Статья 1492. Заявка на товарный знак

1. Заявка на государственную регистрацию товарного знака (заявка на товарный знак) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (заявителем).

2. Заявка на товарный знак должна относиться к одному товарному знаку.

3. Заявка на товарный знак должна содержать:
1) заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;
2) заявляемое обозначение;
3) перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
4) описание заявляемого обозначения.

4. Заявка на товарный знак подписывается заявителем, а в случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя - заявителем или его представителем, подающим заявку.

5. К заявке на товарный знак должен быть приложен устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак (пункт 1 статьи 1511). (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

6. Заявка на товарный знак подается на русском языке.Документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или другом языке. Если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомления о необходимости выполнения данного требования.

7. Требования к документам, содержащимся в заявке на товарный знак и прилагаемым к ней (документы заявки), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
8. Датой подачи заявки на товарный знак считается день поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документов, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 3 настоящей статьи, а если указанные документы представлены не одновременно, - день поступления последнего документа.

Комментарий к статье 1492 ГК РФ

1. Государственная регистрация товарного знака выступает результатом экспертизы заявленного обозначения при соблюдении ряда сопровождающих условий, а заявка на товарный знак представляет собой документ, с которого начинается многоэтапный процесс регистрации товарного знака и который содержит волеизъявление лица на проверку соответствия обозначения требования законодательства о товарных знаках, т.е. экспертизу заявленного обозначения с целью получить исключительное право на товарный знак.

2. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает лиц, которые могут быть субъектами права на товарный знак (см. подробнее комментарий к ст. 1478).

3. Детальное регламентирование порядка подачи заявки и все требования к ней будут содержаться в Административном регламенте ТЗ, который после утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, будет зарегистрирован в установленном порядке. В настоящее время такое детальное регламентирование содержится в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных Приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32.

Проектом Административного регламента ТЗ, так же как и Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, предусматривается, что заявка на товарный знак должна предоставляться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности непосредственно либо направляться почтой. Возможно представление заявки по факсу. Обязательно должны быть представлены оригиналы документов заявки. Срок их представления составляет один месяц с даты направления материалов по факсу. Предполагается, что материалы должны сопровождаться идентифицирующим письмом. В случае соблюдения указанного требования датой подачи заявки будет считаться дата поступления материалов по факсу. При его несоблюдении материалы, переданные по факсу, считаются непоступившими. Возможны ситуации, когда часть "факсовых" материалов не читается. Эта часть будет считаться поступившей на дату подачи оригинала заявки. В зависимости от того, что представляет собой эта часть (что это за документы), будут наступать те или иные правовые последствия.

4. В отличие от ранее действовавшего законодательства, предусматривается возможность подписания заявки как самим заявителем, так и патентным поверенным или иным представителем заявителя. В случае подачи заявки от имени иностранного лица должна быть обеспечена возможность ведения делопроизводства на русском языке с теми, кто ориентируется в национальном законодательстве и находится на территории Российской Федерации. Кроме того, необходимость ведения дел иностранных заявителей только через зарегистрированных в Российской Федерации патентных поверенных прямо предусмотрена законодательством.

5. Кодекс не содержит запрета на представительство по заявке несколькими лицами (в т.ч. патентными поверенными) одновременно. Практика показывает, что достаточно часто в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности представляются доверенности, в которых в качестве представителя (патентного поверенного) указывается несколько лиц, любое из которых вправе вести дела заявителя. Вместе с тем не следует забывать о необходимости согласованности их действий в целях наиболее эффективной защиты интересов заявителя.

6. Закон не допускает подачи одной заявки в отношении нескольких товарных знаков. Даже при незначительных отличиях заявляемых обозначений необходимо оформлять несколько заявок на регистрацию, поскольку эти обозначения являются разными товарными знаками. Невозможна подача одной заявки на несколько вариантов одного товарного знака. Вместе с тем следует иметь в виду, что, например, одновременное размещение слова, выполненного на русском языке, и его транслитерации буквами латинского языка ("стол" и "stol") рассматривается как один товарный знак.

7. Кодекс не содержит требования обязательного оформления заявки на регистрацию товарного знака на специальном бланке, однако в качестве одного из приложений к действующим в настоящее время Правилам составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания и к проекту Административного регламента ТЗ дается образец бланка заявки. Именно на таком бланке (типографском или компьютерной распечатке) подается заявка на регистрацию товарного знака.

