1. В случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или после его приемки в течение гарантийного срока, а если он не установлен, - разумного срока, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня приемки результата работы, заказчик вправе по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в статье 723 настоящего Кодекса прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами.
2. В случае обнаружения существенных недостатков результата работы заказчик вправе предъявить подрядчику требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено заказчиком, если указанные недостатки обнаружены по истечении двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня принятия результата работы заказчиком, но в пределах установленного для результата работы срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы заказчиком, если срок службы не установлен.
3. При невыполнении подрядчиком требования, указанного в пункте 2 настоящей статьи, заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц либо отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Комментарий к статье 737 ГК РФ
1. Последствия обнаружения недостатков в выполненной работе по договору бытового подряда имеют свои особенности по сравнению с предусмотренными общей нормой ст. 723 ГК. Во-первых, заказчику предоставлено право требовать безвозмездного повторного выполнения работы, в то время как согласно п. 2 ст. 723 такое последствие применяется по усмотрению подрядчика (он вправе это сделать вместо устранения недостатков). Во-вторых, заказчик вправе своими силами или с помощью третьих лиц устранить недостатки в результате работы и потребовать возмещения понесенных на это расходов независимо от того, предусмотрено ли в договоре такое право. Заказчик может воспользоваться им в силу п. 1 ст. 737 ГК.
2. В дополнение нормы п. 1 настоящей статьи Закон о защите прав потребителей устанавливает сроки удовлетворения требований заказчика. Требования о повторном выполнении работы подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы, а в случае, когда этот срок не установлен, - в срок, предусмотренный договором, который был ненадлежаще исполнен (п. 2 ст. 31 Закона).
Требования об уменьшении цены за выполненную работу, о возмещении расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, а также о возмещении убытков, причиненных расторжением договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования (п. 1 ст. 31 Закона). Недостатки в работе должны быть устранены подрядчиком в разумный срок, назначенный потребителем (п. 1 ст. 30 Закона).
3. Нарушение установленных ст. 30 и 31 Закона о защите прав потребителей сроков влечет для подрядчика ответственность в виде взыскания неустойки в размере 3% от цены работы, а если цена выполненной работы договором не определена, - от общей цены заказа за каждый день просрочки. Договором подряда может быть установлен более высокий размер неустойки. Сумма взысканной неустойки не может превышать цену отдельного вида работы или общую сумму заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором (п. 3 ст. 31, ч. 4 ст. 30, п. 5 ст. 28 Закона). Неустойка носит штрафной характер (п. 2 ст. 13 Закона).
4. Для наступления последствий, предусмотренных в п. 1 данной статьи, недостатки в результате работы должны быть обнаружены во время приемки или в течение гарантийного срока, а если он не установлен, - в течение разумного срока, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня приемки результата работы.
5. Особое правило установлено на случай обнаружения существенных недостатков по истечении двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня принятия результата работы. Заказчик вправе требовать безвозмездного устранения таких недостатков, если докажет, что они возникли до принятия результата работы или по причинам, возникшим до этого момента. При невыполнении подрядчиком данного требования в течение 20 дней заказчик вправе потребовать: а) возврата части цены, уплаченной за работу, либо б) возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков, либо в) отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 2 и 3 комментируемой статьи, п. 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителей).
6. Требования, предусмотренные п. 2 и 3 ст. 737, могут быть предъявлены заказчиком, если обнаружены в пределах установленного для результата работы срока службы, а если он не установлен, - в течение 10 лет со дня принятия результата работы.
Другой комментарий к статье 737 ГК РФ
1. Настоящая статья делает различие между обычными недостатками работы, о которых идет речь в пункте 1, и существенных, о которых говорится в пункте 2.
Претензии по обычным недостаткам могут быть предъявлены, если они обнаружены в процессе приемки работы или в течение гарантийного срока. Если гарантийный срок не установлен, претензии по обычным недостаткам могут быть предъявлены в разумный срок. Указанное понятие оценочное и в законе не раскрыто, однако дан некоторый временной ориентир, превышение которого говорит о явной неразумности. Для обычных результатов работы этот срок составляет два года, а для недвижимых вещей - пять лет. При обнаружении указанных недостатков заказчик имеет право потребовать:
- безвозмездно устранить недостатки в разумный срок;
- соразмерно уменьшить установленную за работу цену;
- возместить расходы заказчика на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда;
- безвозмездно повторно выполнить работы;
- возместить расходы, которые были произведены в целях устранения обнаруженных недостатков независимо от того, привлекались ли для этого третьи лица, либо они произведены лично заказчиком.
2. Существенные недостатки могут быть устранены подрядчиком безвозмездно при одном условии: заказчик докажет, что эти недостатки возникли до сдачи результата работ или по причинам, которые возникли до этого момента. Срок для обнаружения существенных недостатков установлен такой же, как и для обычных недостатков. Начинает он течь со дня принятия заказчиком работ. Претензия может быть предъявлена в пределах срока службы результата работы либо в течение 10 лет, если срок службы не установлен.
3. Если подрядчик не выполнит требование заказчика о безвозмездном устранении существенных недостатков, заказчик вправе в течение срока, указанного в пункте 2, потребовать от подрядчика выполнить одно из действий:
- возвратить часть цены, уплаченной за работу;
- возместить расходы, понесенные в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц;
- отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.