1. В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).
2. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде .
Комментарий к статье 243 ГК РФ
1. Конфискация, представляющая собой санкцию, примененную к частному собственнику в установленном законом порядке за совершение им правонарушения, является еще одним производным основанием возникновения права собственности на имущество у государства в результате его принудительного изъятия у собственника без компенсации (подробное обоснование правопреемства при конфискации см.: Черепахин Б.Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву // Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М., 2001. С. 315 - 318). Никакой нормативный акт, кроме закона, не может устанавливать оснований для применения данной крайней меры.
2. Применение конфискации за гражданское правонарушение предусматривается ст. 169 ГК, устанавливающей возможность безвозмездного изъятия имущества в доход государства в случае совершения сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности.
Аналогично, если сделка признана недействительной ввиду ее совершения под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств, то имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход Российской Федерации (ст. 179 ГК).
3. Еще одним примером конфискации в ГК является п. 5 ст. 1252 ГК, согласно которому оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.
4. Статья 50 ЗК предусматривает, что земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (см. подробнее: Ромадин М.С. Изъятие земельных участков за совершенное правонарушение // Государство и право. 2003. N 11).
Статья 3.7 КоАП предусматривает конфискацию орудия или предмета административного правонарушения.
5. Статья 104.1 УК предполагает конфискацию следующего имущества: а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных рядом статей Особенной части УК, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу; б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы; в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации); г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.
6. По общему правилу конфискация осуществляется в судебном порядке, что соответствует ч. 3 ст. 35 и ч. 1 ст. 46 Конституции. Проведение данных мер в административном порядке может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 и п. 2 комментируемой статьи), поскольку этим затрагивается право собственности, содержание и гарантии которого устанавливает закон.
Другой комментарий к статье 243 ГК РФ
1. Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие государством всего или части имущества, являющегося собственностью лица, совершившего уголовное преступление либо гражданское или административное правонарушение.
2. В качестве уголовного наказания конфискация определяется судом за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (например, ст. 158 - 164, 172, 174). Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (ст. 52 УК).
3. В качестве меры гражданско-правовой ответственности конфискация может быть применена судом при определении последствий недействительных сделок (см. ст. 169, 179 и коммент. к ст. 169, 179).
КоАП предусматривает конфискацию орудий совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7). Конфискация назначается судьей. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.
Не является конфискацией изъятие из незаконного владения имущества, подлежащего возвращению его законному владельцу, а также изъятых из оборота вещей у лица, совершившего административное правонарушение.
4. Вопрос о правомерности конфискации в административном порядке неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в частности при оценке им ст. 276 ТК, которая устанавливает возможность безвозмездного изъятия имущества у нарушителей таможенных правил. По конкретной жалобе на действия таможенных органов, конфисковавших промышленные товары и транспортные средства, на которых они перевозились, Конституционный Суд РФ подтвердил свой вывод о том, что конфискация имущества как санкция за правонарушение может применяться только судом, независимо от того, каким другим органам и каким нормативным актом им предоставлено право назначать конфискацию. Из ст. 35 (ч. 3) и 46 (ч. 1) Конституции следует, что органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, обязаны, при наличии оснований для конфискации имущества, обращаться в суд. Этим не затрагиваются полномочия таможенных органов по применению превентивных мер обеспечительного характера (изъятие, арест, задержание). Поэтому Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции ч. 2 ст. 85 и ст. 222 КоАП и ст. 276 ТК, положения которых допускают в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения (Определение КС РФ от 13.01.2000 N 21-О - СЗ РФ, 2000, N 13, ст. 1427). Конфискацию как меру ответственности нужно отличать от принудительного изъятия имущества (ареста), в частности вещественных доказательств, что представляет собой процессуальную меру, обеспечивающую возможность правильного рассмотрения дела. Такое изъятие не прекращает право собственности. Для приобретения имущества в доход государства требуется решение суда (Постановление КС РФ от 20.05.97 N 8-П - СЗ РФ, 1997, N 21, ст. 2542).
5. Незаконная конфискация может быть обжалована в судебном порядке. В случае признания конфискации незаконной собственник может требовать, кроме возврата вещи, возмещения причиненных ему убытков (см. коммент. к ст. 13, 15).
6. Постановлением Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" (СЗ РФ, 2002, N 17, ст. 1677) Российский фонд федерального имущества был наделен полномочиями Правительства РФ для признания имущества бесхозяйным и его реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Если изъятые вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергаются быстрой порче, они реализуются Фондом федерального имущества с учетом сроков их годности и использования по назначению, а если это невозможно - уничтожаются (Постановление Правительства РФ от 19.11.2003 N 694 "Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче" (СЗ РФ, 2003, N 47, ст. 4545)).
7. Затраты на реализацию и проведение реализации имущества осуществляются за счет этого имущества в пределах 5% стоимости реализованного имущества (Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 N 527 "О нормах и перечне затрат на реализацию имущества, конфискованного по вступившим в законную силу приговорам (решениям) судов (судей) либо по решениям таможенных органов Российской Федерации, признанного в установленном порядке бесхозяйным, а также изъятого федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией" (СЗ РФ, 2002, N 29, ст. 2966).