Статья 1245. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях

1. Авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются Правительством Российской Федерации.
2. Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией (статья 1244).
3. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в следующей пропорции: сорок процентов - авторам, тридцать процентов - исполнителям, тридцать процентов - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. Распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений. Порядок распределения вознаграждения и его выплаты устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Средства для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях не взимаются с изготовителей того оборудования и тех материальных носителей, которые являются предметом экспорта, а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Комментарий к статье 1245 ГК РФ

1. Комментируемая статья заменила собой ст. 26 Закона об авторском праве, посвященную воспроизведению без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения аудиовизуальных произведений и звукозаписей произведений исключительно в личных целях. Вознаграждение за такое воспроизведение должно было выплачиваться изготовителями или импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для этих целей. Сбор и распределение этого вознаграждения должны были осуществляться одной из организаций, управляющих правами на коллективной основе, в соответствии с соглашением между такими организациями. К сожалению, за весь почти 15-летний срок действия этого Закона положения ст. 26 так и не были реализованы на практике.

2. Статья 1245 включена в гл. 69, поскольку охватывает вопросы в сфере как авторских, так и смежных прав.

Эта статья тесно связана со ст. ст. 1273 и 1306 ГК, которые предусматривают возможность свободного (т.е. без согласия автора, исполнителя или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения) воспроизведения гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного объекта авторских или смежных прав. Хотя выплата вознаграждения непосредственно самим гражданином-пользователем по этим статьям не производится, тем не менее соответствующее вознаграждение выплачивается авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений за воспроизведение исключительно в личных целях таких фонограмм и аудиовизуальных произведений на основании ст. 1245. Вознаграждение выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Это вознаграждение не зависит напрямую от использования соответствующего объекта авторских или смежных прав, поэтому в ГК упоминается о его компенсационном характере. По своей природе оно является компенсацией, которую выплачивают правообладателям за воспроизведение объектов авторских и смежных прав в личных целях, причем размер этой компенсации в каждом случае может быть определен лишь приблизительно.

3. Согласно п. 5 ст. 1229 ГК право на вознаграждение, которое сохраняется за правообладателями в тех случаях, когда Кодекс допускает использование результатов интеллектуальной деятельности без их согласия, должно рассматриваться как часть исключительного права, остающаяся у правообладателя несмотря на то, что само исключительное право ограничено Кодексом. Право на вознаграждение, предусмотренное в ст. 1245, является как раз таким случаем ограничения исключительного права. С этой точки зрения право на вознаграждение должно рассматриваться как отторжимое от личности правообладателя. Однако оно может быть отчуждено только вместе с исключительным правом в целом.

Право на вознаграждение по ст. 1245 передается по наследству, а также может перейти к приобретателю по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме. В то же время, поскольку этот вопрос не урегулирован в законе, а определение размера, порядка и сроков выплаты правообладателю вознаграждения за отчужденное исключительное право Кодекс отнес на усмотрение сторон такого договора, представляется целесообразным в каждом договоре специально решать вопрос о том, переходит ли право на вознаграждение по ст. 1245 к новому правообладателю или остается у прежнего, несмотря на переход исключительного права к другому лицу.

4. В статье 26 Закона об авторском праве содержался примерный перечень оборудования (аудио- и видеомагнитофоны и др.) и носителей (звуко- и видеопленки, кассеты, лазерные и компакт-диски и т.п.), используемых для воспроизведения в личных целях. Однако этого было явно недостаточно, тем более что в отношении каждого из наименований такого оборудования и материальных носителей должен быть определен принцип взимания средств на выплату вознаграждения. Кроме того, размер вознаграждения и порядок его распределения между правообладателями должны были устанавливаться на основе соглашения между изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими правами на коллективной основе, - с другой. Однако заключение такого соглашения постоянно тормозилось его участниками из-за их противоречивых интересов.

