1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Комментарий к статье 214 ГК РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие государственной собственности в Российской Федерации. Согласно Конституции и комментируемой статье под государственной собственностью в нашей стране подразумевается два уровня государственной собственности: федеральный и субъектов РФ - республик в ее составе, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Таким образом, законодательные нормы, в которых используется термин "государственная собственность", в равной степени должны применяться как к федеральной собственности, так и к собственности субъектов РФ, если не указано иное.
2. Перечень объектов федеральной собственности не является исчерпывающим: в ней может находиться практически любое имущество. В то же время круг объектов собственности субъектов РФ сужен: в него по определению не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. Основные виды объектов, относящихся к исключительной собственности Российской Федерации, определены в приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (с изм. и доп.) (Ведомости СССР. 1992. N 3. Ст. 89).
3. В ст. 9 Конституции закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В п. 2 комментируемой статьи сформулирован порядок определения собственника земли и других природных ресурсов по остаточному принципу: если указанные объекты не принадлежат на праве собственности гражданам, юридическим лицам либо муниципальным образованиям, они признаются государственной собственностью. Этот порядок получил развитие в специальном законодательстве, в том числе в ЗК, Лесном Кодексе и Водном кодексе, Законе о недрах, Законе о соглашениях о разделе продукции.
Несмотря на то что земельные участки в силу п. 2 комментируемой статьи практически не могут быть признаны бесхозяйным имуществом, применение данного правила не исключает возможности приобретения права собственности на них в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК). Согласно ст. ст. 225 и 234 ГК право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу (п. 17 Постановления ВАС N 8).
4. Пункт 3 комментируемой статьи определяет круг органов и лиц, осуществляющих права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ, путем отсылки к ст. 125 ГК (см. коммент. к данной статье).
5. В п. 4 комментируемой статьи определены два типа имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (см. ст. ст. 113 - 115, 120, 294 - 300 ГК, Закон об унитарных предприятиях, Закон об автономных учреждениях, Закон об образовании); 2) иное имущество (имущество, составляющее казну Российской Федерации и казну субъектов РФ, в том числе бюджетные средства).
Российская Федерация и ее субъекты отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет соответствующую государственную казну. При недостаточности бюджетных средств взыскание может быть обращено на иное имущество казны (п. 12 Постановления ВС и ВАС N 6/8). Обращение же взыскания на имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями, по долгам Российской Федерации и субъектов РФ не допускается (см. коммент. к ст. 126 ГК).
6. Пункт 5 комментируемой статьи уточняет процедурные особенности разграничения права собственности на государственное имущество. Для отнесения его к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ необходимо принятие специального закона. Впредь до принятия данного закона разграничение осуществляется на основании уже упоминавшегося Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.
Другой комментарий к статье 214 ГК РФ
1. Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность) либо ее субъект - республика в составе Российской Федерации, край, область, автономная область, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург (государственная собственность субъекта Российской Федерации). В этой множественности субъектов права Российскую Федерацию следует квалифицировать как государство, а ее субъекты - как государственные образования.
Неотъемлемым признаком государства как политико-правового образования служит его суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеэкономической сфере.
Будучи государственными образованиями, субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом государства. Однако им присущи отдельные признаки суверенного образования. Так, согласно пп. "г" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции принятие земельного законодательства, а также вопросы разграничения собственности между Российской Федерацией и ее субъектами отнесены к их совместному ведению. За пределами ведения Российской Федерации и их совместного ведения с Российской Федерацией субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории (ст. 73 Конституции).
2. Согласно ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом действует презумпция принадлежности земли и других природных ресурсов к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 2 комментируемой статьи).
На практике земля действительно служит объектом не только государственной или муниципальной, но и частной собственности, причем в последнем случае по основаниям, предусмотренным земельным законодательством.
Напротив, действующее законодательство не предусматривает возможности иметь на праве частной собственности участки недр или лесов. В соответствии со ст. 1.2 Закона о недрах недра, включая подземное пространство и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются объектом исключительной государственной собственности. Соответственно участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или отчуждения в иной форме.
