Статья 1435. Предварительная экспертиза заявки на выдачу патента

1. В ходе предварительной экспертизы заявки на выдачу патента устанавливается дата приоритета, проверяется наличие документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1433 настоящего Кодекса, и их соответствие установленным требованиям. Предварительная экспертиза заявки на выдачу патента проводится в течение месяца.

2. В период проведения предварительной экспертизы заявитель вправе по собственной инициативе дополнять, уточнять или исправлять документы заявки.Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям может запросить отсутствующие или уточняющие документы, которые заявитель обязан представить в установленный срок.Если документы, отсутствовавшие на дату поступления заявки, не были представлены в установленный срок, заявка не принимается к рассмотрению, о чем уведомляется заявитель.

3. О положительном результате предварительной экспертизы и дате подачи заявки на выдачу патента федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям уведомляет заявителя незамедлительно после завершения предварительной экспертизы.Сведения о принятых заявках публикуются в официальном бюллетене указанного федерального органа.

4. Если заявитель не согласен с решением федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям, принятым по результатам предварительной экспертизы заявки на выдачу патента, он в течение трех месяцев со дня получения этого решения имеет право оспаривать его в судебном порядке.

Комментарий к статье 1435 ГК РФ

1. В комментируемой статье регламентируется второй этап получения патента на селекционное достижение - предварительная экспертиза заявки на выдачу патента. Нормы комментируемой статьи с небольшими редакционными уточнениями воспроизводят положения ст. 8 Закона о селекционных достижениях.

В пункте 1 комментируемой статьи определено общее содержание предварительной экспертизы. Детальное регулирование соответствующей процедуры содержится в Порядке 2005 г. В соответствии с п. п. 3.2 и 3.3 Порядка при проведении предварительной экспертизы проверяется:

наличие документов, которые должны содержаться в заявке или прилагаться к ней, и соблюдение требований к документам заявки, установленных Правилами 1994 г.;

соответствие печати имени заявителя и удостоверяющей подписи;

наличие, в случае необходимости, документа, удостоверяющего возникновение права на получение патента;

наличие, в случае необходимости, доверенности на представительство и соответствие ее требованиям, установленным Правилами 1994 г.;

латинское название рода, вида;

соответствие предложенного заявителем названия Правилам по присвоению названия селекционному достижению (утвержденным Госкомиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений 30.08.1994 N 13-3/63, с изменениями и дополнениями от 12.03.1997 N 12-04/3), в т.ч. отсутствие идентичных или похожих названий внутри классов таксономических единиц в электронной базе Госкомиссии, а также наличие похожих названий на CD-ROM UPOV;

полнота информации в ответах на пункты заявления: почтовые индексы, номера телефонов и факсов, селекционный номер, предыдущие заявки, название по предыдущей заявке, продажа или передача третьим лицам;

объективность и полнота представленных сведений о методе выведения, в т.ч. по гибриду - названия родительских линий (формулы гибрида, включая промежуточные формы), а по линии, если создан гибрид, - его название, особенности поддержания, предыдущие заявки;

наличие, в случае необходимости, разрешения для допуска в окружающую среду в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, здоровья человека и животных и Федеральным законом от 05.07.1996 N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности";

наличие подписей и печатей;

наличие требуемых фотографий;

наличие, в случае необходимости, подтверждения приоритета первой заявки. При этом в соответствии с п. 3 ст. 1434 ГК копию заявки, поданной в компетентный орган другого государства, и ее перевод на русский язык заявитель вправе представить в течение шести месяцев с даты поступления заявки в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям;

наличие документа об уплате пошлины за подачу заявки и проведение ее предварительной экспертизы или ходатайства и соответствующих документов о предоставлении льгот, предусмотренных Положением о патентных пошлинах на селекционные достижения.

При проведении предварительной экспертизы заявки готовятся предложения о порядке проведения испытания на отличимость, однородность и стабильность. В случае, когда по заявке, ранее поданной в компетентный орган другого государства, уже проведена или проводится экспертиза сорта на отличимость, однородность и стабильность, с заявителем согласовывается возможность использования результатов этой экспертизы и при необходимости запрашивается его согласие на их оплату компетентному органу соответствующего государства (административный платеж).

2. Установленный п. 1 комментируемой статьи срок проведения предварительной экспертизы может увеличиваться в случаях, когда в соответствии с п. 2 комментируемой статьи федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям запрашивает заявителя о представлении отсутствующих или уточняющих документов, устанавливая для этого определенный срок, который в соответствии с п. 3.4 Порядка 2005 г. не может быть менее одного месяца. Период проведения предварительной экспертизы в этом случае соответственно продлевается на указанный срок (п. 3.1 Порядка 2005 г.).