8. Установленный комментируемой статьей перечень тех сведений, которые должны содержаться в подаваемой заявке, имеет важное значение, поскольку отсутствие даже одного из них может повлечь серьезные последствия, во-первых, для заявки, во-вторых, для объема будущей правовой охраны товарного знака и, соответственно, содержания исключительного права на товарный знак. Например, в некоторых случаях невозможно будет установить приоритет товарного знака по дате подачи заявки на товарный знак, а это повлияет на определение даты возникновения правовой охраны и, соответственно, возникновения исключительного права на товарный знак.

Следует иметь в виду, что для переписки должен быть указан адрес на территории Российской Федерации (например, адрес зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности патентного поверенного).

Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания требуют представления заявки в двух экземплярах, при этом изображение заявляемого на регистрацию обозначения должно быть представлено в пяти экземплярах. В отличие от них проектом Административного регламента ТЗ предусмотрено, что заявка (за исключением собственно заявляемого на государственную регистрацию обозначения) представляется в одном экземпляре, заявляемое обозначение - в двух экземплярах. Прилагаемые документы и перевод их на русский язык, если они составлены на другом языке, также представляются в одном экземпляре.

Заявление представляется на русском языке.

В заявлении имена, наименования и адреса заявителя могут быть указаны, помимо указания на русском языке, и на другом языке - для целей публикации сведений в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров" (далее - официальный бюллетень).

Для заявителя - российского юридического лица указывается основной государственный регистрационный номер (ОГРН), а для российского индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП).

Для заявителя - иностранного юридического лица или постоянно проживающего за пределами Российской Федерации индивидуального предпринимателя указывается код страны, место нахождения или место жительства по стандарту ВОИС ST.3.

Извещение о назначении представителя осуществляется путем представления доверенности или соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака, подписанном заявителем. В последнем случае доверенность также представляется.

Если, с точки зрения заявителя, заявка подается на обозначение, тождественное или сходное до степени смешения с товарным знаком заявителя, ранее зарегистрированным или заявленным на государственную регистрацию в Российской Федерации для однородных товаров, или с товарным знаком заявителя, охраняемым в силу международных договоров Российской Федерации, либо содержит в качестве элемента охраняемое наименование места происхождения товара, на которое заявитель имеет исключительное право пользования, в графе "дополнительные сведения" приводится ссылка на документ, подтверждающий соответствующие права заявителя.

Если дата подписания заявки не указана, то таковой считается дата поступления заявки.

Изображение заявляемого обозначения представляется в том цветовом сочетании, в котором испрашивается государственная регистрация товарного знака.

Помимо самого обозначения, одной из важнейших составляющих заявки является перечень товаров и услуг, для индивидуализации которых испрашивается регистрация товарного знака. Перечень товаров и услуг, указанный в заявочных материалах, наряду с заявляемым обозначением служит правовой основой для определения объема возможного исключительного права на товарный знак. Товары и услуги, включенные в этот перечень, должны быть сгруппированы по классам в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ). Такое унифицированное группирование необходимо и для облегчения экспертизы заявки, и для последующего использования товарного знака. Вышеуказанная классификация, утвержденная Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, является объектом постоянных изменений. Так, в настоящее время используется ее девятая редакция. Товары и услуги сгруппированы в 45 классов. Среди них - 34 класса товаров, 11 классов услуг и работ.

Использование МКТУ обязательно не только для национальной регистрации знаков в странах - участницах Ниццкого соглашения, но и для регистрации, осуществляемой Международным бюро ВОИС в соответствии с Мадридским соглашением и Протоколом к Мадридскому соглашению, а также для регистрации знаков Африканской организацией интеллектуальной собственности (OAPI), Ведомством по гармонизации внутреннего рынка (товарные знаки и промышленные образцы) (OHIM), Ведомством по товарным знакам Бенилюкса (BBM) и Региональной африканской организацией интеллектуальной собственности (ARIPO).

9. Еще один обязательный документ, входящий в заявку, - описание заявляемого обозначения, которое служит для его идентификации, а в случае необходимости содержит его перевод или транслитерацию.

Отсутствие описания товарного знака, в отличие от заявления, изображения заявляемого обозначения и перечня товаров и услуг, не влияет на установление приоритета товарного знака и не несет какой-либо серьезной правовой нагрузки, однако в соответствии с подп. 4 п. 3 комментируемой статьи оно должно содержаться в материалах заявки.

10. К заявке с испрашиванием в соответствии с п. 1 ст. 1495 (см. комментарий) конвенционного приоритета (далее - конвенционная заявка) прилагается копия первой заявки на товарный знак, поданной заявителем в государстве - участнике Парижской конвенции (далее - первая заявка). Копия первой заявки может быть представлена в течение 3 месяцев со дня подачи конвенционной заявки.

Просьба об установлении конвенционного приоритета может быть представлена при подаче заявки или в течение 2 месяцев со дня ее подачи.

