Статья 1439. Порядок государственной регистрации селекционного достижения и выдача патента

1. При соответствии селекционного достижения критериям охраноспособности (пункт 2 статьи 1413) и при соответствии наименования селекционного достижения требованиям статьи 1419 настоящего Кодекса федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям принимает решение о выдаче патента на селекционное достижение, а также составляет описание селекционного достижения и вносит селекционное достижение в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений.

2. В Государственный реестр охраняемых селекционных достижений вносятся следующие сведения:
1) род, вид растения, животного;
2) наименование сорта растений, породы животных;
3) дата государственной регистрации селекционного достижения и регистрационный номер;
4) имя или наименование патентообладателя и его место жительства или место нахождения;
5) имя автора селекционного достижения и его место жительства;
6) описание селекционного достижения;
7) факт передачи патента на селекционное достижение другому лицу с указанием его имени или наименования, места жительства или места нахождения;
8) сведения о заключенных лицензионных договорах;
9) дата окончания действия патента на селекционное достижение с указанием причины.

2.1. По заявлению правообладателя федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям вносит изменения, относящиеся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе селекционного достижения, в том числе к наименованию или имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора селекционного достижения, адресу для переписки, а также изменения для исправления очевидных и технических ошибок в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений и в патент на селекционное достижение. (Пункт дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)
3. Патент на селекционное достижение выдается заявителю. Если в заявлении на выдачу патента указано несколько заявителей, патент выдается заявителю, указанному в заявлении первым, и используется заявителями совместно по соглашению между ними.

Комментарий к статье 1439 ГК РФ

1. В комментируемой статье регламентируется пятый, завершающий этап получения патента на селекционное достижение - государственная регистрация селекционного достижения и выдача патента. Нормы комментируемой статьи с незначительными редакционными уточнениями воспроизводят положения ч. 4 ст. 10, ст. 11 и ч. 1 ст. 12 Закона о селекционных достижениях.

Часть перечисленных в п. 1 комментируемой статьи действий относится к предыдущему этапу - испытаниям селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, осуществляется непосредственно перед государственной регистраций селекционного достижения и следующей за ней выдачей патента на это достижение. Речь идет о составлении федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям описания селекционного достижения, которое в соответствии с п. 3 Регламента 1997 г. является основанием для принятия решения о выдаче патента, которое, в свою очередь, предшествует государственной регистрации. Очевидно, именно поэтому нормы, аналогичные правилам п. 1 комментируемой статьи, содержались ранее в ч. 4 ст. 10 Закона о селекционных достижениях, посвященной испытаниям селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность.

В соответствии с п. 6 Регламента 1997 г. данные о внесении селекционного достижения в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений и о выдаче патента подлежат опубликованию в "Официальном бюллетене".

2. Не вполне уместно отдельное упоминание в п. 1 комментируемой статьи "соответствия наименования селекционного достижения" требованиям закона наряду с другими критериями охраноспособности. При безусловной правомерности отнесения условия о надлежащем наименовании селекционного достижения к условиям его охраноспособности (п. 2 ст. 5 Женевской конвенции) его отдельное упоминание может быть расценено как введение еще одной, самостоятельной, экспертизы, предшествующей принятию решения о выдаче патента. Так А.П. Сергеев, основываясь на тексте ч. 4 ст. 10 Закона о селекционных достижениях, аналогичной п. 1 комментируемой статьи, относит проверку наименования селекционного достижения ко времени проведения испытаний на отличимость, однородность и стабильность <1>. Е.Л. Минина, комментируя рассматриваемую норму, вообще относит эти действия к периоду государственной регистрации селекционного достижения <2>. На практике, однако, соответствие предложенного наименования установленным законом требованиям проверяется федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям в ходе проведения предварительной экспертизы (см. п. 3.2 действующего в настоящее время Порядка приема заявки на выдачу патента на селекционное достижение, утвержденного Госкомиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений 29.03.2005 N 26-12-03/14).

--------------------------------
<1> См.: Сергеев А.П. Указ. соч. С. 713.
<2> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Ч. 4. М., 2007. С. 570.

