Статья 117. Общественные и религиозные организации (объединения)

(Утратила силу с 1 сентября 2014 года - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)

Комментарий к статье 117 ГК РФ

1. Право граждан на объединение закреплено ст. 30 Конституции, согласно которой каждый вправе создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; вступать в существующие объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также беспрепятственно выходить из объединений.

В силу конституционного принципа свободы объединения создание (учреждение) общественных объединений не требует какого-либо разрешения государственных или местных органов или государственной регистрации (за исключением политических общественных объединений, политических партий) (ст. 21 Закона об общественных объединениях, ст. 15 Закона о политических партиях). Общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность с момента принятия съездом (конференцией) или общим собранием решения о его учреждении, об утверждении устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов. Однако правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. Общественные объединения, не прошедшие государственную регистрацию, не имеют статуса юридического лица, и, таким образом, правила комментируемой статьи на них не распространяются.

Государственная регистрация общественных объединений, имеющих статус юридического лица, в том числе политических партий, профсоюзов, национально-культурных автономий и религиозных организаций, осуществляется Министерством юстиции РФ в соответствии с утвержденными Правилами (см. Приказ Минюста России от 25 марта 2003 г. N 68 "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации" (РГ. 2003. N 65)).

2. Общие вопросы создания и деятельности общественных объединений регулируются Законом об общественных объединениях и Законом о некоммерческих организациях. Общественное объединение - это не организационно-правовая форма, а родовое понятие, используемое законодательством для установления общих правил, распространяющихся на целый ряд организационно-правовых форм, а именно на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии (ст. 7 Закона об общественных объединениях). Общими чертами всех общественных объединений являются добровольность участия, некоммерческий характер целей создания и деятельности и самоуправляемость (ст. 5 Закона об общественных объединениях). Общественные объединения могут не иметь статуса юридического лица. Далее в настоящей статье речь идет лишь об объединениях - юридических лицах.

Особенности правового положения отдельных организационно-правовых форм общественных объединений - общественных фондов, общественных учреждений, союзов и ассоциаций общественных объединений - определяются не только комментируемой статьей, но и другими статьями ГК (см. ст. ст. 118 - 123), а также специальными законами, в первую очередь Законом о некоммерческих организациях и Законом об общественных объединениях.

Особенности правового положения религиозных организаций определяются Законом о религиозных объединениях; профессиональных союзов - Законом о профсоюзах; политических партий - Законом о партиях. Отдельные нормы, посвященные общественным объединениям, содержатся также в ФЗ от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2503), а также в Законе о благотворительной деятельности и Законе о некоммерческих организациях, ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563), ФЗ от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2965).

Наиболее распространенной формой общественного объединения является общественная организация. В этой организационно-правовой форме создаются и действуют, в частности, профессиональные союзы и политические партии. Действие Закона об общественных организациях не распространяется на религиозные организации, а также на коммерческие организации и создаваемые ими некоммерческие союзы-ассоциации (ст. ст. 2, 4 Закона).

Основные положения, касающиеся религиозных организаций, закреплены в Законе об общественных объединениях. На религиозные организации распространяется действие отдельных норм Закона о некоммерческих организациях (п. 4 ст. 1 Закона). Однако центр тяжести правового регулирования лежит на Законе о религиозных объединениях.

3. Общественные объединения и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Участие в хозяйственном обществе предпринимательской деятельностью не является. Общественные объединения и религиозные организации могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации либо вступать в них, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут распределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Общественные объединения могут направлять средства на благотворительные цели, даже если это специально не указано в их уставах.

4. В создании и деятельности общественных и религиозных организаций участвуют в основном совершеннолетние, т.е. полностью дееспособные граждане. Членами молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских - достигшие 8 лет, однако несовершеннолетние не могут сами по себе создавать их, быть учредителями этих организаций.

5. В то же время участие некоторых категорий физических лиц в общественных объединениях, прежде всего политических, ограничено. Так, иностранные граждане и лица без гражданства не вправе быть членами политических партий (п. 2 ст. 23 Закона о партиях). Запрет на участие в объединениях, преследующих политические цели, установлен для работников прокуратуры (ст. 4 Закона о прокуратуре), судей (Закон о статусе судей), военнослужащих (ст. 9 Закона о статусе военнослужащих) и др.

