1. Организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в следующих сферах коллективного управления:
1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6-8.1 пункта 2 статьи 1270); (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
2) осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263); (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 342-ФЗ.
3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (статья 1293);
4) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245);
5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326);
6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326).Государственная аккредитация осуществляется на основе принципов открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе.Организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
По отношению к деятельности аккредитованной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.
3. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.Наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Такие организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса.
4. Правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами (пункт 3 настоящей статьи), вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами. Правообладатель должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию. В случае, если правообладатель намеревается отказаться от управления аккредитованной организацией только частью авторских или смежных прав и (или) объектов этих прав, он должен представить ей перечень таких исключаемых прав и (или) объектов. По истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. Аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 1243 настоящего Кодекса.
5. Аккредитованная организация обязана принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Если иное не установлено законом, аккредитованная организация не вправе отказать в приеме в члены этой организации правообладателю, имеющему право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения.
6. Аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.Аккредитованная организация обязана ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации. Форма отчета устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Типовой устав аккредитованной организации утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 1244 ГК РФ
1. Главным принципом, положенным в основу системы коллективного управления правами в Российской Федерации, является действие таких организаций на основании договоров, заключаемых ими с правообладателями (п. 3 ст. 1242 ГК). Это в значительной мере изменяет ситуацию, существовавшую в этой сфере ранее, когда на основании п. 3 ст. 45 Закона об авторском праве существовала возможность бездоговорного, т.н. расширенного коллективного управления, которая допускалась применительно к любым случаям такого управления правами. Хотя в настоящее время, к сожалению, не удалось полностью отказаться от системы расширенного коллективного управления, все же в части 4 ГК возможности бездоговорного представительства правообладателей резко ограничены и поставлены под государственный контроль.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 1244 организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в шести перечисленных Кодексом сферах коллективного управления, и только такая аккредитованная организация может наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК, управлять правами и собирать вознаграждение также и для тех правообладателей, с которыми у нее подобные договоры не заключены.
2. В пункте 1 статьи названы шесть сфер расширенного коллективного управления, в которых представительство правообладателей исключительно на договорной основе на практике является затруднительным. При этом в четырех из этих сфер (ст. 1245, п. 3 ст. 1263 и ст. 1326 ГК) задачей аккредитованных организаций является только сбор вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав. В случае с управлением правом следования согласно ст. 1293 ГК функции аккредитованной организации также сводятся лишь к сбору вознаграждения за публичную перепродажу оригиналов произведений изобразительного искусства. И только в случае, предусмотренном в подп. 1 п. 1 ст. 1244, аккредитованные организации должны осуществлять распоряжение исключительными правами, предоставляя пользователям право использовать музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений путем публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю (в т.ч. путем ретрансляции) и собирать вознаграждение за такое использование (подп. 6 - 8 п. 2 ст. 1270 ГК). Следует подчеркнуть, что управление правом следования и осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на вознаграждение по ст. 1245 ГК являются новыми, ранее не осуществлявшимися, сферами коллективного управления.
Перечень сфер коллективного управления, в которых может быть получена государственная аккредитация, носит исчерпывающий характер. Любое его расширение требует внесения изменения в Гражданский кодекс.
3. Требование п. 2 комментируемой статьи о том, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из шести сфер расширенного коллективного управления может быть получена только одной организацией, исключает возможность ситуаций, возникавших в период действия Закона об авторском праве, когда от имени одного и того же автора (или иного правообладателя) выступали две или более организации по управлению правами на коллективной основе, в то время как ни одной из них это лицо не предоставляло соответствующих полномочий и даже не знало об их действиях. Правда, аккредитованная организация также может управлять правами правообладателя, не заключившего с ней договор, помимо его воли. Однако поскольку теперь такая организация будет единственной, он сможет легко найти ее и решить этот вопрос в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 1244 (см. ниже).
4. Если в каждой из шести перечисленных в п. 1 ст. 1244 сфер коллективного управления может быть аккредитована единственная организация по управлению правами на коллективной основе, то такой организации, напротив, не запрещено получение государственной аккредитации в двух и более сферах коллективного управления. То есть допускается ситуация, когда все шесть этих сфер окажутся сосредоточенными в ведении одной такой организации (абз. 2 п. 2 ст. 1244). Подобная возможность с очевидностью вытекает из положения абз. 3 п. 2 ст. 1244, согласно которому ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, не применяются по отношению к деятельности аккредитованной организации.
