1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.
Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.
2. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
3. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).
4. Отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах.
Комментарий к статье 53 ГК РФ
1. Комментируемая статья посвящена органам ЮЛ, посредством которых ЮЛ приобретает права и принимает на себя обязанности. Органы действуют в соответствии с законодательством и учредительными документами, порядок их назначения или избрания определяют закон и учредительные документы (п. 1). Органы формируют волю ЮЛ и обеспечивают его волеизъявление, а вместе с этим реализуют его правоспособность.
Органы могут быть разными: а) в зависимости от порядка формирования (образования) - созываемыми (общее собрание участников), избираемыми (совет директоров и его председатель), назначаемыми (директор унитарного предприятия), формируемыми на договорной основе (управляющий или управляющая компания как единоличный исполнительный орган в хозяйственных обществах); б) в зависимости от обязательности - обязательными (общее собрание участников, директор) и факультативными (наблюдательный совет в производственных кооперативах, советы директоров в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью, а иногда и в акционерных обществах, правление или дирекция в хозяйственных обществах); в) в зависимости от коллегиальности - коллегиальными (общее собрание участников, совет директоров, правление, попечительский совет) и единоличными (директор, управляющий); г) в зависимости от характера деятельности - действующими периодически (общее собрание участников, совет директоров) и постоянно (директор); д) в зависимости от осуществляемой функции - волеобразующими (общее собрание участников, совет директоров), исполнительными (правление или дирекция, директор), контрольными (ревизионная комиссия, ревизор). Значение постоянно действующего исполнительного органа состоит в том, что по его местонахождению осуществляется государственная регистрация ЮЛ, которая, в свою очередь, определяет и место нахождения самого ЮЛ (п. 2 ст. 54 ГК). Особые органы с широким кругом полномочий - назначаемый для реорганизации ЮЛ внешний управляющий (абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК), а также ликвидационная комиссия (ликвидатор) (п. 3 ст. 62 и ст. 63 ГК).
2. Виды органов, их структура, иерархия, порядок формирования, компетенция, другие связанные с ними вопросы предрешает форма ЮЛ, а также его принадлежность к коммерческим (некоммерческим) организациям. В отношении коммерческих организаций (учитывая их роль и значение в экономике) сам закон весьма детально регулирует вопросы органов и процесса управления в целом, при этом многие из них решает прямо и по существу и только некоторые отдает на откуп учредительным документам. Если нормы закона императивны, учредители (участники) коммерческой организации обязаны их соблюдать, если же они являются диспозитивными, учредители (участники) вправе их изменить или отменить (абз. 2 п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК).
Так, в обществах с ограниченной (дополнительной) ответственностью высший орган - общее собрание участников, при этом устав может предусматривать наличие совета директоров (наблюдательного совета) (п. п. 1, 2 ст. 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Высший орган акционерного общества - общее собрание акционеров, другой его орган - совет директоров (наблюдательный совет), который в небольших обществах (с числом владельцев голосующих акций менее 50 лиц) может не создаваться (ст. 47, п. 1 ст. 64 Закона об акционерных обществах). В некоммерческих организациях закон нередко провозглашает лишь общие начала и принципы управления (ст. ст. 28 - 30 Закона о некоммерческих организациях), а иногда и вовсе оставляет этот вопрос открытым. Именно так он поступает в отношении фондов, порядок управления которыми и формирование органов которых по его прямому указанию должен определять устав фонда, сам закон лишь ограничивается упоминанием о попечительском совете - надзорном органе фонда (п. п. 3, 4 ст. 118 ГК, п. 3 ст. 7, п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Возможно и такое, что закон определяет только наиболее важные вопросы управления некоммерческой организацией, отдавая при этом все остальные вопросы на усмотрение ее устава (гл. 3 Закона об автономных учреждениях).
3. Органы зависят и от структуры ЮЛ. Так, во всех корпоративных (основанных на членстве) организациях существует высший коллегиальный орган в виде общего собрания участников хозяйственных обществ (акционеров), членов кооператива, членов некоммерческого партнерства, членов объединения и т.д. (ст. 91, п. 1 ст. 103, п. 1 ст. 110 ГК, ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Такие органы невозможны в некорпоративных организациях, например в унитарных предприятиях и в одночленных обществах (см. ст. 39 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Сказанное, впрочем, относится только к коллегиальным органам, состоящим из участников, а потому не означает, что в некорпоративных организациях коллегиальные органы невозможны в принципе. Так, автономное учреждение может и должно иметь только одного учредителя и в то же время должно иметь наблюдательный совет в количестве от 5 до 11 членов, куда входят представители: а) учредителя; б) исполнительной власти (местного самоуправления); в) общественности; г) других лиц (например, работников) (п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 10 Закона об автономных учреждениях).
