Статья 1434. Приоритет селекционного достижения

1. Приоритет селекционного достижения устанавливается по дате поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявки на выдачу патента.

2. Если в один и тот же день в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям поступают две или более заявки на выдачу патента на одно и то же селекционное достижение, приоритет устанавливается по более ранней дате отправки заявки. Если экспертизой установлено, что эти заявки имеют одну и ту же дату отправки, патент может быть выдан по заявке, имеющей более ранний регистрационный номер, присвоенный федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, при условии, что соглашением между заявителями не предусмотрено иное.

3. Если заявке на выдачу патента, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, предшествовала заявка, поданная заявителем в иностранном государстве, с которым Российская Федерация заключила договор об охране селекционных достижений, заявитель пользуется приоритетом первой заявки в течение двенадцати месяцев со дня ее подачи.В заявке, направляемой в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, заявитель должен указать дату приоритета первой заявки. В течение шести месяцев со дня поступления заявки в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявитель обязан представить копию первой заявки, заверенную компетентным органом соответствующего иностранного государства, и ее перевод на русский язык. При выполнении этих условий заявитель вправе не представлять дополнительную документацию и необходимый для испытания материал в течение трех лет со дня подачи первой заявки.

Комментарий к статье 1434 ГК РФ

1. В комментируемой статье закреплены правила определения даты приоритета селекционного достижения, которая является критерием для установления соответствия селекционного достижения такому важнейшему условию охраноспособности, как новизна (п. 3 ст. 1413 ГК).

Приоритет селекционного достижения имеет значение и для определения старшинства соответствующего результата интеллектуальной деятельности. В соответствии с п. 8 ст. 1483 ГК не допускается в отношении однородных товаров регистрация в качестве товарного знака обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с наименованием охраняемого селекционного достижения, право на которое в Российской Федерации возникло у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Ввиду признания избыточной функции по ведению Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию (см. п. 2 комментария к ст. 1414), комментируемая статья не допускает возможности установления приоритета по дате поступления заявки на допуск селекционного достижения к использованию, которая предусматривалась ранее ч. 1 ст. 7 Закона о селекционных достижениях. В остальном закрепленные в комментируемой статье положения не претерпели каких-либо изменений по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

2. В пункте 1 комментируемой статьи установлено общее правило определения даты приоритета селекционного достижения. В соответствии с п. 2.1 Порядка 2005 г. день поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявки на выдачу патента регистрируется в журнале и в электронной базе "Заявка".

Правила п. 2 комментируемой статьи направлены на разрешение коллизии, связанной с определением даты приоритета в случае поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям в один и тот же день двух или более заявок на выдачу патента на одно и то же селекционное достижение. Предусматривая последовательное применение двух формальных признаков, позволяющих разрешить указанную коллизию - дату отправки заявки и регистрационный номер, присваиваемый при регистрации заявки (см. п. 2.1.3 Порядка 2005 г.), Кодекс предоставляет заявителям в то же время возможность договориться между собой об ином, т.е. о совместной подаче заявки, а также о том, кому из них впоследствии будет выдан патент на селекционное достижение (п. 3 ст. 1439 ГК). В данном случае по аналогии могут применяться правила абз. 1 п. 1 ст. 1383 ГК, в которых последствия совпадения дат приоритета сформулированы юридически более четко.

3. В пункте 3 комментируемой статьи сформулированы условия и последствия приобретения в Российской Федерации конвенционного приоритета на селекционное достижение по дате подачи заявки на получение патента (первой заявки) в любой другой стране, с которой Российская Федерация заключила договор об охране селекционных достижений. Хотя комментируемые правила сформулированы в общем виде в отношении любых селекционных достижений, практическое значение они имеют только для сортов растений, охраняемых в соответствии с Женевской конвенцией, в которой Россия участвует с 24 апреля 1998 г.

В комментируемой статье достаточно подробно воспроизведены правила ст. 11 Женевской конвенции, посвященной праву приоритета. Однако отсутствие адекватного перевода Конвенции на русский язык при подготовке Закона о селекционных достижениях (формулировки ч. ч. 4 и 5 ст. 7 которого практически дословно воспроизведены в комментируемой норме) привело к искажению подлинного содержания некоторых конвенционных правил, для уяснения смысла которых необходимо обращаться непосредственно к тексту Конвенции.

В соответствии с абз. 1 п. 3 комментируемой статьи льгота по приоритету составляет 12 месяцев со дня подачи первой заявки. Это означает, что, если в течение указанного срока заявитель подаст заявку на то же селекционное достижение в соответствии с п. 1 ст. 1433 ГК в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям (последующую заявку), приоритет селекционного достижения по требованию заявителя может быть установлен не по дате поступления последующей заявки (п. 1 комментируемой статьи), а по дате подачи первой заявки. Для сведений о предшествующих заявках отведен раздел 6 Заявления на выдачу патента на селекционное достижение, а одним из прилагаемых к заявлению документов является копия первой заявки (см. форму 301 - приложение к Правилам 1994 г.).

