(Утратила силу с 1 сентября 2014 года - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)
Комментарий к статье 119 ГК РФ
1. Поскольку фонд является организацией, не имеющей членства, возникает вопрос о том, кто вправе вносить изменения в его устав. В других юридических лицах это обычно относится к компетенции их учредителей (участников, членов). Однако в силу п. 1 комментируемой статьи учредители фонда (как, впрочем, и любые третьи лица) вносить изменения в устав фонда не вправе; даже если соответствующие положения и включены в устав фонда, они являются недействительными как не соответствующие закону.
Исключительной компетенцией по изменению учредительных документов (устава) фонда наделены его органы, причем реализовать эти полномочия они могут только в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом. Например, устав может изменяться наблюдательным советом или исполнительным органом по предложению наблюдательного совета.
Решение об изменении устава фонда может быть принято также судом, но только при условии, что сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо уполномоченные органы уклоняются от внесения в устав изменений, необходимость которых очевидно назрела. С требованием об изменении устава фонда в суд могут обратиться только его органы (очевидно, лишь те органы, которые не наделены согласно уставу компетенцией самостоятельно вносить изменения), их члены либо орган, уполномоченный осуществлять надзор за его деятельностью.
Под "органом, уполномоченным осуществлять надзор за его деятельностью", в п. 1 комментируемой статьи понимаются не органы фонда, а государственные органы, в частности прокуратура, налоговые и финансовые органы, орган, осуществляющий государственную регистрацию данного вида юридических лиц, и др.
2. Закон не предусматривает возможности преобразования фонда в иную организационно-правовую форму, слияния (присоединения) к юридическим лицам других организационно-правовых форм. Учитывая, что законодательство всегда прямо и исчерпывающе перечисляет возможные варианты реорганизации юридического лица, отсутствие в Законе регламентации возможных вариантов преобразования фондов в другие организационно-правовые формы юридических лиц, несмотря на то что в законодательстве также нет прямого запрета на преобразование фондов, по-видимому, исключает такую возможность.
Иные формы реорганизации возможны в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством.
3. В отличие от некоммерческих организаций других организационно-правовых форм фонд не может быть ликвидирован в добровольном, внесудебном порядке. Решение о ликвидации фонда может принять только суд. Это правило призвано предотвратить возможные злоупотребления в отношении имущества фонда. К заинтересованным лицам для целей п. 2 комментируемой статьи относятся учредители фонда, органы и должностные лица фонда, государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью фонда, и третьи лица, в интересах которых действует фонд.
4. Для ликвидации фонда достаточно наличие любого из оснований, указанных в подп. 1 - 3 п. 2 комментируемой статьи. Однако этот перечень не является исчерпывающим. Дополнительные основания ликвидации фонда предусмотрены абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК: суд может принять решение о ликвидации фонда, в случае если при его создании допущены грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (например, лицензии на отдельные виды предпринимательской деятельности), деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям. Иные основания могут быть предусмотрены также специальными законами (см., в частности, ст. ст. 7, 9, 10 Закона о противодействии экстремизму).
Фонд может также быть ликвидирован вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Возможно добровольное возбуждение процедуры банкротства фонда по совместному решению компетентных органов фонда и его кредиторов, которое осуществляется в судебном порядке на основании заявления должника (п. п. 2, 3 ст. 65 ГК, ст. ст. 8, 9 Закона о банкротстве).
5. По смыслу п. 3 ст. 61 ГК суд может возложить обязанности по осуществлению ликвидации фонда на его учредителей или иной орган фонда, предусмотренный его уставом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда. Ликвидационная комиссия от имени фонда выступает в суде.
Конкретные направления использования имущества фонда в случае его ликвидации определяются с учетом положений п. 3 комментируемой статьи и учредительных документов организации, ликвидационной комиссией или судом. В случае если использование имущества ликвидируемого фонда в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
Другой комментарий к статье 119 ГК РФ
1. Статья допускает возможность изменения устава фонда его органами, если в самом уставе предусмотрен такой порядок. В противном случае, а также при уклонении компетентного органа фонда от внесения необходимых изменений устав изменяется в судебном порядке.
Возникновение на практике ситуации, при которой устав фонда не содержит положений о порядке его изменения, маловероятно. Пункт 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, определяя требования к учредительным документам некоммерческих организаций, предусматривает обязательное включение в них правил о порядке внесения изменений в устав. При этом несоответствие учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 51 ГК). Наиболее распространены случаи, когда органы фонда отказываются или уклоняются внести необходимые изменения в устав, что негативно влияет на деятельность фонда в целом. Кроме того, устав фонда может прямо предусматривать, что его изменение допустимо только в судебном порядке.
2. Обратиться в суд с требованием о внесении изменений в устав фонда вправе любой единоличный или коллегиальный орган фонда, а также государственные органы, уполномоченные осуществлять надзор за деятельностью фонда. К примеру, по отношению к общественным фондам такой компетенцией наделены: прокуратура; орган, осуществляющий регистрацию фонда; финансовые и некоторые другие органы.
3. Комментируемая статья допускает ликвидацию фонда исключительно в судебном порядке, что обусловлено особым характером данной организации. Фонд ликвидируется, если не обладает имуществом, достаточным для выполнения уставной деятельности; если цели создания фонда не могут быть достигнуты; если фонд осуществляет внеуставную деятельность. Правом обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда обладают любые заинтересованные лица (учредители фонда, кредиторы, контролирующие органы и др.). Вместе с тем фонд может быть признан банкротом, причем как по решению суда, так и путем объявления о своем банкротстве (п. 4 ст. 61, п. 2 ст. 65 ГК). Объявление о банкротстве и, следовательно, ликвидация фонда во внесудебном порядке допускаются только по соглашению с кредиторами, требования которых фонд не в состоянии удовлетворить.
Определенные противоречия существуют в правовом регулировании вопросов ликвидации общественного фонда, т.к. он одновременно является и формой общественного объединения, и видом некоммерческой организации. Общественные объединения, в т.ч. созданные в качестве фондов, не могут признаваться несостоятельными (ст. 65 ГК). Вместе с тем как самостоятельная форма некоммерческих организаций любые фонды, включая общественные, могут быть банкротами. Кроме того, если решение о ликвидации общественного фонда как вида некоммерческой организации может быть принято только судом, то как форма общественной организации фонд может быть ликвидирован и в добровольном порядке - по решению съезда (конференции) или общего собрания (ст. 26 Закона об общественных объединениях).
При ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, определяемые уставом фонда. Имущество может передаваться лицам, осуществляющим деятельность в аналогичной сфере, благотворительным организациям и др. В случае если использование имущества в соответствии с уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).