Статья 118. Фонды

(Утратила силу с 1 сентября 2014 года - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)

Комментарий к статье 118 ГК РФ

1. По смыслу комментируемой статьи фондом является организация, деятельность которой заключается в аккумулировании имущества и управлении этим имуществом для реализации уставных целей. Цели эти должны иметь некоммерческий, общественно полезный характер, как то: социальные, благотворительные, культурные, образовательные. Фонды создаются для материального обеспечения указанных целей, и поэтому их деятельность носит строго целевой характер. Исходя из специальной (целевой) правоспособности фондов закон требует, чтобы сведения о цели его создания и деятельности были закреплены в уставе фонда.

Фонд может быть учрежден одним или несколькими гражданами или юридическими лицами, а также публично-правовыми образованиями. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями общественных и благотворительных фондов. Однако это не препятствует им выступать учредителями иных некоммерческих фондов, в том числе совместно с частными лицами.

Нормы, регулирующие деятельность фондов, содержатся в Законе о некоммерческих организациях, а общественных фондов - также и в Законе об общественных объединениях, благотворительных фондов - в Законе о благотворительной деятельности.

Законодательство, определяющее организационно-правовой статус некоммерческих фондов, не распространяется на паевые и другие инвестиционные фонды, правовое положение которых определено ФЗ от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562), на негосударственные пенсионные фонды (Закон о негосударственных пенсионных фондах) и органы государственной власти, в названиях которых содержится слово "фонд" (Пенсионный фонд, Фонд имущества и т.д.).

2. Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, однако такая деятельность не должна быть направлена на извлечение прибыли за счет лиц, которым фонд должен оказывать имущественную и финансовую помощь (Постановление Президиума ВАС от 24 сентября 2002 г. N 6609/02 (Вестник ВАС РФ. 2003. N 1)).

3. Фонд является организацией, не имеющей членства. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 118 учредители фонда не имеют в отношении этой организации имущественных прав. Однако влияние учредителей на дальнейшую деятельность фонда не ограничено вопросами, связанными с его учреждением и государственной регистрацией. Учредительные документы могут закреплять неимущественные права этих лиц. В частности, устав фонда может предусматривать роль учредителей в формировании попечительского совета, право учредителей непосредственно входить в органы управления фондом, участвовать в деятельности органов фонда с правом совещательного голоса, проводить проверки, знакомиться с документами фонда и получать информацию от должностных лиц и т.д.

Ни ГК, ни иные законы не устанавливают каких-либо требований к минимальному размеру и составу собственного имущества фонда (как, впрочем, и для большинства иных некоммерческих организаций). Закон не устанавливает также обязательных требований к форме, размеру и порядку внесения взносов. Однако в силу п. 1 комментируемой статьи внесение имущественных взносов учредителями является обязательным. Взносами учредителей (равно как и добровольными взносами и пожертвованиями третьих лиц в дальнейшем) могут быть не только вещи, но и иные виды имущества (ст. 128 ГК), например имущественные права, в том числе исключительные имущественные права на объекты интеллектуальной собственности.

Поскольку фонд преследует только общественно полезные цели, его имущество, полученное как от учредителей, так и в результате хозяйственной деятельности, не может распределяться между учредителями даже в случае ликвидации. Данное ограничение, однако, блокирует лишь "безэквивалентное" распределение. Иной вклад учредителей в деятельность фонда (например, участие в управлении им) может оплачиваться. Учредители, как и другие лица, могут получать выгоду (гранты и т.п.) от фонда, вознаграждение за личное участие в его деятельности.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность фонда и ведение бухгалтерского учета подлежат ежегодной обязательной аудиторской проверке (подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности). В соответствии с абз. 2 п. 2 комментируемой статьи фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

4. Порядок управления фондом, состав, компетенция органов управления фондом и порядок их формирования должны быть определены уставом. Создание попечительского совета обязательно для всех фондов (п. 4 ст. 118). Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями. На попечительский совет могут возлагаться не только функции надзора, но и иные контрольно-распорядительные функции. Согласно Закону о некоммерческих организациях попечительский совет фонда должен осуществлять свою деятельность на общественных началах. Таким образом, члены попечительского совета не могут получать вознаграждение за выполнение своих функций, что не препятствует, однако, им получать возмещение связанных с данной деятельностью расходов (командировочных и т.д.).

Наряду с попечительским советом целесообразно создание в структуре фонда исполнительного органа и (или) коллегиального высшего органа управления, роли которого были бы аналогичны функциям подобных органов других некоммерческих организаций. Законодательство не содержит императивных предписаний в этом отношении, однако допускает включение подобных положений в устав фонда, включая порядок формирования (назначения, избрания) этих органов и их компетенцию.

5. Единственным учредительным документом фонда является его устав, который должен содержать сведения, предусмотренные ст. 52 ГК, комментируемой статьей и ст. 14 Закона о некоммерческих организациях.