5. В соответствии с абз. 2 п. 3 статьи несмотря на наличие аккредитованной организации могут создаваться и другие организации по управлению правами на коллективной основе в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 1244. Однако в отличие от аккредитованной организации они могут заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами на основании договоров. Аккредитованная организация, как уже упоминалось, может осуществлять управление правами и сбор вознаграждения в т.ч. и для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.
6. Мера, предусмотренная абз. 1 п. 3 ст. 1244, рассматривается как вынужденная, связанная с тем, что в некоторых случаях поиск правообладателей бывает затруднен (особенно характерно это для случаев свободного использования объектов авторских и смежных прав с обязательной выплатой вознаграждения). В соответствии с п. 5 ст. 1244 аккредитованная организация должна принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией договорами (как лицензионными, так и о выплате вознаграждения). Под достаточными мерами здесь понимаются все возможные меры по розыску таких лиц, а разумность этих мер определяется затратами на проведение розыска. Установив правообладателей, аккредитованная организация должна заключать с ними договоры, предусмотренные п. 3 ст. 1242 ГК.
7. Согласно п. 4 ст. 1244 в случае, если правообладатель не заключал с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами, он может в любой момент полностью или частично отказаться от ее услуг. Такое решение должно быть доведено до сведения аккредитованной организации в письменной форме.
Если правообладатель намерен отказаться от управления только частью его авторских или смежных прав и (или) только частью объектов этих прав, то он должен представить аккредитованной организации перечень таких прав и (или) объектов. В случае, когда правообладатель намерен отказаться от управления аккредитованной организацией всеми его правами или объектами этих прав, ему достаточно сообщить об этом такой организации в общей форме без их перечисления.
Аккредитованная организация обязана по истечении 3 месяцев со дня получения соответствующего уведомления исключить указанные правообладателем права и объекты (либо названные в перечне, либо все без исключения) из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в Интернете. Трехмесячный срок установлен в связи с тем, что изменение договоров с пользователями и внесение изменений в реестры может занять у аккредитованной организации достаточно много времени.
Поскольку по ранее заключенным договорам с пользователями аккредитованная организация собрала для такого правообладателя вознаграждение, оно должно быть выплачено с предоставлением отчета в соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 1243 ГК.
8. Аккредитованные организации должны соответствовать всем критериям, предъявляемым к организациям по управлению правами на коллективной основе в соответствии со ст. 1242 ГК. Поскольку лишь одна из таких организаций может получить государственную аккредитацию, то ее выбор должен производиться с особой тщательностью. Государственная аккредитация осуществляется на основе принципа открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей. Порядок государственной аккредитации определяется Правительством РФ (абз. 8 п. 1 ст. 1244 ГК).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 992 утверждено Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами <1> (далее - Положение), которое вступило в действие с 1 января 2008 г. Согласно этому Положению аккредитацию проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав (уполномоченный орган). В период вступления в действие части 4 ГК таким органом была Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) <2>. 31 января 2008 г. ею было утверждено Положение об аккредитационной комиссии <3>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 114.
<2> Постановление Правительства РФ от 06.06.2007 N 354 // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2923.
<3> Приказ Россвязьохранкультуры от 31.01.2008 N 43 // БНА РФ. 2008. N 14. В настоящее время Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 преобразована в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.
9. Комиссия формируется из представителей уполномоченного органа, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики в сфере авторского права и смежных прав (в настоящее время - Министерство культуры РФ) <1>, а также с учетом мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей. В состав комиссии (в количестве не более одной трети ее состава) могут входить представители иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, пользователей объектов авторских и смежных прав, правообладателей и заинтересованных организаций (п. 4 Положения).
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 406 // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2583.
Информация о дате проведения заседания аккредитационной комиссии размещается на официальном сайте уполномоченного органа за 95 календарных дней до этой даты. В течение 30 календарных дней после этого заявитель должен в письменном виде подать в уполномоченный орган заявление на получение аккредитации и прилагаемые к нему документы (п. 5 Положения).
Заявитель должен быть на момент подачи заявления действующей организацией по управлению правами на коллективной основе. В состав документов, прилагаемых к заявлению, входят не только копии учредительных документов, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и копия бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, но и заверенные заявителем сведения о заключенных им договорах с правообладателями и пользователями, сведения о взаимном представительстве интересов с аналогичными иностранными и российскими организациями. К заявлению также должна быть приложена справка, в которой заявитель излагает сведения о возможности осуществления функций по сбору, распределению и выплате вознаграждения на всей или большей части территории Российской Федерации; о сумме выплаченного правообладателям вознаграждения за последние 12 месяцев; о суммах, удерживаемых на покрытие необходимых расходов и направляемых в специальные фонды; о перспективном плане развития заявителя, а также о наличии у него реестра и общедоступного информационного ресурса (п. 7 Положения).