При этом следует иметь в виду, что ни Кодексом, ни Порядком 2005 г. не ограничивается количество указанных запросов (в форме Регистрационного листа предварительной экспертизы, приложенной к Порядку 2005 г., предусмотрено по крайней мере два таких запроса). Кроме того, п. 3.4 Порядка 2005 г. допускается возможность продления срока представления исправленных или недостающих документов "по обоснованной просьбе заявителя".

Таким образом, нормативное значение установленного п. 1 комментируемой статьи срока заключается, главным образом, в том, что в течение этого срока федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям должен проверить наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям, с тем чтобы до истечения месяца со дня поступления заявки направить соответствующий запрос заявителю.

Устанавливая продолжительность предварительной экспертизы, п. 1 комментируемой статьи умалчивает о моменте отсчета соответствующего срока. Не уточняется этот вопрос и в научной литературе <1>.

--------------------------------
<1> См.: Сергеев А.П. Указ. соч. С. 712; Калятин В.О. Указ. соч. С. 310; Городов О.А. Указ. соч. С. 340.

Систематическое толкование положений абз. 2 п. 2 комментируемой статьи (ч. 3 ст. 8 Закона о селекционных достижениях), Положения о патентных пошлинах на селекционные достижения, п. 4 Правил 1994 г. и п. 1.8 Порядка 2005 г. приводит к заключению о том, что моментом отсчета срока, предусмотренного п. 1 комментируемой статьи, должна считаться дата поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявки на выдачу патента.

3. В соответствии с абз. 1 п. 2 комментируемой статьи в период проведения предварительной экспертизы заявитель вправе по собственной инициативе дополнять, уточнять или исправлять документы заявки. Указанным правом заявитель, безусловно, может воспользоваться в течение всего срока проведения экспертизы, независимо от того, продлится ли она в течение одного месяца, как это предусмотрено п. 1 комментируемой статьи, или продлится дольше из-за необходимости дополнения или уточнения материалов заявки в соответствии с абз. 2 п. 2 комментируемой статьи.

При этом в соответствии с п. 1.8 Порядка 2005 г. в течение месяца с даты поступления заявки на получение патента заявитель может дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки без уплаты пошлины.

За внесение по инициативе заявителя дополнений, уточнений или исправлений материалов заявки по истечении одного месяца с даты поступления заявки установлена патентная пошлина (код 1.1.1) в размере 0,2 минимального размера оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется вместе с дополнительными, исправленными или уточненными материалами.

Помимо права по собственной инициативе дополнять, уточнять или исправлять документы заявки, заявитель может отозвать заявку на выдачу патента в любое время до регистрации селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений или принятия решения об отклонении заявки. При поступлении заявления об отзыве заявки до завершения предварительной экспертизы заявка считается непоступившей (п. 4.1.1 Порядка 2005 г.). При поступлении заявления об отзыве зарегистрированной заявки информация об отзыве заявки публикуется в "Официальном бюллетене" (п. 4.2 Порядка 2005 г.). Регламентом 1997 г. к отзыву заявки приравнивается непредставление документа об уплате соответствующей пошлины.

4. Обнаружение в процессе проведения предварительной экспертизы заявки на выдачу патента отсутствия документов, которые должны содержаться в заявке, а также нарушения требований к оформлению документов заявки не являются безусловным основанием для вынесения решения об отрицательном результате экспертизы и об отказе принятия заявки к рассмотрению.

В соответствии с абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, п. 5 Правил 1994 г. и п. 3.4 Порядка 2005 г. федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям может запросить отсутствующие или уточняющие документы. При этом в направляемом заявителю запросе должны быть указаны обнаруженные недостатки, приведены необходимые аргументы и содержаться предложение представить исправленные или недостающие документы в течение срока, который должен составлять не менее одного месяца. По обоснованной просьбе заявителя срок представления исправленных или недостающих документов может быть продлен. Копия запроса и ответ заявителя приобщаются к делу заявки.

К числу недостатков, которые могут быть исправлены заявителем по инициативе федерального органа исполнительной власти при проведении предварительной экспертизы заявки на выдачу патента, в частности, относятся:

нарушение требований к оформлению документов заявки (п. 3.4 Порядка 2005 г.);

несоответствие предложенного заявителем названия требованиям Правил по присвоению названия селекционному достижению (п. 5 Правил 1994 г.).

Окончание предварительной экспертизы заявки откладывается до завершения экспертизы по экологической и биологической безопасности при отсутствии разрешения о выпуске заявленного селекционного достижения в открытую среду, необходимого в соответствии с Федеральным законом от 05.07.1996 N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", требующим проведения полевых испытаний соответствующего достижения (п. 3.4.1 Порядка 2005 г.).

