Статья 59. Передаточный акт

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Комментарий к статье 59 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена документирующим правопреемство при реорганизации ЮЛ передаточному акту и разделительному балансу. Данные документы должны содержать положения о правопреемстве по всем существующим обязательствам реорганизованного ЮЛ в отношении всех его кредиторов и должников, при этом не составляют исключения и те обязательства, которые на момент составления передаточного акта (разделительного баланса) оспариваются сторонами, а потому их судьба остается неопределенной и зависит от судебного решения. В передаточном акте (разделительном балансе) не отражаются обязательства, погашенные в процессе реорганизации, в том числе досрочно исполненные и прекращенные реорганизуемым ЮЛ в результате реализации его кредиторами соответствующих прав (п. п. 2, 3 ст. 60 ГК).

2. Согласно абз. 1 п. 2 ст. 59 (и с учетом п. п. 1, 2 ст. 57 ГК) при добровольной реорганизации ЮЛ передаточный акт (разделительный баланс) утверждают его учредители (участники) или уполномоченный орган ЮЛ, принявший решение о реорганизации, при вынужденной реорганизации - уполномоченный госорган, принявший решение о реорганизации, при принудительной реорганизации - суд. Передаточный акт (разделительный баланс) представляется вместе с учредительными документами в регистрирующий орган для регистрации вновь возникших ЮЛ (в результате слияния, разделения, выделения и преобразования) или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (сохранившихся в результате выделения и присоединения).

Кроме того, в заявлении о регистрации каждого вновь возникающего ЮЛ заявитель должен подтвердить, что их учредительные документы соответствуют предъявляемым законом требованиям, а содержащиеся в них сведения достоверны и что передаточный акт (разделительный баланс) содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего ЮЛ в отношении всех его кредиторов. В числе документов, представляемых для регистрации вновь возникших хозяйственных обществ, - договор о слиянии (подробнее о документах, представляемых в регистрирующий орган, при регистрации ЮЛ, создаваемого путем реорганизации, см. п. 1 ст. 14 Закона о регистрации юридических лиц); в свою очередь, договор о присоединении (учитывая, что при присоединении новое ЮЛ не возникает) представляют для внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного ЮЛ (п. 3 ст. 17 Закона о регистрации юридических лиц).

Правило абз. 2 п. 2 ст. 59 касается случаев слияния, разделения, выделения и преобразования: непредставление передаточного акта (разделительного баланса) или отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного ЮЛ влекут отказ в регистрации вновь возникших ЮЛ (см. также п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц). Эта санкция не касается случаев присоединения за отсутствием здесь нового ЮЛ. Если в унитарных предприятиях, обществах с ограниченной (дополнительной) ответственностью разделительный баланс (а в акционерных обществах - разделительный баланс или передаточный акт) не позволяет определить правопреемника реорганизованного ЮЛ, вновь возникшие ЮЛ несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного ЮЛ перед его кредиторами (абз. 2 п. 8 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях, абз. 3 п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, абз. 3 п. 6 ст. 15 Закона об акционерных обществах).

Другой комментарий к статье 59 ГК РФ

1. Утвержденные в предусмотренном п. 2 данной статьи порядке передаточный акт (пп. 1, 2 и 5 ст. 58) или разделительный баланс (пп. 3 и 4 ст. 58) имеют важнейшее значение, поскольку по этим документам определяется состав прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. Представляется, что их можно считать правоустанавливающими документами, т.к. они являются доказательствами решения о распределении прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица. Однако к правопреемникам переходят и не отраженные в этих документах и даже не выявленные на момент реорганизации права и обязанности реорганизованных правопредшественников (см. коммент. к ст. 58).

2. Составлению разделительного баланса или передаточного акта должна предшествовать инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемых юридических лиц, предусмотренная законодательством о бухгалтерском учете (ст. 12 Закона о бухгалтерском учете).

В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н, в передаточный акт или разделительный баланс, оформляемый при реорганизации юридических лиц, может включаться бухгалтерская отчетность (в объеме, установленном Законом о бухгалтерском учете), в соответствии с которой определяются состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, их оценка на последнюю дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке, а также акты инвентаризации имущества и обязательств, подтверждающие достоверность отдельных статей их балансов.

Составление передаточного акта или разделительного баланса рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организации.

Заключительная бухгалтерская отчетность составляется на день, предшествующий дате внесения в Реестр соответствующей записи (о возникших организациях, о прекращении деятельности реорганизуемой организации).

Методические указания определяют также порядок оценки передаваемого (принимаемого) при реорганизации имущества (п. 7) и особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при различных формах реорганизации.

3. Порядок государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, определен гл. V Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В случае, когда место нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации другого юридического лица (разделение или выделение), не совпадает с местом нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ (п. 1 ст. 15 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). В соответствии с этой нормой Правительство РФ Постановлением от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (СЗ РФ, 2004, N 10, ст. 864) утвердило Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации.

В случае если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении его (их) деятельности по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением регистрации юридических лиц при присоединении, которая считается завершенной с момента внесения в Единый государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (п. 2 ст. 15 и п. 5 ст. 16 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Реорганизация в форме выделения и разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц (пп. 3, 4 ст. 16 указанного Закона), а разделенное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность; реорганизация в форме преобразования и слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а реорганизованное или слившиеся юридические лица - прекратившими свою деятельность.

4. Пункт 2 комментируемой статьи называет два основания для отказа в регистрации вновь возникших юридических лиц. Это, однако, не означает, что в данном случае не действуют общие правила об их регистрации и об отказе в регистрации (см. ст. 51 и коммент. к ней).

5. Между правопреемниками (а в случае выделения - также между ними и правопредшественником) возможны различные споры по поводу передачи имущества в натуре в соответствии с разделительным балансом или передаточным актом, а также по поводу не учтенных в них прав и обязанностей (см. коммент. к ст. 58).