11. К заявке с испрашиванием в соответствии с п. 2 ст. 1495 ГК выставочного приоритета прилагается документ, подтверждающий правомерность такого испрашивания. Он может быть представлен в течение 3 месяцев со дня подачи заявки.

Представленный заявителем документ должен подтверждать статус выставки как официальной или официально признанной международной, организованной на территории одного из государств - участников Парижской конвенции и содержать наименование лица, экспонировавшего товары, обозначение, перечень обозначенных им товаров (экспонатов), а также дату начала открытого показа этих экспонатов на выставке. Документ должен быть подписан уполномоченным лицом соответствующей выставки.

Просьба об установлении выставочного приоритета может быть представлена при подаче заявки или в течение 2 месяцев со дня ее подачи.

12. Прилагаемая к заявлению доверенность может относиться к нескольким заявкам одного и того же лица, ко всем поданным и будущим заявкам этого лица. В таком случае для одной из заявок представляется оригинал доверенности (ее заверенная в установленном порядке копия), а для каждой из остальных заявок - копия доверенности и номер заявки, в которой находится ее оригинал (заверенная в установленном порядке копия).

Представленная доверенность или ее копия приобщается к заявке на товарный знак.

В случае наделения представителя правом отзывать заявку в доверенности такое право особо оговаривается.

13. В том случае, если заявляемое обозначение содержит, с точки зрения заявителя, элементы, тождественные или сходные до степени смешения с обозначениями, перечисленными в п. 2 ст. 1483 ГК, к заявке прилагается документальное подтверждение согласия соответствующего компетентного органа на использование в товарном знаке изображений:

государственных гербов, флагов и других государственных эмблем; сокращенных или полных наименований международных межправительственных организаций, их гербов, флагов и других эмблем;

официальных контрольных, гарантийных или пробирных клейм, печатей;

наград и других знаков отличия.

14. В том случае, если, с точки зрения заявителя, заявляемое обозначение тождественно или сходно до степени смешения с наименованиями и изображениями объектов, перечисленных в п. 4 ст. 1483 ГК, к заявке прилагается документальное подтверждение согласия собственника такого объекта или лица, уполномоченного собственником на регистрацию данного обозначения в качестве товарного знака.

15. В том случае, если в заявляемом обозначении указана дата основания производства, изображены награды, присужденные товарам или услугам заявителя, к заявке прилагаются документальные подтверждения даты основания, права на награды.

16. В том случае, если, с точки зрения заявителя, заявляемое обозначение является сходным до степени смешения с обозначениями, перечисленными в п. 6 ст. 1483 ГК, к заявке прилагается документальное подтверждение согласия правообладателя на государственную регистрацию заявленного обозначения. Подтверждением такого согласия может быть письменный документ (письмо-согласие), в т.ч. гражданско-правовой договор, в котором рекомендуется зафиксировать условия, на которых правообладатель дает согласие на регистрацию, обязательства сторон и последствия неисполнения таких обязательств.

Письмо-согласие составляется в произвольной письменной форме и представляется в подлиннике для приобщения к материалам заявки. При этом в документе указываются следующие сведения:

полные сведения о лице, дающем согласие на регистрацию товарного знака, которые позволяют такое лицо идентифицировать в качестве правообладателя противопоставленного товарного знака (наименование/имя и его адрес);

полные сведения о лице, которому выдается согласие (разрешение) на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака, которые позволяют идентифицировать такое лицо в качестве заявителя (наименование/имя и адрес);

согласие на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака (номер заявки, если он присвоен, и описание заявленного обозначения, на которое выдается согласие на регистрацию в качестве товарного знака);

конкретный перечень товаров/услуг, в отношении которых правообладатель не возражает против регистрации сходного товарного знака;

дата составления документа и подпись уполномоченного лица.

Письмо-согласие может содержать и иные сведения, которые учитываются при проведении экспертизы заявленного обозначения.

17. В том случае, если, с точки зрения заявителя, заявляемое обозначение тождественно обозначениям, перечисленным в подп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК, к заявке прилагается документальное подтверждение согласия обладателя авторского права или его правопреемника.

18. В том случае, если заявляемое обозначение тождественно обозначениям, перечисленным в подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК, к заявке прилагается документальное подтверждение согласия соответствующего лица или его наследника.

19. К заявке на коллективный знак прилагается устав коллективного знака (см. комментарий к п. 1 ст. 1511).

Документ, подтверждающий уплату пошлины, должен относиться к одной заявке на товарный знак и содержать наименование действия, за которое уплачена пошлина, и краткое описание заявляемого обозначения.

Документ, в котором отсутствуют указанные сведения, является недействительным.