4. Органы обладают компетенцией (полномочиями), т.е. кругом вопросов, которые они могут рассматривать и решать по существу, за пределы которого выходить не вправе. Законодатель то и дело оперирует термином "исключительная компетенция", имея в виду вопросы, которые не могут передаваться на рассмотрение другого органа. Известны, однако, случаи, когда исключительная компетенция сама знает исключения. Так, образование в акционерном обществе исполнительных органов хотя и отнесено к исключительной компетенции общего собрания, тем не менее в силу оговорки закона и согласно уставу может составлять компетенцию совета директоров (п. 1 ст. 103 ГК, п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах); принятие решений об участии и о прекращении участия акционерного общества в других организациях относится к компетенции совета директоров, но в обход общего запрета о передаче вопросов, относящихся к компетенции совета директоров, исполнительным органам и согласно уставу может составлять компетенцию исполнительных органов (подп. 17.1 п. 1, п. 2 ст. 65 Закона об акционерных обществах).
Если при совершении сделок органы ЮЛ превышают полномочия, установленные законом, надлежит обращаться к ст. 168 ГК и общему правилу о недействительности (ничтожности) всякой сделки, не соответствующей требованиям законодательства. Напротив, при превышении органом ЮЛ полномочий, ограниченных учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в законе или как они могут быть очевидны из обстановки, в которой совершается сделка, последняя: а) может быть признана недействительной судом по иску лица, в чьих интересах данные ограничения установлены (является оспоримой); б) для признания ее недействительной истцу важно доказать, что другая сторона знала или заведомо должна была знать о таких ограничениях, соответственно, ограниченность учредительными документами полномочий органа имеет значение для третьих лиц, только если они знали или должны были знать об этом (см. коммент. к ст. 173 и ст. 174 ГК).
5. Орган не является обязательным атрибутом и имманентным признаком ЮЛ, поэтому в предусмотренных законом случаях ЮЛ может не иметь органов (п. 2 ст. 53). В таких случаях функции органов выполняют участники ЮЛ (см. коммент. к ст. ст. 71, 72 ГК); если же в ЮЛ не создаются органы, создание которых носит факультативный характер, функции отсутствующего органа возлагаются на другой орган (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об акционерных обществах). Юридическое лицо участвует в гражданском обороте и через своих работников, действия которых по исполнению обязательства ЮЛ считаются действиями самого ЮЛ (ст. 402 ГК).
6. Лицо, выступающее от имени ЮЛ и являющееся его представителем в силу закона или учредительных документов (например, руководитель ЮЛ, каждый участник полного товарищества - п. 2 ст. 53, п. 1 ст. 72 ГК, руководители представительств и филиалов - абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК, внешний управляющий, назначенный судом для реорганизации ЮЛ, - абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК, члены ликвидационной комиссии или ликвидатор - п. 3 ст. 62 ГК), во всяком случае должно действовать в интересах ЮЛ добросовестно и разумно и, как правило, ответственно. Последнее означает, что во всех случаях (исключая те, когда иное предусмотрено законом или договором) они обязаны возместить причиненные ЮЛ убытки по требованию его учредителей (участников) (ст. 15 ГК).
Другой комментарий к статье 53 ГК РФ
1. Состав (перечень) органов юридического лица (высший и исполнительные органы), компетенция каждого из них, порядок их назначения или избрания определяются для различных видов юридических лиц (их организационно-правовых форм) помимо ГК также и законами об этих видах юридических лиц, иными правовыми актами и учредительными документами конкретного юридического лица.