В пункте 3 комментируемой статьи отсутствуют положения, аналогичные п. 4 ст. 11 Женевской конвенции, в котором перечисляются события, наступление которых в течение 12 месяцев со дня подачи первой заявки не может служить основанием как для отклонения последующей заявки, так и для возникновения каких-либо прав третьих лиц. К таким событиям Конвенция относит подачу другой заявки, опубликование или использование нового сорта, являющегося предметом первой заявки. В контексте действующего законодательства приведенные положения, в частности, означают, что конвенционный приоритет позволяет смягчить требования к новизне и отличимости селекционного достижения, т.к. использование такого достижения в течение 12 месяцев до подачи последующей заявки не будет порочить его новизну (вопреки прямому указанию подп. 1 п. 3 ст. 1413 ГК), а подача заявки на это селекционное достижение и опубликование сведений о нем не сделают его общеизвестным (в исключение из положений п. 4 ст. 1413 ГК).

4. Из пункта 2 ст. 11 Женевской конвенции, равно как и из первого предложения абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, следует, что для того, чтобы воспользоваться конвенционным приоритетом, заявителю достаточно в документах последующей заявки сослаться на приоритет первой заявки. При этом в п. 2.1.2 Порядка 2005 г. упоминается о праве заявителя "заявить о желании воспользоваться приоритетом первой заявки". Приведенная оговорка не должна рассматриваться как противоречие с конвенционной нормой, поскольку речь в данном случае идет не о каком-либо дополнительном условии предоставления конвенционного приоритета, а лишь о форме изъявления заявителем своей воли, позволяющей избежать неоднозначного толкования его намерений при установлении приоритета соответствующего селекционного достижения.

Во втором предложении абз. 2 п. 3 комментируемой статьи срок предоставления первоначальных заявочных материалов увеличен в два раза по сравнению с п. 2 ст. 11 Конвенции, устанавливающей лишь его минимальную продолжительность. При этом в комментируемой норме отсутствует указание о том, что компетентный орган, в который была подана последующая заявка, может помимо копии первой заявки, заверенной компетентным органом соответствующего иностранного государства, потребовать от заявителя предоставления в тот же срок "образцов или другого доказательства того, что данный сорт, составляющий предмет обеих заявок, является одним и тем же". Указанное право тем не менее может быть реализовано федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, который в соответствии с п. 2 ст. 1435 ГК в период проведения предварительной экспертизы может запросить отсутствующие или уточняющие документы, которые заявитель обязан представить в установленный срок.

5. Наибольшие трудности вызывает толкование правила, содержащегося в последнем предложении абз. 2 п. 3 комментируемой статьи. Буквальное его прочтение приводит к выводу о том, что в течение трех лет со дня подачи первой заявки заявитель вправе при выполнении "этих условий" (т.е. условий о ссылке на приоритет первой заявки и о предоставлении ее заверенной копии) "не представлять дополнительную документацию и необходимый для испытания материал". Если под дополнительной документацией и необходимым для испытания (точнее было бы говорить об экспертизе) материалом понимать, в частности, "отсутствующие или уточняющие документы", которые заявитель обязан предоставить в период проведения предварительной экспертизы (п. 2 ст. 1435 ГК), а также семена и племенной материал, которые он обязан представить в количестве, необходимом для проведения испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность (п. 1 ст. 1438 ГК), то окажется, что комментируемая норма предоставляет заявителю трудно объяснимую с точки зрения интересов последнего законную возможность, "не представляя" указанных материалов, по существу тормозить проведение экспертизы, а следовательно, и предоставление селекционному достижению правовой охраны. В конце концов, если целью заявителя почему-либо является затягивание процесса получения патента, добиться аналогичного результата он может и в отсутствие комментируемой нормы. Подобное толкование как лишенное юридического смысла должно быть, безусловно, отвергнуто.

Содержание комментируемой нормы становится понятным только при обращении к тексту п. 3 ст. 11 Женевской конвенции, в соответствии с которым заявителю предоставляется возможность в течение двух лет после истечения срока приоритета (т.е. 12 месяцев плюс 2 года - вот откуда взялись 3 года в комментируемой норме) или, в тех случаях, когда первая заявка была отклонена или отозвана, в течение "достаточного времени после такого отклонения или отзыва" предоставить компетентному органу, в который была подана последующая заявка, любую необходимую информацию, документы или материалы, требуемые для целей экспертизы. В таком изложении трехлетний срок, который, очевидно, охватывает и "достаточное время", является льготой, предоставляемой заявителю для сбора и предоставления материалов, необходимых для проведения экспертизы селекционного достижения.

В конвенционной норме речь идет не о праве заявителя "не представлять" какие бы то ни было материалы в течение определенного срока, а о его праве собирать все необходимые материалы в течение "достаточного" для этого срока. Таким образом, правило последнего предложения абз. 2 п. 3 комментируемой статьи должно применяться с учетом изложенного содержания конвенционной нормы.