Ограниченный оборот участков недр в Российской Федерации допускается путем предоставления их в пользование. Пользователями недр могут выступать субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, если они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами (геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых и т.п.) и получили специальную лицензию на пользование недрами (ст. 9 - 11 Закона о недрах).
В отличие от самих участков недр добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут на условиях, оговоренных в лицензии, переходить как в государственную (муниципальную), так и в частную собственность граждан и юридических лиц.
Например, согласно ст. 2, 8 - 10 Закона о соглашениях о разделе продукции одним из условий соглашения о разделе продукции и выдаваемой на его основе лицензии может служить переход части продукции, полученной в результате использования недр, в собственность инвестора - юридического лица. См. об этом также Федеральный закон от 21.07.97 N 112-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3584).
Во многом аналогичным путем строятся отношения собственности на лесной фонд Российской Федерации, а также на участки лесов, не входящие в лесной фонд. Согласно ст. 19 Лесного кодекса лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом часть лесного фонда Российской Федерации может быть передана в собственность ее субъекта.
При этом ограниченный оборот участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, достигается путем предоставления их гражданам и юридическим лицам на праве пользования (ст. 22 Лесного кодекса). Кроме того, граждане вправе свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, на праве публичного сервитута (ст. 21 Лесного кодекса).
В соответствии со ст. 34 Водного кодекса в Российской Федерации устанавливается государственная (Российской Федерации в целом и ее субъектов) собственность на водные объекты. Муниципальная (ст. 39) и частная (ст. 40) собственность может распространяться только на обособленные водные объекты.
3. Круг объектов федеральной собственности не ограничен. В ней может находиться любое имущество. Круг объектов собственности субъектов Российской Федерации несколько уже. В ее состав не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. В настоящее время в законе не содержится исчерпывающего перечня объектов, относящихся к исключительной собственности Российской Федерации. Вместе с тем в ст. 71 Конституции, в приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 названы основные виды такого имущества. Кроме того, перечень объектов, относящихся к исключительной федеральной собственности, содержится в отдельных Федеральных законах: от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (СЗ РФ, 1995, N 9, ст. 713; N 12, ст. 1024), п. 4 ст. 27 Земельного кодекса.
4. Вопрос о принадлежности на праве собственности Российской Федерации или ее субъекту земельных участков должен решаться с учетом требований Земельного кодекса. Согласно ст. 17 Земельного кодекса объектами федеральной собственности являются следующие земельные участки:
а) признанные таковыми федеральными законами;
б) право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении ранее единой государственной собственности на землю. Порядок такого разграничения установлен Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (СЗ РФ, 2001, N 30, ст. 3060) и Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 N 140 "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности" с изм. на 03.10.2002 (СЗ РФ, 2002, N 10, ст. 1001; N 41, ст. 3983);
в) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В федеральной собственности могут быть также не предоставленные в частную собственность участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
В собственности субъектов Российской Федерации находятся следующие участки: а) признанные таковыми федеральными законами; б) право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю"; в) приобретенные субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В п. 2 ст. 18 Земельного кодекса перечисляются также те участки, которые дополнительно могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации.
5. Что же касается остального имущества, то порядок разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации должен быть установлен специальным законом (п. 5 комментируемой статьи). Впредь до его принятия на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" (Ведомости РФ, 1992, N 13, ст. 697).
В приложении N 2 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 содержится перечень объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации. С учетом этого перечня, а также порядка, установленного названными выше правовыми актами, Правительством РФ было утверждено большое количество постановлений, касающихся передачи конкретных объектов в собственность субъектов Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 09.09.92 N 682 "О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Таймырского автономного округа" (СА РФ, 1992, N 11, ст. 864), Постановление Правительства РФ от 21.01.95 N 73 "О передаче находящихся в федеральной собственности государственных предприятий в государственную собственность Красноярского края" (СЗ РФ, 1995, N 5, ст. 429) и другие аналогичные постановления).
