1. Подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
2. Подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ.
Комментарий к статье 751 ГК РФ
1. Строительство и связанные с ним работы в ряде случаев неблагоприятно воздействуют на состояние земель и других объектов природы: на воды, леса, недра, животный и растительный мир, атмосферный воздух, на жизнь и здоровье людей, сохранность имущества.
Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает важную обязанность подрядчика: соблюдать требования об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.
Тем самым в комментируемой статье конкретизированы конституционные нормы о праве каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, о праве на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37, 42 Конституции РФ).
Требования об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ, выполнение которых возложено на подрядчика, должны быть предусмотрены в законах и иных правовых актах.
Общие требования в области охраны окружающей среды при хозяйственной деятельности, в том числе при разработке технической документации, строительстве, вводе в эксплуатацию, ликвидации зданий, сооружений и иных объектов сформулированы в гл. VII Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 133), в Градостроительном кодексе РФ (ст. 10, 11), в ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556), в Земельном кодексе РФ (ст. 13 - 14), в Законе "О недрах" (ст. 23, 24, 25 и др.), Федеральном законе от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650) и в других правовых актах.
В соответствии с положениями названных правовых актов природоохранные требования предусматривают нормативы допустимой концентрации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, экологические требования к обращению с отходами производства, правила лесопользования и водопользования и проч.
В целях правовой охраны природных объектов, обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в целом подрядчиком должны осуществляться мероприятия по восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В их числе меры по применению ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных и иных наилучших технологий, по обезвреживанию, утилизации, захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдению экологических, санитарно-эпидемиологических и противоэпидемических норм и правил.
Строительная деятельность с нарушением природоохранных требований (порча земель, выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, нарушение правил водопользования и т.д.) может быть ограничена, приостановлена либо прекращена в порядке, установленном законодательством.
Общие требования к безопасности процессов производства, в том числе к безопасности строительных работ, названы в Федеральном законе "О техническом регулировании" (гл. 2, 3), согласно которому минимальные требования, обеспечивающие биологическую, пожарную, механическую, химическую, электрическую и другие виды безопасности процессов производства, устанавливаются в технических регламентах, стандартах. Основные требования к безопасности условий труда, подлежащие соблюдению при любых работах, в том числе и строительных, предусмотрены в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702). В соответствии с указанным Законом действует система нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, свода правил по проектированию и строительству, государственных стандартов безопасности труда и т.п. (см. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314)). Наряду с общими существуют специальные правовые акты, отражающие требования к безопасности работ на отдельных объектах, - к примеру, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений" (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589).
Во исполнение требований названных правовых актов подрядчик обязан принимать необходимые меры, обеспечивающие безопасность строительных работ. Среди них - меры по соблюдению правил эксплуатации механизмов, транспортных средств, электрических, тепловых сетей, предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, магнитных полей, оснащению средствами безопасности специалистов, а также строительной площадки и т.д.
2. Согласно абз. 2 п. 1 комментируемой статьи за нарушения в области охраны окружающей среды и безопасности строительной деятельности подрядчик несет ответственность. Законодательством предусмотрены уголовная (см. ст. 143, гл. 26 УК), административная (см. гл. 8, 9 КоАП) и гражданская ответственность за подобные нарушения.
Гражданская ответственность за нарушения требований к охране окружающей среды и безопасности работ является внедоговорной и наступает независимо от того, привлекается ли правонарушитель к уголовной или административной ответственности либо нет. Основания такой ответственности подрядчика определяются по правилам гл. 59 ГК "Обязательства вследствие причинения вреда". Важно заметить, что строительная и иная связанная с ней деятельность создает повышенную опасность. Лица, ее осуществляющие, относятся к владельцам источника повышенной опасности и несут повышенную (независимо от вины) ответственность за вред, причиненный такой деятельностью (ст. 1079 ГК).
Правила комментируемой статьи, таким образом, применяются к внедоговорному причинению вреда действиями подрядчика, т.е. к причинению подрядчиком вреда третьим лицам. Заказчик не вправе предъявлять к нему требования о возмещении ущерба, причиненного его имуществу действиями подрядчика, вытекающими из договора строительного подряда, основывая их на положениях настоящей статьи.
3. Пункт 2 комментируемой статьи в императивной форме устанавливает запрет на использование подрядчиком при осуществлении работ материалов и оборудования, предоставленных заказчиком, а также на выполнение его указаний, если это может привести к нарушению требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ. Тем самым ГК закрепляет не только обязательность, но и безусловность соблюдения требований об охране окружающей среды и об обеспечении безопасности строительных работ.
При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, а также при их капитальном ремонте осуществляется государственный строительный контроль, если проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией. Предметом государственного строительного контроля является проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов и проектной документации. Государственный строительный контроль осуществляется органами государственной власти, уполномоченными на подобный контроль. По результатам проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи подрядчику предписания об устранении выявленных нарушений (ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).
Другой комментарий к статье 751 ГК РФ
1. Соблюдение законодательства об охране окружающей среды полностью возложено на подрядчика. Среди основных нормативных актов можно отметить Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Лесной кодекс РФ, Приказ Минприроды России от 31 октября 2008 г. N 288 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду" и другие.
2. Пункт 2 настоящей статьи устанавливает прямой запрет на использование материалов и оборудования, которые были предоставлены заказчиком, если это может привести к нарушению требований закона об охране окружающей среды. Такой же запрет установлен на выполнение указаний заказчика, если это может привести к аналогичным последствиям. В данном случае подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда, если заказчик будет настаивать на выполнении своих указаний, и потребовать возмещения убытков.