Статья 1493. Право ознакомления с документами заявки на товарный знак

1. После подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки.Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения о поданных заявках на товарные знаки.После публикации сведений о заявке до принятия решения о государственной регистрации товарного знака любое лицо вправе представить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обращение в письменной форме, содержащее доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям статей 1477 и 1483 настоящего Кодекса. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

2. Порядок ознакомления с документами заявки и выдачи копий таких документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

Комментарий к статье 1493 ГК РФ

1. Представляется очевидным, что в материалах заявки на регистрацию товарного знака не содержится какой-то закрытой, конфиденциальной информации, которая может повлиять на права заявителя при экспертизе заявки либо (в последующем) при реализации исключительного права на товарный знак. С учетом этого предусмотрена возможность ознакомления любых лиц с документами заявки, содержащимися в ней на дату подачи. Следует отметить, что Кодекс не раскрывает понятия "любые лица". Вероятно, под ними можно понимать и самого заявителя, и лицо, которому может быть уступлено право на заявку (т.е. новый заявитель), и третье лицо.

2. Из содержания комментируемой статьи следует, что документами, с которыми вправе ознакомиться третьи лица, не могут быть: дальнейшая (после подачи) переписка заявителя или его представителя с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также иные материалы, касающиеся товарного знака. К таким документам имеет доступ только заявитель либо его представитель.

3. И в соответствии с Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, и в соответствии с проектом Административного регламента ТЗ ознакомление заявителя с поданной им заявкой и материалами, относящимися к ней, в т.ч. материалами, указываемыми экспертизой заявленного обозначения, осуществляется либо непосредственно в Роспатенте по согласованию с ответственным исполнителем даты и времени ознакомления, либо путем выдачи копий материалов заявки.

После завершения экспертизы заявки ознакомление заявителя (правообладателя) с ее материалами осуществляется путем выдачи ему копий этих материалов при условии соответствующей оплаты.

Указанный порядок применяется также в случае поступления просьбы о представлении копий материалов заявки от лица, которое становится заявителем в результате передачи или перехода права на регистрацию товарного знака либо вследствие изменения наименования или имени заявителя, а также лица, которому отчуждено исключительное право на товарный знак в соответствии со ст. 1488 ГК.

Ознакомление любых других лиц с документами заявки осуществляется путем представления копии собственно заявки и документов, прилагаемых к ней, если они представлены на дату ее подачи. Выдача копий указанных документов возможна на любой стадии рассмотрения заявки, в т.ч. после завершения экспертизы, при условии соответствующей оплаты услуг по изготовлению копий. Основанием для выдачи копий материалов (документов) заявки является письменное заявление такого лица.

4. Копии необходимых материалов вместе с сопроводительным письмом направляются почтой или выдаются на руки в течение месяца, а в случае невозможности их выдать обратившемуся лицу направляется письмо с разъяснением соответствующих причин.

5. С развитием информационных технологий появилась также возможность ознакомления с материалами заявки в сети Интернет, на сайте федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Причем доступ к материалам заявки является свободным - бесплатным.

Другой комментарий к статье 1493 ГК РФ

В комментируемой статье регламентировано право ознакомления с документами заявки на товарный знак. В рамках такой регламентации в п. 1 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции, почти в точности воспроизводящем положения п. 7 ст. 8 Закона 1992 г. о товарных знаках (здесь и далее в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ), устанавливалось лишь то, что после подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатент, любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки, представленными на дату ее подачи.

Законом 2014 г. N 35-ФЗ п. 1 комментируемой статьи изложен полностью в новой редакции. В части 1 данного пункта в новой редакции воспроизведено приведенное выше положение, но без ограничения права ознакомления с документами заявки на товарный знак только теми документами, которые представлены на дату подачи заявки.

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи в новой редакции предусматривает опубликование Роспатентом сведений о поданных заявках на товарные знаки в официальном бюллетене. В обоснование данного нововведения авторами проекта изменений отмечалось, что оно должно обеспечивать большую прозрачность административных процедур, осуществляемых Роспатентом. Соответствующим изданием согласно Положению об официальных изданиях Роспатента (2013 г.) является официальный бюллетень "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров" (см. комментарий к ст. 1506).

В части 3 п. 1 комментируемой статьи содержится нововведение о праве любого лица в период после публикации сведений о заявке до принятия решения о государственной регистрации товарного знака представить в Роспатент обращение в письменной форме, содержащее доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям ст. ст. 1477 и 1483 комментируемого параграфа. Речь идет о возможности указания в обращении на несоответствие заявленного обозначения понятию товарного знака или знака обслуживания, а также на наличие оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака. Тем же Законом 2014 г. N 35-ФЗ п. 1 ст. 1499 комментируемого параграфа дополнен ч. 3, предусматривающей последствия поступления обращения на основании ч. 3 п. 1 комментируемой статьи (см. указанную статью и комментарий к ней).

Пункт 2 комментируемой статьи делегирует полномочия по установлению порядка ознакомления с документами заявки и выдачи копий таких документов федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246). В пункте 7 ст. 8 Закона 1992 г. о товарных знаках такие полномочия были делегированы федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В соответствии с этими положениями Правила рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.) содержат п. 7 "Ознакомление с материалами заявки", которым предусмотрено следующее:

после подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки, содержащимися в ней на дату ее подачи;

заявитель (его патентный поверенный) может знакомиться с поданной им заявкой и документами, относящимися к ней, как непосредственно в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, согласовав предварительно дату и время ознакомления, так и путем запроса копии заявки, относящихся к ней документов или их частей.