6. После завершения первого этапа разделения ранее единой государственной собственности стало заметно стремление Российской Федерации изменить способы такой передачи. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.12.99 N 1366 "О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации" (СЗ РФ, 1999, N 50, ст. 6237), принятым на основании ст. 41 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (СЗ РФ, 1999, N 9, ст. 1093), при передаче федеральных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации размер средств, перечисляемых из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, должен быть уменьшен на сумму стоимости этих предприятий. Иными словами, вводятся начала возмездности в порядок передачи унитарных предприятий от Российской Федерации ее субъекту.
Кроме того, предпринималась попытка придать этому порядку гражданско-правовую форму, т.к. на Минимущество России была возложена обязанность по оформлению договоров о передаче предприятий в собственность субъектов Российской Федерации.
Аналогичные правила предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 784 в отношении передаваемой в собственность субъектов Российской Федерации недвижимости (СЗ РФ, 2000, N 43, ст. 4243). Окончательный ответ на вопрос о том, какое имущество и в каком порядке передается из собственности Российской Федерации в собственность ее субъектов, должен быть дан в специальном законе.
7. Судебная практика исходит из того, что документом, подтверждающим право собственности Российской Федерации или ее субъекта на то или иное имущество, является реестр федеральной собственности или реестр собственности субъекта Российской Федерации (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 8). Порядок ведения реестра федерального имущества установлен Постановлением Правительства РФ от 03.07.98 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" (СЗ РФ, 1998, N 28, ст. 3354). До внесения объекта в тот или иной реестр таким документом служит зарегистрированный в установленном порядке перечень этих объектов (п. 10 Положения, утв. распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп).
8. Еще до принятия Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2519) в судебной практике неоднократно возникал вопрос о том, кому - Российской Федерации, ее субъекту либо муниципальному образованию - принадлежат на праве собственности памятники истории и культуры. Дополнительную сложность в его разрешении придавал тот факт, что специальный законодательный акт о разграничении памятников истории и культуры на федеральную собственность, собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность принят не был.
При его отсутствии судебная практика исходила из того, что в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся расположенные на территории Российской Федерации объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения (Вестник ВАС РФ, 1998, N 12, с. 29). Они, как правило, были поименно перечислены в Постановлении Совмина РСФСР от 30.08.60 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" и в Указе Президента РФ от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" (СЗ РФ, 1995, N 9, ст. 734).
Что же касается памятников истории и культуры, не включенных в эти перечни, то они признавались памятниками местного значения. В подобных случаях разграничение памятников по субъектам права собственности должно было производиться исходя из содержания деятельности объекта, находящегося в здании - памятнике архитектуры местного значения (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.02.99 N 4803/98). Иными словами, если он отвечал критериям объекта федеральной собственности, закрепленным в приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1, то наличие у него статуса памятника местного значения не учитывалось (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.01.2000 по делу N 1029/98; см. также Вестник ВАС РФ, 2000, N 4, с. 31).
В Федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" содержится прямое указание на необходимость принятия специального закона о разграничении находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры на федеральную собственность, собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность (п. 4 ст. 2). До его принятия государственная регистрация права собственности Российской Федерации и ее субъектов на памятники, являющиеся недвижимостью, приостанавливается.
Тем самым Законом поставлен заслон на пути односторонних действий как Российской Федерации, так и ее субъектов по обращению памятников истории и культуры в свою собственность. Так, распоряжением Правительства г. Москвы от 10.08.2001 N 450-РЗП без согласования с Российской Федерацией к собственности г. Москвы были отнесены 232 памятника истории и культуры на ее территории.
В отличие от принятого ранее деления объектов культурного наследия по их значимости на памятники федерального (общероссийского) и местного значения Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" подразделяет их на 3 категории: федерального, регионального и местного (муниципального) значения. Такое деление не следует отождествлять с делением этих же объектов на объекты собственности. Как уже отмечалось, порядок разграничения находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры на федеральную собственность, собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность должен быть установлен отдельным законом.