С учетом изложенного упоминание в п. 1 комментируемой статьи о необходимости соответствия наименования селекционного достижения установленным требованиям следует рассматривать в качестве нормативного закрепления в отечественном законодательстве приведенного выше п. 2 ст. 5 Женевской конвенции и, соответственно, необходимого дополнения к правилам п. 1 ст. 1413 ГК, в которых наименование селекционного достижения вообще не упоминается.

3. За выдачу патента и регистрацию селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений установлена патентная пошлина (код 1.4.0) в размере 0,5 минимального размера оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется в течение двух месяцев после получения заявителем решения о выдаче патента, но не позднее 6 месяцев по истечении указанного 2-месячного срока. В последнем случае размер пошлины увеличивается на 50%.

В приведенной норме Положения о патентных пошлинах на селекционные достижения устанавливается, что пошлина может быть уплачена в течение 8 месяцев после получения заявителем решения о выдаче патента. Однако вопрос о последствиях неуплаты пошлины до истечения этого предельного срока остается открытым. Вполне естественным и справедливым в этом случае представляется решение аналогичной коллизии для случая государственной регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца: в соответствии с п. 2 ст. 1393 ГК, если заявителем не представлен в установленном порядке документ, подтверждающий уплату патентной пошлины, регистрация и выдача патента не осуществляются, а соответствующая заявка признается отозванной. В Положении следует либо опустить упоминание о предельном сроке для уплаты пошлины, либо дополнить это упоминание оговоркой, аналогичной приведенному правилу п. 2 ст. 1393 ГК.

В соответствии с п. 6 Регламента 1997 г. выдача патента на селекционное достижение производится после поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям документа, подтверждающего уплату пошлины (код 1.4.0). Патент выдается заявителю (п. 3 комментируемой статьи).

4. В пункте 2 комментируемой статьи содержится исчерпывающий перечень сведений, которые вносятся в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений. Этот перечень претерпел несущественные редакционные уточнения по сравнению с перечнем, содержавшимся ранее в ст. 11 Закона о селекционных достижениях, и дополнен указанием на необходимость включения в реестр описания селекционного достижения. Такое решение призвано способствовать обеспечению доступа заинтересованных лиц к описанию селекционного достижения, в котором содержится заключение о его отличимости от общеизвестных селекционных достижений, однородности и стабильности (п. 3 Регламента 1997 г.), т.е. совокупность существенных признаков селекционного достижения, являющихся основанием для представления ему гражданско-правовой охраны (п. 2 ст. 1415 ГК).

Трудно признать удачной формулировку подп. 8 п. 2 комментируемой статьи, которая, в отличие от ранее действовавшей - "данные об исключительных, открытых и принудительных лицензиях", - не позволяет заинтересованным лицам получить из Государственного реестра информацию по крайней мере о принудительных лицензиях, которые предоставляются на основании решения суда и не предполагают заключение соответствующего лицензионного договора (п. 1 ст. 1423 ГК), хотя при этом Кодекс обязывает федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям осуществить государственную регистрацию принудительной лицензии (п. 2 ст. 1423 ГК). Следовательно, подп. 8 п. 2 комментируемой статьи во избежание практических трудностей и коллизий следует толковать расширительно с учетом сложившейся в период действия Закона о селекционных достижениях практики.

Напротив, с учетом изменения терминологии изменилось содержание подп. 7 п. 2 комментируемой статьи, дословно воспроизводящего аналогичную формулировку ст. 11 Закона о селекционных достижениях. Пока в указанном Законе словам о "передаче патента" не соответствовал какой-нибудь определенный институт, под эти слова могли подпадать несколько оснований такой "передачи", и в государственном реестре могли получить отражение случаи уступки патента (хотя и не предусмотренной Законом, но вполне признаваемой доктриной гражданского права <1>), перехода патента по наследству, обращения взыскания на исключительное право патентообладателя. С введением в Кодексе легального определения отчуждения патента (п. 1 ст. 1234, ст. 1426 ГК), которое раскрывается как раз через понятие передачи прав, подп. 7 п. 2 комментируемой статьи охватывается только одно из допускавшихся при ранее действовавших формулировках оснований передачи патента, а именно договор об отчуждении патента.