Эти недостатки постарались учесть в части 4 ГК, поэтому в абз. 2 п. 1 ст. 1245 установлено, что перечень оборудования и материальных носителей, с изготовителей и импортеров которого взимаются средства для выплаты вознаграждения правообладателям, а также размер и порядок сбора таких средств утверждаются Правительством РФ. Таким образом, государство берет на себя функции своеобразного арбитра в отношениях между организацией, осуществляющей сбор средств для выплаты вознаграждения, и изготовителями, а также импортерами оборудования и материальных носителей.

5. Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе. Правило п. 2 ст. 26 Закона об авторском праве о том, что организация, ответственная за сбор вознаграждения, должна определяться соглашением всех организаций, осуществляющих коллективное управление правами, породило многолетние споры между такими организациями. Пункт 2 ст. 1245 исключает подобные споры на будущее, поскольку решение о предоставлении аккредитации выносит государственный орган в порядке, определяемом Правительством РФ (см. комментарий к ст. 1244).

Порядок распределения и выплаты вознаграждения теперь также устанавливается Правительством РФ (п. 3 ст. 1245). В Кодексе лишь сохранен общий критерий, согласно которому вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в пропорции: 40% - авторам; 30% - исполнителям; 30% - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. При этом в п. 3 ст. 1245 установлено, что вознаграждение между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений должно распределяться пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений. Безусловно, установить частоту использования таких произведений в личных целях вряд ли возможно, но вполне определимы некие среднестатистические показатели того, какие из фонограмм и аудиовизуальных произведений используются чаще других, соотношение между интенсивностью их использования. Подобные данные могут быть получены на основе отчетов пользователей, предоставляемых организациям по управлению правами на коллективной основе, а также на основе статистических данных (п. 4 ст. 1243 ГК).

6. Поскольку предполагается, что для воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях граждане могут использовать только оборудование и материальные носители, которые находятся на внутреннем рынке и доступны рядовым потребителям, согласно п. 4 ст. 1245 средства для выплаты вознаграждения не взимаются с изготовителей оборудования и материальных носителей, являющихся предметом экспорта (т.е. не реализуемых на внутреннем рынке), а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Другой комментарий к статье 1245 ГК РФ

Комментируемая статья регламентирует право авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Ранее такое регулирование устанавливалось положениями ст. 26 "Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора с выплатой авторского вознаграждения" и некоторых других статей Закона 1993 г. об авторском и смежных правах. Комментируемая статья содержится в комментируемой главе, что подразумевает установление данной статьей общих положений. Как представляется, речь идет о том, что положения статьи являются общими для авторского права и смежного права.

В соответствии с ч. 1 п. 1 комментируемой статьи авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. На это право авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений указывает норма п. 2 ст. 1273 комментируемой части для случаев, когда воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений осуществляется исключительно в личных целях. В свою очередь, в том числе к указанной ст. 1273 отсылает ст. 1306 данной части, регламентирующая использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения.

Как определено в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи, вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Статья 26 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах содержала положения, подобные тем, о которых говорилось выше, но несколько с другими формулировками. При этом непосредственно детализировалось, о каком оборудовании каких материальных носителях шла речь: оборудование - аудио- и видеомагнитофоны, иное оборудование; материальные носители - звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители.

Согласно разъяснению, данному в п. 84 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9, право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограммы и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях переходит к наследникам авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи Правительству РФ делегированы полномочия по утверждению перечня оборудования и материальных носителей, а также размера и порядка сбора соответствующих средств. О соответствующем акте Правительства РФ сказано ниже. Здесь же представляется целесообразным упомянуть об Определении КС России от 28 мая 2013 г. N 945-О <1>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на п. 1 комментируемой статьи. Как отмечено в данном Определении, КС России неоднократно указывал, что предоставление Правительству РФ подобных полномочий в сфере обеспечения прав и свобод граждан, охраны собственности (следовательно, и в сфере защиты и охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственности)) в силу конституционного принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ), предполагающего в сфере правового регулирования разграничение законодательной функции, возложенной на Федеральное Собрание РФ, и функции обеспечения исполнения законов, возложенной на Правительство РФ, направлено на реализацию соответствующих положений Конституции РФ.