Более того, в п. 1 ст. 48 вышеназванного Закона содержится норма, согласно которой объекты культурного наследия могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности независимо от категории их культурного значения, если иное не предусмотрено законом. Это означает дальнейший отказ от жесткой зависимости между формой собственности и культурной значимостью объекта, которая ранее отвергалась судебной практикой только в отношении памятников культуры местного значения.
Так, в Постановлении от 03.12.2002 N 3424/02 Президиум ВАС РФ указал на ошибочность выводов нижестоящих судов о том, что в силу приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 памятник федерального (общероссийского) значения, находящийся на законных основаниях в собственности муниципального образования, подлежит изъятию в федеральную собственность. Как разъяснил Президиум ВАС РФ, содержащаяся в приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 норма о принадлежности памятников общероссийского значения к федеральной собственности означала недопустимость их передачи в иную собственность при разграничении единой государственной собственности.
Поскольку на момент разграничения собственности спорное здание памятником общероссийского значения не являлось и находилось в муниципальной собственности, приложение N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 на него не распространяется (Вестник ВАС РФ, 2003, N 3, с. 43).
9. По содержанию право государственной собственности не отличается от права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи особенности (см., в частности, ст. 212 и коммент. к ней). Специфика этого права заключается и в том, что, будучи суверенными образованиями, Российская Федерация и нередко ее субъекты в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника.
Что же касается конкретных органов и лиц, уполномоченных государственным собственником в порядке ст. 125 ГК выступать от его имени, то их вид и название зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать. Так, наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности располагает Правительство РФ (п. "г" ч. 1 ст. 114 Конституции, п. 15 Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1, Указ Президента РФ от 28.10.94 N 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (СЗ РФ, 1994, N 27, ст. 2858), ст. 6 Закона о приватизации и др.).
Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеративным договором и законами Российской Федерации.
До принятия Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности осуществляло Министерство имущественных отношений РФ (Минимущество России). Согласно п. 12 Указа данное министерство упразднено, однако на вновь созданное Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом возложены функции по правоприменению, по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздненного Минимущества России, а также часть функций упраздненной Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (п. 13).
Правительство РФ своим Постановлением от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" (СЗ РФ, 2004, N 15, ст. 1492) наделило данное Агентство следующими функциями: осуществлять полномочия собственника в пределах и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства, а также в отношении акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющих казну Российской Федерации; осуществлять полномочия собственника по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, по передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, а также по его приватизации; осуществлять полномочия собственника имущества должника - федерального унитарного предприятия при проведении банкротства; разграничивать в пределах предоставленных полномочий государственную собственность, в т.ч. на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность; осуществлять защиту прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и в процессе его приватизации; проводить учет и вести реестр федерального имущества.
Вместе с тем из содержания Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 можно сделать вывод, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом не вправе: а) осуществлять надзор за соблюдением законодательства; б) издавать пусть и относящиеся к сфере своей деятельности нормативные правовые акты.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 Российский фонд федерального имущества (РФФИ) как специализированное учреждение по продаже федерального имущества сохранен, а организация его деятельности возложена на Министерство экономического развития и торговли РФ. Однако позже Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ, 2004, N 21, ст. 2023) на Правительство РФ возложена обязанность принять меры по передаче Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом полномочий РФФИ.
От имени субъекта Российской Федерации права собственника могут осуществлять те органы государственной власти, которые действуют в рамках своей компетенции, установленной для них актами, определяющими их статус (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.12.99 N 4488/99 - Вестник ВАС РФ, 2000, N 2, с. 77). К ним, в частности, можно отнести губернаторов (мэров, глав администраций, президентов), правительство, комитет (департамент) по управлению имуществом и фонд имущества субъекта Российской Федерации.