Юридические лица могут становиться участниками и членами общественных объединений лишь в случаях, прямо предусмотренных законом (это допускается, в частности, для лиц, которые сами образованы в форме общественной организации). Не могут быть учредителями, членами и участниками таких объединений публично-правовые образования, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Общественные объединения обязаны периодически актуализировать информацию в государственном реестре: представлять в регистрирующий орган обновленные сведения о продолжении своей деятельности с указанием названия, действительном месте нахождения постоянно действующего руководящего органа и данные о руководителях объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр (ст. 29 Закона об общественных объединениях), и могут быть ликвидированы при нарушении этой обязанности (заочное решение ВС от 16 апреля 1999 г. N ГКПИ 99-227 (Бюллетень ВС. 1999. N 11)).

6. Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности. Наименование религиозной организации должно содержать сведения об исповедуемой вере. Притом религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

7. Учредительным документом общественной (религиозной) организации является устав, который должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Общественные объединения могут иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику (ст. 24 Закона об общественных объединениях). Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения. Решение о государственной регистрации эмблем и символики некоммерческих организаций принимает Министерство юстиции (подп. 30.9 п. 7 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4108)).

8. В состав учредителей общественной организации, как правило, должно входить не менее трех граждан (ст. ст. 18, 19 Закона об общественных объединениях). Наряду с гражданами, в создании объединения могут участвовать юридические лица - общественные объединения. Иные требования к составу учредителей для создания отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений (например, политических партиях и религиозных организациях).

Термины "член" и "участник" общественного объединения не равнозначны. Участниками общественных объединений являются лица, принадлежащие к нему (поддерживающие его цели или принимающие участие в его деятельности) без обязательного оформления условий своего участия. Членство предполагает более тесную связь: участие этих лиц в деятельности объединения фиксируется документально (членский билет, свидетельство, книжка), члены не только имеют права, но и несут обязанности, предусмотренные уставом. Соответственно, законодательство различает два вида общественных объединений - основанные на членстве (в первую очередь общественные организации) и основанные на участии.

Порядок принятия в общественные объединения новых членов определяется учредительными документами объединения. В случаях, предусмотренных законодательством и уставом объединения, заявителю может быть отказано в приеме в члены. В то же время любые действия или решения, положения законодательства, направленные на принуждение к вступлению в объединение, противоправны (см. Постановление КС от 3 апреля 1998 г. "По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" в связи с запросом Советского районного суда города Омска" (Вестник КС. 1998. N 4. С. 3 - 7)).

Конституционное право граждан на объединение включает право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 30 Конституции). Положения законодательства, учредительных и иных внутренних документов общественных объединений, ограничивающие право их участников на выход из указанных объединений по своему усмотрению, равно как и действия (решения), направленные на принуждение к выходу, являются недействительными. Однако в случае нарушения норм устава общественного объединения, обязанностей, предусмотренных внутренними документами, его члены могут быть исключены из его состава.

Стало быть, в ходе деятельности общественного объединения персональный состав его членов может изменяться. Законодательство не содержит прямых указаний относительно минимального состава участников объединения после его учреждения, но по смыслу закона их должно оставаться не менее двух.

Подчеркнем, что по смыслу закона правоотношение членства тесно связано с личностью участника организации; переход прав членства, их уступка (продажа, дарение), а также наследование не допускаются. Дискуссионным является вопрос о судьбе прав члена - юридического лица в случае его реорганизации. Оптимальным в этом случае представляется оформление прекращения членства реорганизуемой организации и одновременное принятие в члены ее правопреемника с соблюдением процедуры, предусмотренной уставом.

Все члены (участники) общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности, в частности право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Как правило, органы управления общественных объединений состоят из коллегиального высшего органа управления (например, общее собрание, съезд) и (или) постоянно действующего исполнительного органа. Закон об общественных объединениях содержит дополнительное предписание на этот счет применительно к разным формам общественных объединений. Так, руководящий орган общественной организации и общественного движения должен быть коллегиальным и постоянно действующим (ст. ст. 8, 9 Закона).