--------------------------------
<1> СПС.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией, т.е. организацией по управлению правами на коллективной основе, получившей государственную аккредитацию. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе регламентирована положениями ст. 1244 комментируемой главы, к которым и сделана отсылка. В подпункте 4 п. 1 указанной ст. 1244 среди сфер коллективного управления, в которых организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию, со ссылкой на комментируемую статью определено осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.

В пункте 3 комментируемой статьи определена пропорция, в которой подлежит распределению вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях: 40% - авторам, 30% - исполнителям, 30% - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. При этом предусмотрено, что распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений должно осуществляться пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений.

Пункт 2 ст. 26 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах определял такую же пропорцию распределения вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, но предусматривал, что эта пропорция подлежит применению, если иное не предусмотрено соглашением между организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе. Кроме того, устанавливалось, что размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, - специально уполномоченным органом России.

Пункт 3 комментируемой статьи также делегирует Правительству РФ полномочия по утверждению порядка распределения вознаграждения и его выплаты. На основании данных положений, а также упомянутых выше положений ч. 2 п. 1 данной статьи, делегирующих Правительству РФ соответствующие полномочия, издано Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 829 "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях" <1>, которым утверждены:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 42. Ст. 5398.

Перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, с указанием размера средств, подлежащих уплате изготовителями таких оборудования и материальных носителей;

Перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, с указанием размера средств, подлежащих уплате импортерами таких оборудования и материальных носителей;

Положение о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате изготовителями оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения;

Положение о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения;

Положение о распределении и выплате авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.

В пункте 3 данного Постановления предусматривалось, что оно действует до вступления в силу межгосударственного соглашения государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, регулирующего правоотношения в сфере сбора, распределения и выплаты авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Однако указанный пункт Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2013 г. N 1157 <1> признан утратившим силу.

--------------------------------
<1> www.pravo.gov.ru. 2013. 18 декабря.

В условиях действия Закона 1993 г. об авторском и смежных правах Указом Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения" <1> Правительству РФ поручалось:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6016.

утвердить перечень оборудования и материальных носителей, применительно к которым участники внешнеторговой деятельности - импортеры этих товаров и отечественные изготовители выплачивают вознаграждение, предусмотренное ст. 26 данного Закона, размер, а также порядок и условия выплаты вознаграждения, в случае если не будет достигнуто соглашение, предусмотренное абз. 3 п. 2 указанной статьи;

утвердить порядок контроля за ввозом на таможенную территорию Российской Федерации оборудования и материальных носителей, предназначенных для воспроизведения в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения.

Однако сведений об издании Правительством РФ соответствующих актов во исполнение указанного поручения не было.

Пункт 4 комментируемой статьи исключает взимание средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях с изготовителей того оборудования и тех материальных носителей, которые являются предметом экспорта, а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Данные положения детализированы в названном выше Положении о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате изготовителями оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 829.

Так, в п. 2 данного Положения определено, что под профессиональным оборудованием понимается оборудование, которое в силу своих конструктивных особенностей и потребительских свойств не используется для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 11 данного Положения средства для выплаты вознаграждения не взимаются с изготовителей таких оборудования и материальных носителей, которые являются предметом экспорта, при условии представления изготовителем оборудования и материальных носителей документов, подтверждающих факт помещения указанных оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру экспорта и фактического их вывоза с таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества для постоянного нахождения за ее пределами; указанные документы должны быть представлены в аккредитованную организацию в срок не позднее 90 календарных дней со дня помещения оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру экспорта, если иное не предусмотрено договором, заключенным изготовителем оборудования и материальных носителей с аккредитованной организацией; изготовитель оборудования и материальных носителей предоставляет аккредитованной организации информацию об оборудовании и материальных носителях, являющихся предметом экспорта, включенную в отчет о реализации.