При этом важно иметь в виду следующее. В тех случаях, когда учредителем (участником) хозяйственного общества или товарищества, созданного и зарегистрированного до 8 декабря 1994 г., в соответствии с ранее действовавшим законодательством выступил соответствующий государственный орган, его учредителем (участником) после этой даты признаются соответственно Российская Федерация или субъект Российской Федерации.
Акты о регистрации хозяйственных обществ и товариществ, созданных с участием государственных органов после 7 декабря 1994 г., должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда право учреждать хозяйственные общества (товарищества) было предоставлено этим органам федеральным законом либо иными правовыми актами, изданными до введения Кодекса в действие.
Недействительными должны признаваться также сделки по приобретению после 7 декабря 1994 г. не уполномоченными на то государственными органами акций акционерных обществ либо долей в уставном капитале хозяйственных обществ (п. 26 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
10. Все государственное имущество, независимо от того, принадлежит оно Российской Федерации в целом или ее субъекту, подразделяется на две основные группы: а) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (гл. 19 ГК); б) средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляющие федеральную государственную казну или государственную казну субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 126 ГК Российская Федерация в целом или ее субъект призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их государственную казну. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность (см. ст. 212 и коммент. к ней).
11. Если гражданин или юридическое лицо предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или должностных лиц этих органов, то ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация или соответствующий субъект Российской Федерации в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа (п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). Об этом же говорится в ст. 1071 ГК.
Позже Верховный Суд РФ разъяснил, что под финансовым органом в этом случае следует понимать Минфин России, а при предъявлении иска к субъекту Российской Федерации - управление финансов соответствующего субъекта (Бюллетень ВС РФ, 1997, N 8, с. 20).
Согласно Указу Президента РФ от 08.12.92 N 1556 "О федеральном казначействе" (Ведомости РФ, 1992, N 50, ст. 2978) и Постановлению Правительства РФ от 27.08.93 N 864 "О федеральном казначействе Российской Федерации" (СА РФ, 1993, N 35, ст. 3320) в Российской Федерации была создана единая централизованная система органов федерального казначейства Минфина России и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства в субъектах Российской Федерации. Приказом Минфина России от 12.02.98 N 26 именно на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Минфина России по республикам (кроме Республики Татарстан), краям, областям, автономной области, округам и г. Санкт-Петербургу были возложены организация и ведение дел в судах на основании доверенности, выданной Минфином России каждому управлению федерального казначейства (см., например, Бюллетень ВС РФ, 2001, N 10, с. 23, 24).
В связи со вступлением в силу Бюджетного кодекса ранее сложившаяся практика ВАС РФ по вопросу о том, какой орган вправе представлять Российскую Федерацию по искам граждан или юридических лиц о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов или должностных лиц, претерпела изменения.
Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.11.2002 N 6975/02 указал следующее. Взыскивая с Минфина России в лице Федерального казначейства расходы по хранению имущества, конфискованного таможенными органами, суд не учел, что в соответствии с п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса от имени казны по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов и должностных лиц, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности. В соответствии с Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации" в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 115-ФЗ (СЗ РФ, 2000, N 32, ст. 3338) получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета для таможенных органов является ГТК России.
Отменяя решения нижестоящих судебных инстанций, Президиум ВАС РФ указал на необходимость рассмотрения спора с участием представителя ГТК России и Управления федерального казначейства по Сахалинской области с тем, чтобы определить ответственность одного из них (Вестник ВАС РФ, 2003, N 2, с. 26, 27; Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2001 N 1092/01).
В любом случае предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд должен сам привлечь в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган.
При удовлетворении иска взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств соответствующего бюджета, а при их отсутствии или недостаточности - за счет иного имущества, составляющего казну (п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). Подробнее о порядке такого взыскания за счет средств федерального бюджета см. Постановление Правительства РФ от 22.02.2001 N 143 "Об утверждении Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета" (СЗ РФ, 2001, N 10, ст. 959), а также Вестник ВАС РФ, 2000, N 6, с. 113, 114.