размеров оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется вместе с представленными данными или не позднее двух месяцев с даты их представления. При этом результаты проведенных заявителем испытаний на ООС могут быть в течение всего срока действия патента оспорены любым лицом, и в случае установления недостоверности представленных заявителем данных об однородности и стабильности селекционного достижения (подп. 1 п. 1 ст. 1441 ГК) соответствующий патент на селекционное достижение может быть признан недействительным.

Множественность субъектов, участвующих в проведении испытаний на ООС, предопределена положением ст. 12 Женевской конвенции, в соответствии с которым в ходе экспертизы компетентный орган может проводить необходимые испытания самостоятельно, предъявлять требования о проведении необходимых испытаний другими лицами, а также использовать результаты уже проведенных официальных испытаний.

3. Независимо от того, кем проводится испытание селекционного достижения на ООС, на заявителя в соответствии с п. 1 комментируемой статьи возлагается обязанность по предоставлению семян и племенного материала в необходимом для испытаний количестве. Обязанность заявителя по требованию компетентного органа предоставлять всю необходимую информацию, документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы, предусматривается также ст. 12 Женевской конвенции.

В соответствии с п. 7 Правил 1994 г. указанная обязанность возникает у заявителя после получения уведомления (п. 3 ст. 1435 ГК) о приеме заявки к рассмотрению (см. п. 7 комментария к ст. 1435).

4. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи испытания селекционного достижения на ООС проводятся по методикам и в сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства. В настоящее время таким органом является Министерство сельского хозяйства РФ (см. п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 164).

До принятия части 4 ГК установление соответствующих методик и сроков относилось к компетенции Госкомиссии. По данным Госкомиссии, на конец 2007 г. соответствующие методики утверждены в отношении 238 ботанических и зоологических родов и видов (см.: www.gossort.com/mtd_dus.html). В указанных методиках, которые разрабатываются на основе методик Международного союза по охране селекционных достижений (UPOV), членами которого являются государства - участники Женевской конвенции, сформулированы все относящиеся к данному роду или виду признаки, по которым должны проводиться испытания соответствующего селекционного достижения на ООС. Так, например, Методикой проведения испытаний на отличимость, однородность и стабильность арбуза, утвержденной Госкомиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений 22.05.2007 N 12-06/33, предусмотрено 49 таких признаков.

5. В комментируемой статье отсутствуют указания о юридических последствиях завершения испытаний селекционного достижения на ООС. Последствия положительного результата испытаний частично урегулированы в п. 1 ст. 1439 ГК, в остальной части - в Регламенте 1997 г. Последствия отрицательного результата испытаний - целиком в указанном Регламенте.

При положительном результате испытаний на ООС федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям принимает решение о выдаче патента и по согласованию с заявителем составляет описание селекционного достижения, в котором должно содержаться заключение о его отличимости от общеизвестных селекционных достижений, однородности и стабильности. Описание селекционного достижения является основанием для выдачи патента на селекционное достижение и соответствующих авторских свидетельств (п. 1 ст. 1439 ГК, п. 3 Регламента 1997 г.). Патент на селекционное достижение (ст. 1415 ГК) выдается федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, который также вносит селекционное достижение в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений (п. 1 ст. 1439 ГК). В соответствии с п. 4 ст. 1441 ГК решение о выдаче патента отменяется в случае признания патента недействительным.

При несоответствии селекционного достижения критериям отличимости, однородности или стабильности федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям выносится решение об отказе в выдаче патента (п. 4 Регламента 1997 г.). Форма указанного решения утверждена Регламентом 1997 г. (приложение 2). Принятие указанного решения означает окончательное отклонение заявки на выдачу патента на селекционное достижение. В соответствии с п. 3.9 Порядка 2005 г. материалы отклоненной заявки возврату не подлежат.

Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям обязан сообщить заявителю о принятом решении о выдаче патента или об отклонении заявки (п. 5 Регламента 1997 г.). В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 1443 ГК указанные решения подлежат опубликованию в "Официальном бюллетене".