--------------------------------
<1> См: Калятин В.О. Указ. соч. С. 313.

С учетом содержащегося в п. 2 комментируемой статьи перечня сведений, подлежащих включению в Государственный реестр (отличающегося от ранее действовавшего законодательства, как уже отмечалось, только описанием селекционного достижения), представляет интерес его сопоставление с содержанием Государственного реестра охраняемых селекционных достижений, электронная версия которого размещена на официальном сайте Госкомиссии (www.gossort.com/reestr). По состоянию на 12 марта 2007 г. в этом реестре отсутствовала графа для внесения рассматривавшегося выше "факта передачи патента на селекционное достижение другому лицу". В то же время в реестре содержатся такие отсутствующие в Законе (и комментируемой статье) данные, как код (идентификатор) сорта, номер заявки и дата приоритета.

5. В соответствии с п. 1 ст. 1415 ГК патент на селекционное достижение удостоверяет приоритет селекционного достижения, авторство и исключительное право на селекционное достижение. Следовательно, эти данные должны быть указаны в патенте.

Патент оформляется в единственном экземпляре и при наличии нескольких заявителей в соответствии с п. 3 комментируемой статьи выдается заявителю, который указан первым в заявлении о выдаче патента, входящем в число документов заявки на выдачу патента (подп. 1 п. 2 ст. 1433 ГК). При этом с точки зрения предусмотренных Кодексом правомочий по осуществлению исключительного права патентообладателем должно считаться каждое из лиц, исключительное право которого удостоверено патентом.

В пункте 3 комментируемой статьи не вполне точно при определении последствий выдачи патента при множественности обладателей исключительного права на селекционное достижение говорится об "использовании патента". Ни в Кодексе, ни в ранее действовавшем Законе о селекционных достижениях не предусматривается самостоятельное "право использования" патента как такового. Речь должна идти об использовании собственно селекционного достижения, составляющем основное содержание соответствующего исключительного права (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1421 ГК). Таким образом, в части указания о "совместном использовании" комментируемая норма отсылает к общим нормам Кодекса, определяющим условия совместного использования несколькими лицами результата интеллектуальной деятельности.

Следовательно, в случае, когда исключительное право на селекционное достижение принадлежит нескольким патентообладателям совместно, каждый из них может использовать селекционное достижение по своему усмотрению, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними (п. 3 ст. 1229 ГК, п. 2 ст. 1411 ГК). Доходы от совместного использования селекционного достижения распределяются между всеми патентообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное (п. 3 ст. 1229 ГК, п. 3 ст. 1411 ГК). Распоряжение исключительным правом на селекционное достижение осуществляется правообладателями совместно (п. 3 ст. 1229, п. 3 ст. 1411 ГК).

6. В пункте 3 комментируемой статьи отсутствует содержавшееся ранее в ч. 2 ст. 12 Закона о селекционных достижениях положение о возможности в случае утери или повреждения патента выдачи его дубликата, которая, кроме того, обусловливалась уплатой соответствующей патентной пошлины. Невключение указанной нормы, имеющей преимущественно технический, вспомогательный характер, в Кодекс не означает, однако, ни лишение патентообладателя права на получение дубликата патента, ни тем более освобождение его от уплаты патентной пошлины.

Поскольку из абз. 2 п. 2 ст. 1249 ГК вытекает, что применительно к селекционным достижениям перечень юридически значимых действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, устанавливается Правительством Российской Федерации, нет оснований сомневаться в сохранении нормативной силы содержащегося в Положении о патентных пошлинах на селекционные достижения указания о том, что за выдачу дубликата патента подлежит уплате патентная пошлина (код 1.4.2) в размере 2,0 минимальных размеров оплаты труда. Документ об уплате этой пошлины представляется вместе с ходатайством о выдаче дубликата патента.