2. Органы юридического лица формируют и выражают его волю, и поэтому именно через них, т.е. посредством совершаемых ими действий, оно приобретает гражданские и иные права и принимает обязанности. Однако в этом качестве могут выступать не только органы юридических лиц, но и иные субъекты, действия которых также признаются действиями самого юридического лица. Пункт 2 комментируемой статьи закрепил правило, согласно которому юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя обязанности через своих участников, но только в случаях, прямо предусмотренных законом. Такие участники в п. 2 не определены как органы юридического лица. На основании этого пункта ст. 72 и 84 ГК уполномочили полных товарищей действовать от имени полного или коммандитного товарищества, приобретая для товарищества права и принимая для него обязанности.
3. Юридическое лицо участвует в гражданском обороте и через своих работников, действиями которых оно не только осуществляет свои права и исполняет обязанности, но также их приобретает и прекращает. Исполнение обязательства можно рассматривать как сделку, направленную на его прекращение, что совершается обычно посредством действий соответствующих работников юридического лица. Эти действия работников считаются по закону действиями самого юридического лица (ст. 402 ГК).
4. Согласно п. 3 комментируемой статьи тот, кто ведет дела юридического лица и выступает от его имени на основании закона или учредительных документов, должен действовать добросовестно и разумно, обеспечивая всеми доступными ему законными способами достижение целей и охрану интересов представляемого им юридического лица. За нарушение этих требований он несет ответственность, выражающуюся в обязанности возместить причиненные убытки, а эта обязанность определяется характером отношений, связывающих его с юридическим лицом. Дело в том, что правило п. 3 о возмещении убытков является диспозитивным, оно может быть изменено или полностью отменено не только законом, но и договором. Если между юридическим и выступающим от его имени физическим лицом заключен трудовой договор (контракт), последнее отвечает по нормам трудового права. Текст п. 3 не оставляет сомнений в том, что предусмотренная им ответственность основывается на принципе вины.
В силу п. 3 ст. 10 ГК разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются и, следовательно, их отсутствие должно быть доказано. Таким образом, в данном случае, в отличие от общего правила гражданского законодательства, вина причинителя вреда не презюмируется.
5. Орган юридического лица или действующий от его имени субъект не могут выходить за рамки предоставленных им полномочий. Действия органа юридического лица за пределами полномочий неоднократно были предметом обобщения судебной практики. См. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации" (Вестник ВАС РФ, 2000, N 12) и Постановление Пленума ВАС РФ от 14.05.98 N 9 "О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок" (Вестник ВАС РФ, 1998, N 7). Согласно п. 2 указанного информационного письма в случаях превышения полномочий органом юридического лица (ст. 53 ГК) при заключении сделки п. 1 ст. 183 ГК применяться не может. В таких случаях в зависимости от обстоятельств конкретного дела необходимо руководствоваться ст. 168 или 174 ГК с учетом положений названного Постановления Пленума ВАС РФ. В нем ВАС РФ предложил различать две ситуации: превышение органом юридического лица полномочий на совершение сделки, установленных законом, и превышение им полномочий, которые ограничены учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в законе. Так, в соответствии со ст. 78 Закона об акционерных обществах определена крупная сделка, на совершение которой орган акционерного общества должен получить одобрение совета директоров (п. 2 ст. 79 Закона об акционерных обществах) или общего собрания акционеров (п. 3 ст. 79 указанного Закона). Однако уставом общества могут устанавливаться иные случаи, при которых на сделки общества распространяется порядок одобрения крупных сделок, например, уменьшена их цена.
Если орган юридического лица вышел за полномочия, установленные законом, совершенная им сделка будет признаваться ничтожной на основании ст. 168 (см. коммент. к ней). Когда же орган юридического лица совершил сделку в пределах полномочий, указанных в законе, но превысил полномочия, которые по сравнению с законом ограничены его учредительными документами, сделка считается оспоримой и может быть признана недействительной по ст. 174 (см. коммент. к ней).
Пункт 7 указанного Постановления закрепил следующее правило: лицо, в интересах которого установлены ограничения полномочий органа юридического лица (это, в частности, его участники, учредитель), вправе впоследствии одобрить сделку, совершенную с пороками, упомянутыми в ст. 174 ГК. Поскольку данная норма не содержит положений об одобрении сделок, в силу ст. 6 ГК к таким отношениям следует применять п. 2 ст. 183 ГК, регулирующий сходные отношения (аналогия закона). Действия, которые должны рассматриваться как прямое последующее одобрение сделки, перечислены в п. 5 информационного письма ВАС РФ от 23.10.2000 N 57.