6. В соответствии с п. 1 ст. 1435 ГК приоритет устанавливается в ходе предварительной экспертизы. В случае, когда приоритет определяется по дате поступления заявки на выдачу патента (п. 1 комментируемой статьи), соответствующая дата вводится в электронную базу при регистрации поступившей заявки (п. 2.1.2 Порядка 2005 г.). В случае ссылки заявителя на конвенционный приоритет федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям вправе проверять наличие подтверждения приоритета первой заявки (п. 3.2 Порядка 2005 г.). Дата приоритета указывается в Регистрационном листе предварительной экспертизы (приложение к Порядку 2005 г.) и публикуется в "Официальном бюллетене" в числе других сведений, относящихся к заявке, принятой по результатам предварительной экспертизы к рассмотрению (п. 1 ст. 1443 ГК).

Другой комментарий к статье 1434 ГК РФ

В соответствии с правилами комментируемой статьи определяется приоритет селекционного достижения, что необходимо для оценки соответствия селекционного достижения такому условию охраноспособности, обозначенному в п. 3 ст. 1413 комментируемой главы, как новизна. В комментируемой статье в основном воспроизведены положения имевшей такое же наименование ст. 7 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, сформулированные с учетом положений ст. 11 "Право приоритета" Международной конвенции по охране новых сортов растений.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет общее правило о том, что приоритет селекционного достижения подлежит установлению по дате поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. в Минсельхоз России (см. комментарий к ст. 1246), заявки на выдачу патента. Ранее подобным образом в ч. 1 ст. 7 Закона 1993 г. о селекционных достижениях устанавливалось, что приоритет селекционного достижения устанавливается по дате поступления в Госсортокомиссию заявки на выдачу патента или заявки на допуск к использованию.

В пункте 2 комментируемой статьи, почти в точности воспроизводящем положения ч. 2 ст. 7 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, установлены правила определения приоритета селекционного достижения в случае, когда в Минсельхоз России в один и тот же день поступают две или более заявки на выдачу патента на одно и то же селекционное достижение: в этом случае приоритет подлежит установлению по более ранней дате отправки заявки; для ситуации же, когда экспертизой установлено, что эти заявки имеют одну и ту же дату отправки, предусмотрено, что патент может быть выдан по заявке, имеющей более ранний регистрационный номер, присвоенный Минсельхозом России; при этом указано, что соглашением между заявителями могут быть предусмотрены отступления от этого правила.

Пункт 3 комментируемой статьи, почти в точности воспроизводящий положения ч. ч. 3 и 4 ст. 7 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, предусматривает особенности определения приоритета селекционного достижения при подаче заявителем заявки в иностранном государстве, с которым Россия заключила договор об охране селекционных достижений:

если заявке на выдачу патента, поступившей в Минсельхоз России, предшествовала такая заявка, то в соответствии с ч. 1 п. 3 комментируемой статьи заявитель пользуется приоритетом первой заявки в течение 12 месяцев со дня ее подачи;

часть 2 данного пункта предусматривает необходимость указания заявителем в заявке, направляемой в Минсельхоз России, даты приоритета первой заявки, а также возлагает на заявителя обязанность в течение шести месяцев со дня поступления заявки в Минсельхоз России представить копию первой заявки, заверенную компетентным органом соответствующего иностранного государства, и ее перевод на русский язык. При этом предусмотрено, что выполнение указанных условий наделяет заявителя правом не представлять дополнительную документацию и необходимый для испытания материал в течение трех лет со дня подачи первой заявки.

Эти положения закреплены с учетом следующего регулирования, содержащегося в названной выше ст. 11 Международной конвенции по охране новых сортов растений:

селекционер, подавший в установленном порядке заявку на предоставление правовой охраны нового сорта в одной из Договаривающихся Сторон ("первая заявка"), пользуется в течение двенадцати месяцев правом приоритета для целей подачи заявки на предоставление права селекционера на этот сорт в компетентный орган любой другой Договаривающейся Стороны ("последующая заявка"). Этот срок исчисляется со дня подачи первой заявки. День подачи заявки в указанный срок не включается (п. 1);

для того чтобы воспользоваться правом приоритета, селекционер в последующей заявке заявляет приоритет первой заявки. Компетентный орган, в который была подана последующая заявка, может требовать, чтобы в течение не менее трех месяцев с даты подачи последующей заявки селекционер предоставил копии первоначальных заявочных материалов, заверенных органом, в который была подана эта заявка, и образцы или другое доказательство того, что данный сорт, составляющий предмет обеих заявок, является одним и тем же (п. 2);

селекционеру предоставляется возможность в течение двух лет после истечения приоритета или, в тех случаях, когда первая заявка отклонена или отозвана, достаточное время после такого отклонения или отзыва для предоставления компетентному органу Договаривающейся Стороны, в которой была подана последующая заявка, любой необходимой информации, документов или материала, требуемых для целей экспертизы в соответствии со ст. 12 законами этой Договаривающейся Стороны (п. 3);

такие факты, как подача другой заявки, опубликование или использование нового сорта, являющегося предметом первой заявки, в случае если они происходят в течение срока, предусмотренного в п. 1, не могут служить основанием для отклонения последующей заявки. Такие факты не могут также служить основанием для возникновения каких-либо прав третьих лиц (п. 4).