В качестве основных критериев, принимаемых во внимание комиссией по аккредитации, в п. 15 Положения названы:
во-первых, возможность осуществления заявителем функций по сбору, распределению и выплате вознаграждения на всей или большей части территории Российской Федерации и представительства интересов правообладателей на российском и мировом рынках;
во-вторых, оптимальность размера суммы, удерживаемой им из вознаграждения на покрытие необходимых расходов;
в-третьих, возможность предоставления всем заинтересованным лицам сведений о правообладателях и правах, переданных в управление данной организации.
Представляется, что не менее важным является также учет количества уже сложившихся у такой организации связей с правообладателями, пользователями и другими организациями по управлению правами, отсутствие нареканий со стороны правообладателей в отношении выполнения обязанностей по выплате им вознаграждения, а также иных функций по управлению авторскими и (или) смежными правами.
На заседании комиссии могут рассматриваться заявления нескольких заявителей, претендующих на государственную аккредитацию в одной и той же сфере, но в случае, если на заседание будет допущен только один заявитель, его заявление тоже подлежит рассмотрению (п. 17 Положения).
По итогам заседания комиссии в 5-дневный срок уполномоченный орган принимает решение о государственной аккредитации, которое оформляется приказом. На основании этого решения выдается свидетельство о государственной аккредитации, подписанное руководителем уполномоченного органа и заверенное печатью этого органа (п. п. 18 и 19 Положения).
Государственная аккредитация предоставляется в первый раз на 5 лет, а в дальнейшем на срок от 5 до 10 лет, если организация не имела замечаний к своей деятельности со стороны контролирующих органов (п. 20 Положения). Информация об аккредитованной организации размещается на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет (п. 21 Положения).
10. В соответствии с п. 6 ст. 1244 аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Такие организации обязаны ежегодно не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, представлять в уполномоченный орган отчет о своей деятельности (п. 25 Положения). Форма отчета устанавливается этим органом (абз. 2 п. 6 ст. 1244). Аккредитованные организации также обязаны публиковать этот отчет в общероссийском средстве массовой информации.
11. Аккредитация организации может быть отозвана уполномоченным органом в случаях, предусмотренных п. 26 Положения. К ним относятся: неустранение в установленный срок нарушений, по поводу которых уполномоченным органом давались соответствующие предписания; непредставление в установленный срок ежегодного отчета или представление отчета, содержащего ложные сведения; выявленная недостоверность в документах, послуживших основанием для принятия решения об аккредитации; возникшее несоответствие аккредитованной организации требованиям, предъявляемым к ней Гражданским кодексом; заявление аккредитованной организации о добровольном отказе от аккредитации.
Последствием отзыва государственной аккредитации является лишение организации полномочий по управлению правами и сбору вознаграждения в отношении тех правообладателей, с которыми у нее не заключены договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК (п. 27 Положения). То есть такая организация сохраняет свой статус в одной из сфер, перечисленных в п. 1 ст. 1244, но теряет право осуществлять расширенное коллективное управление в этой сфере. Сведения об отзыве аккредитации размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в Интернете (п. 28 Положения).
Решения и действия уполномоченного органа в отношении государственной аккредитации могут быть обжалованы в судебном порядке.
12. Еще одной мерой контроля за деятельностью аккредитованных организаций является введение в соответствии с п. 7 ст. 1244 типового устава таких организаций, который должен утверждаться в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 992 типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе был утвержден Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19.02.2008 N 30 <1>.
--------------------------------
<1> БНА РФ. 2008. N 23.
Другой комментарий к статье 1244 ГК РФ
В комментируемой статье предусмотрена и регламентирована государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе. Закон 1993 г. об авторском и смежных правах такую процедуру не устанавливал. В отношении же нововведений авторами проекта комментируемой части отмечалось следующее: по новым правилам право управлять авторскими и смежными правами на коллективной основе без прямо выраженного согласия правообладателей предоставляется лишь организациям, получившим на конкурсной основе государственную аккредитацию; только эти организации будут иметь право собирать и распределять компенсационное вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и видеозаписей в личных целях; это положение призвано обеспечить функционирование существовавшей уже 12 лет только на бумаге системы сбора соответствующих средств с изготовителей и импортеров оборудования и материалов, используемых для такого воспроизведения, и последующего их распределения среди правообладателей.
