Статья 282. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда

1. Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

2. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

Комментарий к статье 282 ГК РФ

1. Помимо соглашения о выкупе, основанием для выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд является судебное решение. Оно принимается по результатам рассмотрения искового заявления о выкупе земельного участка. Такой иск может быть подан уполномоченным органом публично-правового образования, для нужд которого изымается участок.

Статья 282 предусматривает следующие случаи для предъявления иска о выкупе: собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка; с собственником не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа.

2. Право на предъявление в суд иска о выкупе сохраняется у уполномоченного органа в течение трех лет с момента уведомления собственника о предстоящем изъятии земельного участка. В соответствии со ст. 191 ГК данный срок начинает течь на следующий день после направления уведомления собственнику. По истечении трех лет уполномоченный орган лишается права подать исковое заявление. Поскольку право на иск прекращается и в материальном, и в процессуальном смысле, а начало течения данного срока не связано с нарушением права истца, данный срок не может быть квалифицирован как срок исковой давности и должен действовать независимо от заявления другой стороны без применения к нему норм ст. ст. 195 - 208 ГК.

3. Статья 239 ГК предусматривает еще одно основание для обращения уполномоченного органа в суд с иском к собственнику. В случаях, когда изъятие земельного участка невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов согласно ст. ст. 279 - 282, 284 - 286 ГК. Если собственник не согласен с прекращением права собственности на такое недвижимое имущество, оно может быть изъято на основании решения суда по требованию государственного органа или органа местного самоуправления. Иск не подлежит удовлетворению, если не будет доказано, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

Другой комментарий к статье 282 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена принудительному выкупу земельного участка (см. коммент. к ст. 281) в связи с состоявшимся решением об изъятии его у собственника (см. коммент. к ст. 279). Во всех случаях это возможно по иску, заявленному в суд в связи с решением об изъятии у собственника земельного участка. Предъявление такого иска ограничено двумя годами начиная с момента предварительного направления собственнику земельного участка уведомления органом, принявшим решение (см. коммент. к ст. 279).

Этот срок избран законодателем с учетом годичного срока, отведенного по закону для информирования в письменной форме граждан и юридических лиц - собственников изымаемых земельных участков. При этом образовались различия в определении начала этого срока по ГК и по Земельному кодексу (ст. 31). Если ГК исходит из момента, когда принимается решение об изъятии с выкупом земельного участка, то Земельный кодекс (ст. 31) - из даты предварительного решения о возможном изъятии земельного участка и назначения, следовательно, возможной выкупной цены, действующего в течение трех лет, как вероятной основы последующего окончательного решения.

2. Возможны споры по двум вопросам. Первый - возражение собственника земельного участка против изъятия у него участка. Выбор земельного участка для строительства детально регламентирован земельным законодательством (ст. 31 Земельного кодекса), и вариантов может быть несколько с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий и недр в ее границах. Варианты размещения будущего объекта проходят процедуры согласования (см. Комментарий судебной практики: Вып. N 8. М., 2002. С. 29 - 43). При этом Земельный кодекс (ст. 31) наделяет всех граждан, общественные организации (объединения) и органы территориального, общественного самоуправления правом участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в т.ч. путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих участков для строительства.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей при предоставлении земельных участков для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по решениям органов власти, затрагивающим законные интересы названных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны принимать решения о предварительном согласовании мест размещения будущих объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.

Второй возникший при выкупе участка вопрос - возражение собственника земельного участка по предложенной выкупной цене или другим условиям выкупа (см. коммент. к ст. 281).

Акт о выборе земельного участка сопровождается расчетом выкупной цены изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также убытков, которые причиняются собственнику изъятием участка. Условия могут предусматривать и права других лиц, обременяющие предоставляемые земельные участки (землепользователей, землевладельцев - см. коммент. к ст. 283), поскольку Земельный кодекс (ст. 56) устанавливает возможность ограничения прав на землю по основаниям, названным Кодексом, федеральными законами и связанным с изъятием земельных участков путем их выкупа в публичных интересах.