Наименование фонда должно содержать указание на его организационно-правовую форму и характер деятельности (п. 1 ст. 4 Закона о некоммерческих организациях). Фонд, наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Следует отметить, что слово "фонд" используется в наименовании ряда государственных органов ("фонд имущества", "пенсионный фонд"), однако такие лица создаются и действуют в организационно-правовой форме учреждений.

Другой комментарий к статье 118 ГК РФ

1. Фонд представляет собой некоммерческую организацию, создаваемую учредителями в определенных общественно полезных целях путем объединения имущественных взносов. Фонд является собственником имущества, в т.ч. взносов учредителей, у которых какие-либо имущественные права по отношению к фонду отсутствуют (п. 3 ст. 48, пп. 3, 4 ст. 213 ГК). Фонд не основан на членстве, участие учредителей в деятельности фонда и в управлении им не предполагается.

В зависимости от целей деятельности возможно создание фондов различных видов, имеющих особенности в правовом статусе. В частности, фонд может рассматриваться как одна из организационно-правовых форм общественных объединений и действовать в соответствии с Законом об общественных объединениях. Допускается учреждение фондов в качестве благотворительных организаций, действующих в соответствии с Законом о благотворительной деятельности. Кроме того, правовой статус отдельных фондов может определяться и подзаконными актами (см., например Указ Президента РФ от 06.03.95 "О национальном фонде молодежи" (СЗ РФ, 1995, N 11, ст. 965); Указ Президента РФ от 13.04.96 "О создании фонда по поддержке соотечественников за рубежом "Россияне" (СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1836)).

В Российской Федерации действует значительное количество организаций, именуемых фондами. Однако по своей правовой природе большинство из них фондами не являются, ибо созданы в иных формах, как правило, в форме учреждений (см., например, Постановление Правительства РФ от 13.12.95 N 1232 "О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм" (СЗ РФ, 1995, N 51, ст. 5073); Постановление Правительства РФ от 12.04.96 N 424 "Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства" (СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1901)).

2. Правом учреждать фонд обладают граждане и юридические лица. Комментируемая статья не устанавливает каких-либо особых требований к субъектному составу участников фонда. Однако специальные законы, регулирующие деятельность фондов отдельных видов, определенные ограничения предусматривают. Так, учредителями общественного фонда правомочны выступать граждане и юридические лица, созданные исключительно в форме общественных объединений. Закон об общественных объединениях прямо предусматривает, что учредителями общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 19). Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений (ст. 8 Закона о благотворительной деятельности).

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут оказывать поддержку фондам, создаваемым гражданами и юридическими лицами (см., например, Постановление Правительства РФ от 10.04.96 "О мерах государственной поддержки Российского общественного фонда инвалидов военной службы" - СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1830), либо принимать участие в их учреждении. Фонды, образованные за счет государственного (муниципального) и частного имущества, именуются общественно-государственными. В частности, таким является Фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, созданный в соответствии с Указом Президента РФ от 18.11.95 N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" (СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4501).

3. Фонд обладает специальной правоспособностью и осуществляет деятельность в соответствии с целями создания, закрепленными в уставе. Возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограничены. По сравнению с другими некоммерческими организациями он не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Что касается благотворительных фондов, то им запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Им также запрещается использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний (ст. 12 Закона о благотворительной деятельности).

4. Комментируемая статья возлагает на фонд обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Поскольку порядок исполнения этой обязанности не определен, фонд самостоятелен в выборе печатного издания. При этом следует учитывать территориальную сферу деятельности фонда и помещать информацию в издания, распространяемые в соответствующих регионах. Это позволит обеспечить получение информации всеми заинтересованными лицами.

5. Порядок формирования органов фонда и их компетенция определяются уставом. При этом соответствующие разделы устава должны отвечать требованиям ст. 28 - 30 Закона о некоммерческих организациях, а также: если фонд общественный - требованиям ст. 10 Закона об общественных объединениях, если фонд благотворительный - требованиям ст. 10 Закона о благотворительной деятельности.

Особым органом фонда, создаваемым в обязательном порядке, является попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства. Следует отметить, что попечительский совет действует исключительно на общественных началах (п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). Порядок создания и деятельности попечительского совета определяется уставом фонда.

6. Пункт 4 комментируемой статьи предъявляет к содержанию устава фонда специальные требования, которые должны быть соблюдены наряду с общими, определенными п. 2 ст. 52 ГК. Устав общественного фонда также должен соответствовать ст. 20 Закона об общественных объединениях. Для некоторых категорий фондов, осуществляющих деятельность в особо значимых целях, разработаны типовые уставы (см., например, Типовой устав Фонда пожарной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.07.96 N 789 - СЗ РФ, 1996, N 30, ст. 3653).