Положения ч. 1 п. 1 комментируемой статьи определяют перечень сфер коллективного управления, на осуществление деятельности в которых организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию. Подпункты 1 и 2 данного пункта изложены Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, однако изменения сводятся к включению в подп. 1 отсылки к подп. 8.1 п. 2 ст. 1270 комментируемой главы и замене в подп. 2 понятия композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, на понятие авторов музыкальных произведений. Тем самым учтены изменения, внесенные тем же Законом в п. 2 ст. 1270 и п. 3 ст. 1263 комментируемой главы.
Часть 2 п. 1 комментируемой статьи определяет принципы осуществления государственной аккредитации - открытость процедуры и учет мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей, а также делегирует Правительству РФ полномочие по определению порядка осуществления государственной аккредитации.
На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992, которым утверждено Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами <1>. В соответствии с п. 3 данного Положения аккредитацию проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав. Указанным федеральным органом исполнительной власти в настоящее время в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации" <2>, является Минкультуры России, а ранее согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 407 "О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия" <3>, являлась Росохранкультура.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 114.
<2> СЗ РФ. 2011. N 31. Ст. 4758.
<3> СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2584.
В пункте 20 указанного Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, предусмотрено, что государственная аккредитация предоставляется на пять лет для организаций, аккредитуемых впервые, и на срок от пяти до десяти лет для организаций, аккредитованных ранее и не имевших замечаний к своей деятельности со стороны контролирующих органов.
На основании данного Положения Приказом Минкультуры России от 27 мая 2013 г. N 567 утверждено Положение об аккредитационной комиссии <1>, в п. 1 которого определено, что аккредитационная комиссия образуется при Минкультуры России в целях соблюдения принципов открытости и гласности процедуры государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей.
--------------------------------
<1> РГ. 2013. 25 сентября. N 214.
В части 1 п. 2 комментируемой статьи установлено, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, указанных в п. 1 данной статьи, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе. При этом часть 2 п. 2 комментируемой статьи допускает, что организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления, указанных в п. 1 данной статьи.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Минкультуры России (адрес сайта: http://mkrf.ru), аккредитованными организациями являются:
Наименование организации Сфера коллективного управления Приказ об аккредитации
Общероссийская общественная организация "Российское авторское общество" (РАО) Управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подп. 6 - 8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) Приказ Минкультуры России от 15 августа 2013 г. N 1164
Осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК РФ) Приказ Минкультуры России от 15 августа 2013 г. N 1165
Некоммерческое партнерство "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства" (УПРАВИС) Управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (ст. 1293 ГК РФ) Приказ Минкультуры России от 16 декабря 2013 г. N 2105
Общероссийская общественная организация "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская организация интеллектуальной собственности" (ВОИС) Осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (ст. 1326 ГК РФ) Приказ Минкультуры России от 21 июля 2014 г. N 1273
Осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (ст. 1326 ГК РФ) Приказ Минкультуры России от 21 июля 2014 г. N 1274
Общероссийская общественная организация "Российский союз правообладателей" (РСП) Осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (ст. 1245 ГК РФ) Приказ Росохранкультуры от 24 сентября 2010 г. N 167
Часть 3 п. 2 комментируемой статьи исключает применение по отношению к деятельности аккредитованной организации ограничений, предусмотренных антимонопольным законодательством. Ранее такие положения содержались в п. 1 ст. 45 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах и касались они, соответственно, всех организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.
Основным актом антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <1>, который согласно ч. 1 ст. 1 определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.
Часть 1 п. 3 комментируемой статьи предусматривает, что организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "аккредитованная организация"), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 комментируемой главы, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. Об этом праве аккредитованной организации говорится в положениях ч. 1 п. 3 и ч. 2 п. 5 указанной ст. 1242.
В части 2 п. 3 комментируемой статьи установлено, что наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в п. 1 данной статьи. Однако в силу прямого указания в данной части такая другая организация в отличие от аккредитованной организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 комментируемой главы.
