Статья 1551. Условия экспорта единой технологии

1. Единая технология должна иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории Российской Федерации.Право на технологию может передаваться для использования единой технологии на территориях иностранных государств с согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств в соответствии с законодательством о внешнеэкономической деятельности.

2. Сделки, предусматривающие использование единой технологии за пределами Российской Федерации, подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность.

Комментарий к статье 1551 ГК РФ

В соответствии с комментируемой статьей в патентном ведомстве создан специальный реестр для регистрации сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации. Однако неясна цель такой регистрации, учитывая, что исключительные права, зарегистрированные в Российской Федерации, действуют только на территории Российской Федерации. Кроме того, нельзя исключить ситуацию, когда по договоренности сторон к их правам и обязанностям будет применяться законодательство страны, на территории которой предусматривается использование технологии, и тогда комментируемая норма не будет действовать в отношении такой сделки.

Другой комментарий к статье 1551 ГК РФ

В комментируемой статье, следующей за статьей, определяющей общие условия передачи права на технологию, предусмотрены специальные условия экспорта единой технологии.

Предваряя установление собственно условий экспорта единой технологии, часть 1 п. 1 комментируемой статьи предусматривает, что единая технология должна иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории РФ. Тем самым экспорт единой технологии определен как возможно допустимое изъятие из правила о необходимости применения (внедрения) единой технологии на территории РФ.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено такое условие передачи права на технологию для использования единой технологии на территориях иностранных государств, как получение согласия на это государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств. В отношении же иной регламентации такой передачи права на технологию данная часть отсылает к законодательству о внешнеэкономической деятельности, подразумевая при этом возможность установления ограничений на экспорт единой технологии. Речь идет прежде всего о Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <1>, включающем гл. 8 "Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью", и Федеральном законе от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <2>, включающем главу III "Регулирование внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов" (наименование главы в ред. Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 283-ФЗ <3>).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
<2> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.
<3> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6044.

Часть 1 п. 2 комментируемой статьи устанавливает требование государственной регистрации сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами России. Государственная регистрация таких сделок осуществляется в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатенте. Сведений об издании нормативных правовых актов, специально регламентирующих осуществление государственной регистрации таких сделок, нет.

В части 2 п. 2 комментируемой статьи определено последствие несоблюдения требования ч. 1 данного пункта о государственной регистрации сделки, предусматривающей использование единой технологии за пределами России: отсутствие государственной регистрации такой сделки влечет ее недействительность. Это правило соответствовало положению п. 1 ст. 165 части первой ГК РФ в прежней редакции, согласно которому несоблюдение в случаях, установленных законом, требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Там же устанавливалось, что такая сделка считается ничтожной.

Однако как указанная ст. 165, так и ст. 164 данного Кодекса изложены Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ полностью в новой редакции. В отношении государственной регистрации сделок новая редакция ст. 164 ГК РФ устанавливает следующее: в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации (п. 1); сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации (п. 2).

В новой редакции ст. 165 ГК РФ предусмотрены следующие последствия уклонения от государственной регистрации сделки: если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки; в этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда (п. 2); в указанном случае сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки (п. 3); срок исковой давности по указанным требованиям составляет один год (п. 4).