Другой комментарий к статье 1439 ГК РФ

Комментируемая статья определяет порядок государственной регистрации селекционного достижения и регламентирует выдачу патента. В данной статье воспроизведен ряд положений ст. ст. 10 - 12 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, а также закреплены нововведения Закона 2014 г. N 35-ФЗ.

В пункте 1 комментируемой статьи определено содержание государственной регистрации селекционного достижения - в рамках этой процедуры федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. Минсельхоз России (см. комментарий к ст. 1246), принимает решение о выдаче патента на селекционное достижение, а также составляет описание селекционного достижения и вносит селекционное достижение в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений. Ранее в части 4 ст. 10 Закона 1993 г. о селекционных достижениях указывалось только на то, что Госсортокомиссия принимает решение о выдаче патента и составляет описание селекционного достижения.

Пункт 1 комментируемой статьи, воспроизводя с терминологическими изменениями положения ч. 4 ст. 10 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, также называет условия государственной регистрации селекционного достижения:

соответствие селекционного достижения критериям охраноспособности, определенным в п. 2 ст. 1413 комментируемой главы, т.е. критериям новизны, отличимости, однородности и стабильности (см. комментарий к указанной статье);

соответствие наименования селекционного достижения требованиям ст. 1419 комментируемой главы. Как предусмотрено в ч. 2 п. 3 указанной статьи, если предложенное наименование не отвечает установленным требованиям, то заявитель по требованию федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям обязан в 30-дневный срок предложить иное наименование. Согласно части 3 этого пункта в случае, если до истечения указанного срока заявитель не предложит другого наименования, соответствующего установленным требованиям, или не оспорит отказ в одобрении наименования селекционного достижения в судебном порядке, указанный федеральный орган вправе отказать в регистрации селекционного достижения.

В положениях п. 2 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень сведений, которые подлежат внесению в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений. Ранее такой перечень был определен в ст. 11 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, предусматривавшей, что в названный Государственный реестр вносятся следующие записи:

род, вид растения, животного;

название сорта, породы;

дата регистрации селекционного достижения и регистрационный номер;

имя патентообладателя и его адрес;

фамилия, имя, отчество автора селекционного достижения и его адрес;

факт передачи патента другому лицу с указанием его имени и адреса;

данные об исключительных, открытых и принудительных лицензиях;

дата окончания действия патента с указанием причины.

Пункт 2.1 комментируемой статьи предусматривает возможность внесения Минсельхозом России по заявлению правообладателя изменений в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений и в патент на селекционное достижение в следующей части:

изменения, относящиеся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе селекционного достижения, в том числе к наименованию или имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора селекционного достижения, адресу для переписки;

изменения для исправления очевидных и технических ошибок.

Данный пункт введен Законом 2014 г. N 35-ФЗ соответственно общему нововведению данного Закона, которое вошло в новую часть 3 п. 1 ст. 1232 комментируемой части: федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям могут вносить изменения в сведения, относящиеся к государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, для исправления очевидных и технических ошибок по собственной инициативе или по просьбе любого лица, предварительно уведомив об этом правообладателя.

В пункте 3 комментируемой статьи регламентирована выдача патента на селекционное достижение: по общему правилу патент на селекционное достижение подлежит выдаче заявителю; на случай, когда в заявлении на выдачу патента указано несколько заявителей, предусмотрено, что патент подлежит выдаче тому заявителю, который указан в заявлении первым; при этом установлено, что выданный патент используется всеми заявителями, указанными в заявлении на выдачу патента, совместно по соглашению между ними. Как представляется, речь идет об использовании не патента, а самого селекционного достижения в рамках реализации исключительного права использования селекционного достижения.

Пункт 3 комментируемой статьи почти в точности воспроизводит положения ч. 1 ст. 12 Закона 1993 г. о селекционных достижениях. При этом по не вполне понятной причине в комментируемую статью не вошло положение ч. 2 указанной статьи, предусматривавшее, что в случае утери или повреждения патента может быть выдан дубликат при условии уплаты патентной пошлины. Тем не менее отсутствие такого положения вовсе не означает невозможность получения дубликата патента на селекционное достижение.