Положения п. 4 комментируемой статьи предусматривают и регламентируют возможность отказа правообладателя, не заключившего с аккредитованной организацией указанного в п. 3 данной статьи договора о передаче полномочий по управлению правами, от управления этой организацией его правами:
такой правообладатель в соответствии с ч. 1 данного пункта вправе отказаться от управления этой организацией его правами в любой момент, причем как полностью, так и частично, путем письменного уведомления аккредитованной организации о своем решении. В случае частичного отказа от управления аккредитованной организацией его правами правообладатель представляет этой организации перечень соответствующих исключаемых авторских или смежных прав и (или) объектов этих прав;
аккредитованная организация согласно ч. 2 данного пункта по истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. На аккредитованную организацию также возлагается обязанность уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет в соответствии с ч. 4 п. 4 ст. 1243 комментируемой главы.
Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС России от 19 ноября 2013 г. N 9152/13 по делу N А40-127535/11-20-521 <1>, обязательства аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе о выплате правообладателю, не являющемуся членом этой организации, сумм авторского вознаграждения определены моментом волеизъявления правообладателя в установленной законом форме, т.е. моментом востребования.
--------------------------------
<1> ВВАС РФ. 2014. N 4.
В пункте 94 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9 при рассмотрении дел по требованиям о защите унаследованных исключительных прав судам предписано учитывать, что при отсутствии договора о передаче полномочий по управлению правами с аккредитованной организацией, осуществляющей управление правами и сбор вознаграждения в соответствии с п. 3 комментируемой статьи, наследник, как и любой другой правообладатель, вправе в любой момент полностью или частично письменно отказаться от управления этой организацией его правами, даже в том случае, если наследодатель от такого управления его правами не отказывался.
Пункт 5 комментируемой статьи возлагает на аккредитованную организацию обязанность принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Разумность и достаточность мер являются оценочными категориями, и их оценка зависит от обстоятельств соответствующего дела, но при этом необходимо учитывать следующий общий принцип, который определен в п. 5 ст. 10 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ): добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В пункте 5 комментируемой статьи также установлен запрет отказа аккредитованной организацией в приеме в члены этой организации правообладателю, имеющему право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. При этом указано, что законом могут быть предусмотрены изъятия из данного запрета. Исходя из п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ под законом подразумеваются данный Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы, регулирующие отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса.
Положениями п. 6 комментируемой статьи предусмотрено и регламентировано осуществление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти контроля за деятельностью аккредитованных организаций. Речь идет о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем аккредитацию организаций, т.е. о Минкультуры России (см. выше). Приказом Минкультуры России от 23 декабря 2011 г. N 1224 утвержден Административный регламент исполнения Министерством культуры Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами <1>.
--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2012. N 41.
Часть 2 данного пункта возлагает на аккредитованную организацию обязанности ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации.
Определение понятия общероссийских средств массовой информации следует из положений законодательства РФ о выборах и референдумах. Так, согласно положениям п. 5 ст. 47 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) <1> общероссийские организации телерадиовещания - это организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание на территориях половины или более чем половины субъектов РФ, а также организации телерадиовещания, осуществляющие выпуск средств массовой информации (теле-, радиопрограмм), распространяемых на основании договора иными организациями телерадиовещания на территориях половины или более чем половины субъектов РФ; общероссийские периодические печатные издания - это издания, зарегистрированные для распространения на территориях половины или более чем половины субъектов РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3104.
Форма отчета аккредитованной организации о своей деятельности согласно ч. 2 п. 6 комментируемой статьи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На основании данной нормы форма отчета аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе утверждена Приказом Росохранкультуры от 9 сентября 2009 г. N 169 "Об утверждении формы отчета аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" <1>, а затем на замену ей - Приказом Росохранкультуры от 15 октября 2010 г. N 182 "Об утверждении формы отчета аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" <2>.
--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2010. N 10.
<2> БНА ФОИВ. 2010. N 50.
В пункте 7 комментируемой статьи предусмотрено утверждение типового устава аккредитованной организации. При этом полномочие по определению порядка утверждения такого типового устава делегировано Правительству РФ.
В рамках реализации указанного полномочия п. 3 названного выше Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 219 <1>) установлено, что типовой устав аккредитованной организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами, утверждается Министерством культуры РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 12. Ст. 1429.
На основании данной нормы издан Приказ Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" <1>, которым утверждены Типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе и Общие методические рекомендации по применению Типового устава аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе.
--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2008. N 23.
Названный Типовой устав включает в себя разделы I "Типовой устав аккредитованной организации, создаваемой в организационно-правовой форме общественной организации", II "Типовой устав аккредитованной организации, создаваемой в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства" и III "Типовой устав аккредитованной организации, создаваемой в организационно-правовой форме ассоциации".