Высшим органом управления является общее собрание, съезд, в котором каждый участник (либо уполномоченный) имеет один голос. Возможна работа высшего органа в формате конференции уполномоченных (съезда делегатов, представителей). Руководящий орган общественной организации должен быть коллегиальным и постоянно действующим (ст. ст. 8, 9 Закона об общественных объединениях).

9. Имущество общественных объединений складывается из вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, доходов от предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом поступлений. Объединения (за исключением общественного учреждения) являются собственниками переданного им имущества, за исключением случаев, когда взносом участника являются не имущество как таковое, а права на него (например, права владения и (или) пользования). Участники общественных объединений не имеют прав на получение доходов от деятельности объединения, возврат взносов при выходе из объединений, а также получение части имущества объединения при его ликвидации.

Участники (члены) общественных и религиозных объединений не отвечают по обязательствам последних, что, однако, не освобождает их от обязанности уплачивать вступительные и членские взносы.

Законом предусмотрена возможность формирования целевого капитала некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных организаций. Целевой капитал представляет собой сформированную за счет пожертвований, внесенных жертвователями в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданную в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации (ст. 2 ФЗ от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 38)). Целевой капитал должен состоять исключительно из средств, полученных от пожертвований, а полученный от доверительного управления доход должен использоваться для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации.

10. Решение о добровольной ликвидации общественного объединения любой организационно-правовой формы принимает съезд (конференция, общее собрание) объединения. Специальные основания и порядок принудительной ликвидации общественных объединений предусмотрены ст. 44 Закона об общественных объединениях и, по сути, дублируют положения абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократное или грубое нарушение общественным объединением Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов; систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям общественного объединения. В этих случаях ликвидация общественного объединения осуществляется по решению суда на основании заявления прокурора.

Дополнительные основания для ликвидации общественных и религиозных объединений предусмотрены Законом о противодействии экстремизму и включают, в частности, осуществление такой организацией деятельности, которая "создает реальную угрозу причинения вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству". Согласно ст. 9 указанного Закона право обратиться в суд с заявлением о ликвидации имеет не только прокурор, но и орган юстиции.

Порядок ликвидации религиозных организаций установлен ст. 14 Закона о религиозных организациях. В добровольном порядке религиозная организация может быть ликвидирована по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации. Принудительная ликвидация религиозной организации осуществляется только в судебном порядке, однако перечень оснований для такой ликвидации и круг лиц, которые имеют право обращаться в суд по данному вопросу, значительно шире.

Особенности ликвидации политической партии, ее обособленных подразделений установлены ст. ст. 38 - 42 Закона о партиях.

Остающееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественной или религиозной организации между участниками не распределяется, а направляется на цели, предусмотренные уставом. Если соответствующие указания в уставе общественного объединения отсутствуют, способ распоряжения определяется съездом (конференцией) или общим собранием, а в спорных случаях - судом.

Исключение предусмотрено на тот случай, если решение о ликвидации принято судом по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии экстремизму, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Такие же последствия наступают в том случае, если использование имущества ликвидируемой общественной или религиозной организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным.

Другой комментарий к статье 117 ГК РФ

1. Статья устанавливает единый правовой режим для общественных и религиозных организаций, но вместе с тем допускает возможность издания законов, определяющих особенности юридического статуса организаций отдельных видов. В настоящее время деятельность общественных организаций (объединений), созданных по инициативе граждан, за исключением религиозных, регламентируется Законом об общественных объединениях. Политические партии создаются и действуют в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (СЗ РФ, 2001, N 29, ст. 2950), далее - Закон о политических партиях. Правовые основы создания и деятельности профессиональных союзов устанавливаются Законом о профессиональных союзах. Правовое положение общественных организаций (объединений), учрежденных в целях осуществления благотворительной деятельности, определяется Законом о благотворительной деятельности. Физкультурно-спортивные объединения и организации действуют с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 29.04.99 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1999, N 18, ст. 2206), далее - Закон о физической культуре и спорте. Правовые особенности деятельности общественных объединений, создаваемых в научных целях, определяются Федеральным законом от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (СЗ РФ, 1996, N 35, ст. 4137), далее - Закон о науке и государственной научно-технической политике. Общественные организации в системе высшего и послевузовского профессионального образования создаются в соответствии с Федеральным законом от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (СЗ РФ, 1996, N 35, ст. 4135), далее - Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью религиозных объединений, регулируются Законом о свободе совести.