Решение, принятое по результатам проведения испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, может быть оспорено заявителем в судебном порядке (п. 1 ст. 1248 ГК).

Другой комментарий к статье 1438 ГК РФ

В комментируемой статье предусмотрено и регламентировано проведение испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, т.е. установление наличия или отсутствия соответствия селекционного достижения таким критериям охраноспособности селекционного достижения, предусмотренным в п. 2 ст. 1413 комментируемой главы, как отличимость, однородность и стабильность. Комментируемая статья воспроизводит с отдельными редакционными изменениями положения ст. 10 Закона 1993 г. о селекционных достижениях. В статье 12 Международной конвенции по охране новых сортов растений в рамках такой регламентации установлено, что в ходе экспертизы заявки на предмет соответствия условиям охраноспособности компетентный орган может выращивать сорт или проводить другие необходимые испытания, предъявлять требование о выращивании нового сорта либо проведении других необходимых испытаний или использовать результаты уже проведенных официальных испытаний.

Часть 1 п. 1 комментируемой статьи, регламентируя проведение испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, делегирует полномочия по установлению методик и сроков таких испытаний федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства (в ч. 1 ст. 10 Закона 1993 г. о селекционных достижениях говорилось о соответствующих полномочиях Госсортокомиссии). Указанным федеральным органом исполнительной власти согласно п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации", является Минсельхоз России, т.е. то же ведомство, которое является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям (см. комментарий к ст. 1246).

В части 2 п. 1 комментируемой статьи закреплена обязанность заявителя предоставить для испытаний необходимое количество семян, племенного материала по адресу и в срок, которые указаны федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям. При этом подразумевается корреспондирующее с этой обязанностью заявителя право Минсельхоза России затребовать необходимое количество семян, племенного материала с указанием адреса и срока их предоставления. Подобное регулирование содержится в ст. 12 Международной конвенции по охране новых сортов растений, предусматривающей, что для целей экспертизы заявки на предмет соответствия условиям охраноспособности компетентный орган может требовать от селекционера предоставить всю необходимую информацию, документы или материал.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает право федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям в целях установления наличия или отсутствия соответствия селекционного достижения таким критериям охраноспособности, как отличимость, однородность и стабильность, использовать, во-первых, результаты испытаний, проведенных компетентными органами других государств, с которыми заключены соответствующие договоры, во-вторых, результаты испытаний, проведенных другими российскими организациями по договору с указанным федеральным органом, и, в-третьих, данные, представленные заявителем.

Детализация положений ст. 10 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, которые вошли в комментируемую статью, содержится в п. 3 Регламента принятия решения по заявке на выдачу патента на селекционное достижение, утв. Госсортокомиссией 10 февраля 1997 г. N 12-04/01:

испытания на отличимость, однородность и стабильность (ООС), если таковые не были проведены прежде по заявке на допуск к использованию, проводят специализированные госсортстанции и госсортоучастки, другие уполномоченные на это организации, а по ряду родов и видов, устанавливаемому Госсортокомиссией, - сами заявители по утвержденной Госсортокомиссией методике;

по заявкам с датой приоритета до 15 января 1998 г. Госсортокомиссия вправе использовать данные результатов испытаний на ООС, проведенные заявителем по сортам всех родов и видов, включенных в Перечень родов и видов, селекционные достижения которых подлежат охране в Российской Федерации;

по результатам испытаний на ООС в отделе по культуре составляют описание сорта с заключением о его отличимости от общеизвестных сортов, однородности и стабильности. Описание согласовывают с заявителем. При несогласии с описанием заявитель представляет обоснование. В случае противоречивых данных испытания на ООС должны быть продолжены в следующем году. Специалист и начальник отдела по культуре подписывают согласованное с заявителем описание и сдают его в Отдел регистрации и госреестров в качестве основания для выдачи патента и авторских свидетельств.