Статья 1525. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара

1. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (экспертиза заявленного обозначения), на соответствие такого обозначения требованиям статьи 1516 настоящего Кодекса проводится по заявке, принятой к рассмотрению в результате формальной экспертизы.В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения проверяется также обоснованность указания места происхождения (производства) товара на территории Российской Федерации.По принятой к рассмотрению заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара проводится экспертиза заявленного обозначения на его соответствие требованиям абзаца третьего пункта 5 статьи 1522 настоящего Кодекса. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.В случае поступления обращения в соответствии с пунктом 9 статьи 1522 настоящего Кодекса содержащиеся в нем доводы учитываются при экспертизе заявленного обозначения. (Абзац дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)
2. До принятия решения по результатам экспертизы заявленного обозначения в случае предполагаемого отказа в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование заявителю направляется уведомление в письменной форме о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям статьи 1516 настоящего Кодекса с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов. Доводы заявителя учитываются при принятии решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, если они представлены в течение шести месяцев со дня направления заявителю указанного уведомления.

Комментарий к статье 1525 ГК РФ

1. В статье 1525 ГК, за исключением последнего абзаца п. 1, воспроизведен текст п. 5 ст. 33 Закона о товарных знаках.

2. Как уже отмечалось в комментариях к части 4 ГК, использованное в ст. 1525 выражение "экспертиза заявленного обозначения" в применении к экспертизе по существу заявок на наименование места происхождения товара "весьма условно" и создано по аналогии с названием соответствующей процедуры в отношении товарного знака <1>. Это выражение может создать впечатление о том, что в данном случае регламентируется экспертиза лишь заявок на предоставление правовой охраны самому наименованию места происхождения товара и не имеется в виду экспертиза заявок о предоставлении исключительного права на ранее уже зарегистрированное наименование.

--------------------------------
<1> Комментарий. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. С. 692, 693 (автор - О.Ю. Шилохвост).

В действительности "экспертиза заявленного обозначения" проводится в отношении обоих видов заявок на наименование места происхождения товара (см. п. 3 комментария к ст. 1522). Причем требования, на соответствие которым проверяются заявки одного и другого вида, не вполне совпадают (см. ниже, п. 3).

3. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара, имеет целью проверить соответствие этого обозначения тем признакам (критериям) охраноспособности таких наименований, которые указаны в ст. 1516 ГК (см. п. 3 комментария к этой статье). Одновременно должна быть проверена достоверность и объективность заключения, которое в соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 1522 ГК должно быть приложено к заявке.

Если же экспертиза, названная в законе "экспертизой заявленного обозначения", проводится прежде всего с целью принять решение о предоставлении или отказе в предоставлении исключительного права на такое обозначение, на первый план перед экспертами выступают вопросы о том, производит ли данный заявитель в границах географического объекта с соответствующим наименованием товар с особыми свойствами, обусловленными характерными для этого объекта условиями и факторами. В этом случае необходима проверка соответствия данных заявки требованиям абз. 2 п. 5 ст. 1522 ГК.

4. В статье 1525 не установлен срок, в течение которого должна быть проведена экспертиза заявленного обозначения. Сопоставление п. 2 ст. 1525 с п. 3 ст. 1523 и п. 1 ст. 1524 ГК дает основание считать, что разумным сроком, до истечения которого такая экспертиза должна быть закончена, был бы срок в шесть месяцев, с удлинением этого срока на время, использованное заявителем на представление своих доводов, но не более чем на шесть месяцев <1>.

--------------------------------
<1> По данным Аналитической ведомственной целевой программы "Государственное регулирование и правовая охрана в сфере интеллектуальной собственности на 2008 - 2010 годы", утвержденной Приказом Министерства образования и науки РФ от 16.10.2007 N 283, длительность рассмотрения Роспатентом заявок на наименования мест происхождения товаров составила в 2005 г. 10,9 месяца, а в 2006 г. 12,2 месяца.

Другой комментарий к статье 1525 ГК РФ

В комментируемой статье регламентировано проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "экспертиза заявленного обозначения"), - второго этапа экспертизы заявки на наименование места происхождения товара, следующего за этапом формальной экспертизы заявки. Первоначальная редакция данной статьи воспроизводила с отдельными изменениями положения п. 5 ст. 33 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

Законом 2014 г. N 35-ФЗ в комментируемую статью внесены отдельные изменения. Так, п. 1 данной статьи дополнен ч. 3, предусматривающей, что при поступлении обращения в соответствии с п. 9 ст. 1522 комментируемого параграфа содержащиеся в этом обращении доводы подлежат учету при экспертизе заявленного обозначения. Упомянутый п. 9 введен в ст. 1522 данного параграфа тем же Законом 2014 г. N 35-ФЗ и содержит нововведение о праве любого лица после публикации сведений о заявке и до принятия соответствующего решения представить обращение, содержащее доводы против предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара или против предоставления исключительного права на использование наименования места происхождения товара.

Кроме того, Законом 2014 г. N 35-ФЗ содержащаяся в ч. 3 п. 1 комментируемой статьи отсылка к ч. 2 п. 5 ст. 1522 комментируемого параграфа заменена отсылкой к ч. 3 п. 5 указанной статьи, чем учтена новая редакция этого пункта.

Положения комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции детализированы в п. 13.4 "Экспертиза заявленного обозначения" Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.), которым наряду с прочим предусмотрено следующее.

Экспертиза заявленного обозначения осуществляется по завершении формальной экспертизы по заявкам на наименование места происхождения товара, принятым к рассмотрению. Срок проведения экспертизы заявленного обозначения определяется с учетом норм времени и выработки на проведение работ по делопроизводству по заявкам на наименование места происхождения товара, устанавливаемых Роспатентом, информация о которых размещена согласно п. 6.3 данного Регламента. Дополнительные материалы, представленные заявителем по собственной инициативе или в ответ на запрос или уведомление Роспатента, рассматриваются в срок не более двух месяцев со дня поступления корреспонденции.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи Кодекса задачами экспертизы обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара, являются проверка соответствия обозначения требованиям, установленным ст. 1516 комментируемого параграфа, а также проверка обоснованности указания места происхождения (производства) товара на территории РФ. В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения осуществляются:

проверка соответствия материалов заявки требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению заявки и прилагаемых к ней документов, предусмотренным п. 7.3 данного Регламента, за исключением материалов заявки, проверка которых осуществляется в ходе формальной экспертизы в порядке, предусмотренном п. 13.3 данного Регламента;

проверка соответствия заявленного обозначения условиям признания его наименованием места происхождения товара, установленным п. 2 ст. 1516 комментируемого параграфа;

проверка обоснованности указания места происхождения (производства) товара на территории РФ в соответствии с ч. 2 п. 1 комментируемой статьи;

проверка наличия и содержания заключения уполномоченного Правительством РФ органа либо заключения компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ, о том, что в границах указанного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами;

проверка соответствия описания основных особых свойств товара, для обозначения которого испрашивается предоставление исключительного права на использование ранее зарегистрированного наименования места происхождения товара, данным, содержащимся в Государственном реестре наименований.

До принятия решения по результатам экспертизы заявленного обозначения в случае предполагаемого отказа в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование заявителю направляется уведомление в письменной форме о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям ст. 1516 комментируемого параграфа с предложением представить свои доводы по приведенным в нем мотивам. Доводы заявителя учитываются при принятии решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, если они представлены в течение шести месяцев со дня направления заявителю указанного уведомления.

Уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства не направляется в случае, когда по результатам экспертизы не выявлено оснований для отказа в государственной регистрации наименования места происхождения товара в соответствии с данным Регламентом.