Правовое влияние на общественные и религиозные организации могут оказывать и акты субъектов Российской Федерации. Так, особенности деятельности благотворительных организаций на территории г. Москвы определяются Законом г. Москвы от 05.07.95 N 11-46 "О благотворительной деятельности" (Ведомости Московской Думы, 1995, N 5).

2. Комментируемая статья рассматривает термины "общественная организация" и "общественное объединение" как тождественные. Однако ст. 7 Закона об общественных объединениях устанавливает различия между этими понятиями. Общественная организация признается одной из форм общественного объединения наряду с общественным движением, общественным фондом, общественным учреждением, органом общественной самодеятельности и политической партией. Предметом регулирования ст. 117 ГК являются только те объединения, которые создаются в формах общественной организации, общественного движения и органа общественной самодеятельности. Вопросы создания и деятельности общественных фондов, общественных учреждений, союзов и ассоциаций общественных объединений регулируются иными статьями ГК (см. соответственно коммент. к ст. 118 - 123), а политических партий - специальным законом.

По признаку территориальной деятельности все общественные объединения могут подразделяться на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные (ст. 14 Закона об общественных объединениях).

Для религиозных объединений характерно наличие определенных целей создания (совместное вероисповедание и распространение веры) и особых признаков (вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей). Религиозные объединения могут создаваться в двух формах: религиозных групп и религиозных организаций. Религиозная группа не обладает правами юридического лица, и, следовательно, ее деятельность комментируемой статьей не регламентируется (пп. 1, 2 ст. 6; п. 1 ст. 7 Закона о свободе совести). В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на местные и централизованные.

3. ГК допускает возможность учреждения общественной организации только дееспособными гражданами в количестве не менее 2. Специальные законы конкретизируют это общее правило. Так, учредителями общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, в количестве не менее 3. Наряду с ними в состав учредителей могут входить юридические лица - общественные объединения (ст. 18, 19 Закона об общественных объединениях). Кроме учредителей общественные объединения могут иметь членов, заинтересованных в совместном решении задач объединения, и участников, выразивших поддержку целям объединения или его конкретным акциям. Членами и участниками общественных объединений могут быть граждане старше 18 лет и юридические лица - общественные объединения. Членами и участниками молодежных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских - достигшие 8 лет.

Для создания профессионального союза достаточно волеизъявления одного лица, достигшего 14 лет и осуществляющего трудовую деятельность (п. 2 ст. 2 Закона о профессиональных союзах). (Данное правило вызывает сомнения. Во-первых, профсоюз - это объединение граждан, поэтому учредителей должно быть как минимум двое. Во-вторых, несовершеннолетний по общему правилу ст. 26 ГК не обладает достаточным объемом дееспособности для учреждения каких-либо, кроме кооперативов, юридических лиц. Исключение составляют случаи приобретения полной дееспособности в связи со вступлением в брак или эмансипацией. Точнее было бы рассматривать лиц, достигших 14 лет, в качестве возможных членов уже созданных профсоюзов.)

Научно-технические, научно-просветительские общественные организации, общественные академии наук и другие научные общественные объединения могут создаваться только лицами, которые в соответствии со ст. 4 Закона о науке и государственной научно-технической политике могут быть отнесены к научным работникам.

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления. Такое подтверждение выдается, если религиозная группа своевременно в установленном порядке уведомила компетентные органы о своем создании. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания (ст. 9 Закона о свободе совести).

4. Наименование общественного объединения должно указывать на его организационно-правовую форму и территориальную сферу деятельности (ст. 28 Закона об общественных объединениях). В наименовании религиозной организации должны быть отражены сведения о ее вероисповедании (п. 8 ст. 8 Закона о свободе совести). Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 54 ГК наименования данных юридических лиц должны содержать указания на характер их деятельности.

Особые требования предъявляются к наименованию политических партий - оно не может содержать наименование органов государственной власти и органов местного самоуправления, имя и (или) фамилию гражданина и др. (ст. 6 Закона о политических партиях).

