Статья 242. Реквизиция

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

2. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.

3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

Комментарий к статье 242 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи дает определение реквизиции и указывает на случаи ее применения. Реквизиция, т.е. предусмотренное законом принудительное изъятие у частного (иногда делается вывод, что и у муниципального образования; для этого вывода есть основания) собственника его имущества по решению государственных органов в неотложных общественных интересах и с обязательной компенсацией, представляет собой традиционное для всякого правопорядка основание прекращения права частной собственности граждан и юридических лиц. Реквизиция допустима только в обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и т.п.), и может производиться исключительно в интересах общества.

2. Чрезвычайная ситуация определяется как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Такими ситуациями следует считать наводнения, цунами, ураганы, сели, оползни, извержения вулканов, эпифитотии и т.д.

К иным обстоятельствам чрезвычайного характера, упомянутым правилами о реквизиции, следует отнести: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовку и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

3. Прямой зависимости между введением чрезвычайного положения и возможным проведением реквизиции, по крайней мере на законодательном уровне, не установлено. В Законе о чрезвычайном положении в числе мер и временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения, в исключительных случаях допускается лишь временное изъятие у граждан транспортных средств, оружия, боеприпасов и ядовитых веществ, а у организаций - наряду с этим боевой и учебной военной техники и взрывчатых веществ. Поэтому возмездное принудительное изъятие в публичных интересах может иметь место в любое время при наличии хотя бы одного из рассмотренных выше обстоятельств.

4. Изъятие имущества в форме реквизиции допустимо по решению государственных, но не муниципальных органов и не требует, следовательно, обязательного судебного решения. Поскольку реквизиция применяется при чрезвычайных обстоятельствах, требующих немедленных действий, она проводится во внесудебном порядке и без предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества.

5. В качестве дополнительных гарантий защиты интересов собственника реквизированного имущества п. п. 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают, во-первых, возможность судебного оспаривания размера компенсации, выплаченной за реквизированное имущество; во-вторых, возможность истребования по суду сохранившегося реквизированного имущества при отпадении обстоятельств, послуживших основанием для его реквизиции. Обратим внимание на то, что подобное истребование не является виндикационным иском (ст. 301 ГК), так как истец (или заявитель в досудебном порядке) в данном случае в силу закона утратил право собственности на реквизированное имущество. В случае получения имущества назад он во избежание неосновательного обогащения (см. коммент. к ст. 1102 ГК) должен вернуть сумму компенсации с учетом потерь в качестве использовавшейся в результате реквизиции вещи.

Другой комментарий к статье 242 ГК РФ

1. От других случаев принудительного выкупа имущества (ст. 239 - 241, 293 ГК) данная статья отличается тем, что имеет в виду указанные в п. 1 чрезвычайные обстоятельства, для устранения которых необходимо немедленное изъятие у собственника определенного имущества. Цель изъятия (реквизиции) - не пресечь противоправное поведение собственника, а обеспечить безопасность граждан, спасти имущество или же уничтожить зараженных животных в случаях эпидемии, эпизоотии. Поскольку реквизиция применяется при чрезвычайных обстоятельствах, требующих немедленных действий, она проводится во внесудебном порядке по решению государственных органов и без предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества.

2. Реквизированное имущество переходит в собственность государства и передается определенным органам. Порядок и условия изъятия имущества при реквизиции должны определяться специальным законом. Цена выкупа имущества определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом.

3. В п. 3 содержится новое положение, согласно которому собственник вправе требовать возврата сохранившегося имущества после прекращения действия обстоятельств, вызвавших необходимость реквизиции. В статье не определены имущественные отношения сторон при возврате собственнику его имущества. Нужно полагать, что собственник должен возвратить полученную за имущество компенсацию с учетом потерь от снижения ценности вещи при использовании ее во время реквизиции.

4. Земельный кодекс определил два вида реквизиции (ст. 51):

1) временное изъятие земельного участка для устранения вредных последствий с возвращением собственнику после обезвреживания;

2) при невозможности устранения опасных последствий земельный участок принудительно выкупается или может быть заменен равноценным. Тогда участок переводится в земли запаса или консервации, а его дальнейшее использование определяется Правительством РФ.