В пункте 3.10 Порядка 2005 г. предусмотрено только одно обстоятельство, являющееся безусловным основанием для вынесения решения об отрицательном результате экспертизы и об отказе принятия заявки к рассмотрению, - поступление документов заявки от лица, не имеющего права на подачу заявки (п. 1 ст. 1433 ГК). Указанный недостаток, таким образом, не может быть устранен по инициативе федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям.

5. Решение об отрицательном результате экспертизы и об отказе принятия заявки к рассмотрению принимается в соответствии с абз. 3 п. 2 комментируемой статьи, п. 5 Правил 1994 г. и п. 3.10 Порядка 2005 г. в случае, если заявитель не внес необходимые уточнения либо не представил исправленные или недостающие документы в установленный срок. При этом заявитель уведомляется об отрицательном результате предварительной экспертизы и о признании заявки непоступившей. Последнее обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку заявитель впоследствии не сможет ссылаться в подтверждение своих прав (в т.ч. для получения конвенционного приоритета) на заявку, которая не была принята к рассмотрению. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 1443 ГК решение об отказе принятия заявки к рассмотрению подлежит опубликованию в "Официальном бюллетене".

В пункте 4 комментируемой статьи установлен сокращенный срок исковой давности для оспаривания решения федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям, принятого по результатам предварительной экспертизы заявки на выдачу патента. Порядок восстановления срока исковой давности определяется ст. 205 ГК. По истечении этого срока заявитель лишается возможности оспаривания указанного решения. До этого времени делопроизводство по отклоненной заявке не прекращается, а информация об этой заявке удаляется из электронной базы Госкомиссии после истечения срока обжалования (п. 3.12 Порядка 2005 г.).

Кодекс не дифференцирует основания несогласия заявителя с решением федерального органа исполнительной власти, принятым по результатам предварительной экспертизы, так что, независимо от того, не согласен ли заявитель с общим отрицательным решением или только с установленной в положительном решении датой приоритета селекционного достижения, он должен оспаривать решение федерального органа исполнительной власти в целом.

6. В случае если заявка содержит все необходимые документы и соблюдены все требования к ним, принимается решение о положительном результате предварительной экспертизы и о принятии заявки к рассмотрению. Соответствующая запись вносится в Регистрационный лист предварительной экспертизы и в электронную базу Госкомиссии, в которую также вносится дата завершения предварительной экспертизы (п. п. 3.5 и 3.6 Порядка 2005 г.). В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 1443 ГК решение о принятии заявки к рассмотрению подлежит опубликованию в "Официальном бюллетене".

После этого федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям направляет заявителю уведомление о положительном результате предварительной экспертизы. В соответствии с п. 3.6 Порядка 2005 г. в уведомлении указывается номер заявки, дата поступления заявки, порядок проведения испытания на отличимость, однородность и стабильность, а также размер пошлины за испытания. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи заявитель должен быть уведомлен также о "дате подачи заявки на выдачу патента". Фиксация указанной даты может оказаться необходимой в случае, когда заявитель пожелает воспользоваться конвенционным приоритетом в каком-либо из государств - участников Женевской конвенции, т.к. в соответствии со ст. 11 указанной Конвенции и п. 3 ст. 1434 ГК льготный 12-месячный срок отсчитывается не с даты поступления заявки, а с даты ее подачи, а также в целях предоставления временной правовой охраны селекционному достижению, срок действия которой также отсчитывается со дня подачи заявки (п. 1 ст. 1436 ГК).

В соответствии с абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, п. 3.8 Порядка 2005 г. и п. 6 Правил 1994 г. сведения о принятых заявках публикуются в "Официальном бюллетене" (ст. 1443 ГК). Опубликованию в силу прямого указания подп. 1 п. 1 ст. 1443 ГК подлежат сведения о дате приоритета селекционного достижения, имя или наименование заявителя, наименование селекционного достижения, а также имя автора селекционного достижения, если последний не отказался быть упомянутым в качестве такового. О таком отказе заявитель должен сообщить в специальном заявлении (п. 6 Правил 1994 г.). Кроме того, в "Официальном бюллетене" публикуется краткое описание селекционного достижения, составленное по данным соответствующей анкеты (п. 3.7 Порядка 2005 г.). Помимо "Официального бюллетеня" сведения о принятых заявках публикуются также на официальном сайте Госкомиссии - www.gossort.com (п. 3.8 Порядка 2005 г.).

После публикации сведений о принятых заявках на выдачу патента на селекционное достижение любое лицо в соответствии с п. 2 ст. 1443 ГК вправе ознакомиться с материалами заявки.

7. После получения уведомления о приеме заявки к рассмотрению заявитель в соответствии с п. 7 Правил 1994 г. обязан выслать:

образцы селекционного достижения для проведения государственных испытаний на охраноспособность в количестве, по адресам и в сроки, указанные в уведомлении, с приложением свидетельства на семена, племенной материал, а по селекционным достижениям родов и видов, не испытываемых Госкомиссией, результаты испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, полученные заявителем по утвержденной Госкомиссией методике;

образец (эталон) сорта, включающий гербарий, семена, клубни, луковицы, черенки, соцветия (колосья, метелки, початки и пр.) в отдел интродукции Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства им. Н.И. Вавилова (г. Санкт-Петербург).

