Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда .

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

2. Пункт утратил силу с 22 января 2006 года - Федеральный закон от 3 января 2006 года N 6-ФЗ.

3. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) .

Комментарий к статье 65 ГК РФ

1. Несостоятельность (банкротство) - юридическое состояние, выступающее особым основанием для ликвидации экономически неблагополучных участников гражданского оборота. Современная редакция ст. 65, посвященная банкротству ЮЛ (ср. со ст. 25 ГК), состоит из двух пунктов - первого (определяющего ее действие по кругу лиц) и третьего (устанавливающего особенности правового регулирования данной юридической процедуры).

Правило абз. 1 п. 1 ст. 65 полностью соответствует правилу абз. 1 п. 4 ст. 61 ГК. Банкротом может быть признана как коммерческая, так и некоммерческая организация, причем и для первых (казенное предприятие), и для вторых (учреждение, политическая партия, религиозная организация) законодатель делает исключение: эти организации в обход общего правила не могут быть банкротами в принципе. Особо вопрос о банкротстве решен применительно к таким некоммерческим организациям, как госкорпорация (которая может быть признана банкротом, только если это допускает учредивший ее закон) и фонд (который не может быть признан банкротом, если это установлено законом, предусматривающим его создание и деятельность). Во всяком случае не признаются банкротами и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции (п. 3 ст. 1 ФЗ от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов топливно-энергетического комплекса" (СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3179)).

Признание соответствующей категории ЮЛ банкротом осуществляется в судебном порядке (абз. 1 п. 1 ст. 65), дела о банкротстве подведомственны арбитражному суду (п. 1 ст. 6, ст. ст. 32, 33 Закона о банкротстве). Решение последнего о признании ЮЛ банкротом влечет его ликвидацию (абз. 2 п. 1 ст. 65), особенность которой заключается в том, что она подчиняется не общим правилам ст. ст. 63, 64 ГК, а специальным правилам Закона о банкротстве. Соответственно, на ЮЛ, которые банкротами быть не могут, не распространяется и Закон о банкротстве, они могут быть ликвидированы только по общим правилам ст. ст. 63, 64 ГК.

2. Правило п. 3 ст. 65 формулирует отсылочную норму, согласно которой нормы Закона о банкротстве регулируют: а) основания судебного признания ЮЛ банкротом; б) порядок ликвидации ЮЛ-банкрота; в) очередность удовлетворения требований кредиторов ЮЛ-банкрота.

Примечательно, что ранее Закон о банкротстве регулировал только первые два вопроса, так как очередность удовлетворения требований кредиторов была общей как для случаев обычной ликвидации, так и ликвидации в связи с банкротством и охватывалась п. 1 ст. 64 ГК (ср. ред. п. 3 ст. 65 до и после 3 января 2006 г.).

Другой комментарий к статье 65 ГК РФ

Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими причинами. Необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны, возникает необходимость устранения из оборота такого его участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части этого имущества на удовлетворение требований одного либо нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о его сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам.

Объявление предприятия банкротом - институт, завершающий систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу субъектов рынка, ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность, т.е. на началах предпринимательства. Вынужденное прекращение ведущего такую деятельность субъекта и есть реализация, с одной стороны, максимально возможного риска, а с другой - наивысшей степени его ответственности, поскольку он рискует и отвечает своим существованием. Поэтому согласно п. 1 ст. 65 и п. 4 ст. 61 ГК институт несостоятельности (банкротства) и применяется к перечисленным в них организациям, ведущим предпринимательскую деятельность. В связи с принятием Закона о некоммерческих организациях, а также иных законов об организационно-правовых формах коммерческих организаций, которые не включены в этот Закон, указанный перечень следовало бы дополнить новыми, предусмотренными этими законами организационно-правовыми формами, предназначенными для некоммерческих организаций, участвующих в предпринимательской деятельности.

Вопросы материального и процессуального права, связанные с банкротством (несостоятельностью) юридических лиц, разрешены Законом о банкротстве. Банкротству кредитных организаций, в т.ч. банков, посвящен Федеральный закон от 25.02.99 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (СЗ РФ, 1999, N 9, ст. 1097). До 1 января 2005 г. сохраняется действие Федерального закона от 24.06.99 N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (СЗ РФ, 1999, N 26, ст. 3179). На основании п. 1 ст. 231 Закона о банкротстве к указанным субъектам с 1 января 2005 г. будет применяться § 6 гл. IX Закона о банкротстве. См. также информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.06.2001 N 64 "О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (Вестник ВАС РФ, 2001, N 9), которое применяется с учетом принятия в 2002 г. новых Закона о банкротстве и АПК.