Учредительным документом общественных и религиозных организаций является устав. Его содержание должно отвечать как общим требованиям п. 2 ст. 52 ГК, так и специальным. Для общественных объединений они установлены ст. 20 Закона об общественных объединениях, для политических общественных объединений - п. 2 ст. 21 Закона о политических партиях, для религиозных - п. 2 ст. 10 Закона о свободе совести.

5. Правоспособность общественных и религиозных организаций возникает с момента их государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Порядок такой регистрации имеет некоторые особенности, установленные специальными законами о некоммерческих организациях отдельных видов. Так, решение о государственной регистрации политических партий, общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности, а также религиозных организаций принимается органами юстиции. Внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц на основании такого решения осуществляется органами, уполномоченными на его ведение (в настоящее время - налоговыми органами). Процедуры взаимодействия Минюста России и его территориальных органов с Министерством РФ по налогам и сборам и его управлениями в субъектах Российской Федерации по вопросам регистрации юридических лиц, специальный порядок и сроки регистрации которых установлены специальным законом, определяются Положением о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 442 (СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2589).

Образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, утверждены Приказом Минюста России от 05.12.2003 N 310 (БНА РФ, 2004, N 4). Формы документов, применяемых при государственной регистрации общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица, утверждены Приказом Минюста России от 12.07.2002 N 199 (БНА РФ, 2002, N 31).

6. Общественные и религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей и в соответствии с ними. Перечень возможных форм этой деятельности содержится в ст. 24 Закона о некоммерческих организациях. На предпринимательскую деятельность организаций отдельных видов установлены ограничения. В частности, Закон о профессиональных союзах допускает участие профсоюзов в создании только банков и некоторых других организаций (ст. 24), Закон о благотворительной деятельности запрещает благотворительной организации участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (ст. 12).

Что касается политических партий, то Закон о политических партиях прямо предусматривает те виды деятельности, которые эти организации вправе осуществлять. Это информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих целей и обнародования результатов работы; изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии; продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности партии имущества (пп. 3, 4 ст. 31).

7. Имущество общественных организаций составляют вступительные и членские взносы, пожертвования, поступления от проводимых мероприятий (выставок, лотерей и др.) и совершаемых сделок, доходы от предпринимательской деятельности, а также движимые и недвижимые вещи, полученные по другим законным основаниям. Вместе с тем формирование имущества отдельных организаций может иметь особенности. Так, политическим партиям запрещается получать материальную помощь от иностранных государств, юридических лиц и граждан; органов государственной власти и местного самоуправления; некоторых других категорий организаций и физических лиц, перечень которых предусмотрен п. 3 ст. 30 Закона о политических партиях. Имущество молодежных и детских общественных объединений формируется с учетом Федерального закона от 28.06.95 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (СЗ РФ, 1995, N 27, ст. 2503). На порядок формирования имущественной базы военно-патриотических объединений оказывают влияние и нормы Постановления Правительства РФ от 24.07.2000 N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях" (СЗ РФ, 2000, N 31, ст. 3292).

Религиозные организации могут иметь в собственности имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами и юридическими лицами, переданное государством, полученное по иным допускаемым законом основаниям. Передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (п. 3 ст. 21 Закона о свободе совести). Передача имущества производится с учетом Постановления Правительства РФ от 06.05.94 N 466 "О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности" (СЗ РФ, 1994, N 4, ст. 362), Постановления Правительства РФ от 30.06.2001 N 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения" (СЗ РФ, 2001, N 28, ст. 2889). Методические рекомендации по передаче находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения утверждены распоряжением Минимущества России от 09.11.2001 N 3236-р.

Особый характер имущества религиозной организации обусловил установление специального правила: не допускается обращение взыскания по претензиям кредиторов на движимые и недвижимые вещи богослужебного назначения (п. 5 ст. 21 Закона о свободе совести).

8. Участники общественных и религиозных организаций не обладают какими-либо имущественными правами по отношению к созданным ими организациям (п. 3 ст. 48 ГК). В этой связи имущество, переданное в собственность организаций, включая членские взносы, учредителям не возвращается.