При этом отбор образцов должен осуществляться в соответствии с государственным стандартом. Семена (посадочный материал) должны быть получены от урожая предыдущего года, отвечать требованиям первого класса ГОСТа и сопровождаться свидетельством на семена. Образцы должны быть свободны от карантинных вредителей, болезней и сорняков, посторонних примесей, семян других культур. Образцы не должны быть дражированы, протравлены и т.п., если это специально не оговорено Госкомиссией.

Образец сорта должен иметь внутреннюю и внешнюю этикетки, содержащие информацию о названии сорта; род, вид (русское и латинское наименования); год урожая; сведения о заявителе и его подпись. По сортам иностранной селекции этикетка должна быть заполнена на русском языке и на языке заявителя.

Другой комментарий к статье 1435 ГК РФ

Комментируемая статья предусматривает и регламентирует проведение федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. Минсельхозом России (см. комментарий к ст. 1246), предварительной экспертизы заявки на выдачу патента. В данной статье воспроизведены с отдельными редакционными изменениями положения имевшей такое же название ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях.

В пункте 1 комментируемой статьи, воспроизводящем положения ч. 1 ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, определены действия, осуществляемые в ходе предварительной экспертизы заявки на выдачу патента. В частности, предусмотрено, что устанавливается дата приоритета, проверяется наличие документов, предусмотренных п. 2 ст. 1433 комментируемого параграфа (т.е. документов, которые должна содержать заявка на выдачу патента), и их соответствие установленным требованиям.

Пункт 1 комментируемой статьи также воспроизводит положение ч. 1 ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях о месячном сроке проведения предварительной экспертизы заявки на выдачу патента. Представляется очевидным, что этот срок подлежит исчислению с даты поступления соответствующей заявки.

В пункте 2 комментируемой статьи воспроизведены положения ч. ч. 2 - 4 ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, предусматривавшие дополнение, уточнение или исправление документов заявки в период проведения ее предварительной экспертизы: заявителю предоставлено право по собственной инициативе дополнять, уточнять или исправлять документы заявки; Минсельхозу России предоставлено право запросить у заявителя отсутствующие или уточняющие документы с установлением срока их представления, а на заявителя возложена корреспондирующая с этим правом обязанность представить эти документы в установленный срок; на случай, когда документы, отсутствовавшие на дату поступления заявки, не будут представлены заявителем в Минсельхоз России в установленный срок, установлено, что заявка не принимается к рассмотрению, о чем уведомляется заявитель. В части 4 ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях такое последствие предусматривалось для случая, когда необходимые уточнения не были внесены в установленный срок или не были представлены документы, отсутствовавшие на дату поступления заявки.

В части 1 п. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что Минсельхоз России обязан уведомить заявителя о положительном результате предварительной экспертизы и дате подачи заявки на выдачу патента. Эта обязанность подлежит исполнению незамедлительно после завершения предварительной экспертизы. Ранее в ч. 6 ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях устанавливалось лишь то, что при положительном результате предварительной экспертизы заявитель уведомляется о приеме его заявки.

Часть 2 п. 3 комментируемой статьи, воспроизводя положение ч. 7 ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, устанавливает необходимость опубликования сведений о принятых заявках в официальном бюллетене Минсельхоза России. В развитие этого положения в подп. 1 п. 1 ст. 1443 комментируемого параграфа установлено, что федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям публикует в издаваемом им официальном бюллетене сведения о поступивших заявках на выдачу патента с указанием даты приоритета селекционного достижения, имени или наименования заявителя, наименования селекционного достижения, а также имени автора селекционного достижения, если последний не отказался быть упомянутым в качестве такового. Об официальном бюллетене см. комментарий к ст. 1443.

В пункте 4 комментируемой статьи, воспроизводящем положения ч. 5 ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, предусмотрено право заявителя в случае несогласия с решением Минсельхоза России, принятым по результатам предварительной экспертизы заявки на выдачу патента, оспорить это решение в судебном порядке. При этом установлен срок для обращения в суд с соответствующим требованием - три месяца со дня получения указанного решения.

Такие дела в зависимости от подведомственности рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гл. 25 "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" ГПК РФ, или арбитражными судами в порядке, предусмотренном гл. 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" АПК РФ (наименование главы в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ <1>).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4197.

Положение п. 4 комментируемой статьи о сроке обращения в суд согласуется с нормой ч. 1 ст. 256 названной главы ГПК РФ, устанавливающей, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, а также с нормой ч. 4 ст. 198 названной главы АПК РФ, предусматривающей, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.