20. Положения п. 8 комментируемой статьи очень важны для последующего определения объема правовой охраны товарного знака, а именно даты, с которой исчисляется исключительное право владельца товарного знака, - даты приоритета, который в большинстве случаев устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Определяющее значение дата подачи заявки имеет при проведении экспертизы заявленного обозначения, в процессе которой выявляются товарные знаки, могущие явиться препятствием для регистрации товарного знака.

Комментируемая норма определяет исчерпывающий перечень документов для установления факта подачи заявки.

Другой комментарий к статье 1492 ГК РФ

Комментируемый подпараграф, посвященный государственной регистрации товарного знака, открывает статья, регламентирующая подачу заявки на государственную регистрацию товарного знака (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "заявка на товарный знак"). Данная статья без каких-либо существенных изменений воспроизводит соответствующие положения ст. 8 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено, что заявка на товарный знак подлежит подаче в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатент юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "заявитель"). Данные положения закреплены соответственно положениям ст. 1478 комментируемого параграфа, устанавливающей, что обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также ст. 1480 данного параграфа, определяющей, что государственная регистрация товарного знака осуществляется Роспатентом в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

В комментируемую статью не вошли положения п. 2 ст. 8 Закона 1992 г. о товарных знаках о возможности ведения дел с Роспатентом заявителем, правообладателем, иным заинтересованным лицом самостоятельно или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте. Но соответствующее регулирование закреплено в общих положениях ст. 1247 комментируемой части, в п. 1 которой соответственно предусмотрено, что ведение дел с Роспатентом может осуществляться заявителем, правообладателем, иным лицом самостоятельно, или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте, или через иного представителя.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что заявка на товарный знак должна относиться к одному товарному знаку. Положение данного пункта продублировано в п. 2.11 Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.), где также предусмотрено, что обозначения, отличающиеся одно от другого какими-либо элементами, считаются разными товарными знаками.

В пункте 3 комментируемой статьи установлены требования к содержанию заявки на товарный знак. Эти требования продублированы в п. 2.11 Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.), где также указано следующее:

описание служит для пояснения существа заявленного обозначения, его идентификации;

в описании приводится характеристика заявленного обозначения: его вид (словесное, изобразительное, объемное, звуковое и т.д.), указание на составляющие его элементы, смысловое значение обозначения в целом или его элементов (частей);

если словесное обозначение или его часть не имеют смыслового значения, то указывается способ его образования, например начальные слоги нескольких слов, аббревиатура, вымышленное слово и т.п.;

если словесное обозначение является малоупотребимым в русском языке (например, специальный термин, историческое название, устаревшее слово), то указывается его значение;

если словесное обозначение представлено не на русском языке, то приводится транслитерация буквами русского алфавита и перевод на русский язык, если обозначение имеет смысловое значение;

если обозначение или его часть является изобразительным, то приводится описание всех входящих в него элементов и указывается его смысловое значение, если таковое имеется;

если изобразительное обозначение носит абстрактный характер, то указывается, что оно собой символизирует;

если на регистрацию в качестве товарного знака заявляется световое обозначение, то приводится характеристика световых символов (сигналов), их последовательность, длительность свечения и другие особенности;

если на регистрацию в качестве товарного знака заявляется звуковое обозначение, то приводится характеристика составляющего его звука (звуков), или нотная запись, или диаграмма частот, с приложением фонограммы на аудиокассете.

В приложении 1 к Правилам рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.) приведен образец заявления о регистрации обозначения в качестве товарного знака.

Приказом Роспатента от 2 марта 1998 г. N 41 утверждены Методические рекомендации по составлению перечня товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака и знака обслуживания <1>. Во введении к данным Рекомендациям наряду с прочим указано следующее:

--------------------------------
<1> СПС.

Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков учреждена Ниццким соглашением, заключенным в 1957 г., впоследствии неоднократно пересматривавшимся. Сама МКТУ исходя из содержания пунктов (5), (6) ст. 3 Ниццкого соглашения подлежит периодическому пересмотру. Ниццкое соглашение является открытым для государств - участников Парижской конвенции;

в соответствии с Ниццким соглашением страны-участницы принимают единую классификацию товаров и услуг в целях регистрации товарных знаков и знаков обслуживания. Классификация разрабатывается на английском и французском языках. Национальные ведомства обязаны включать в свои официальные документы, а также в публикации о регистрации товарных знаков (например, официальный бюллетень патентного ведомства) номера классов МКТУ. Классификация имеет важное значение, во многих странах, как и в России, объем исключительного права на зарегистрированный товарный знак определяется в том числе указанным в Государственном реестре перечнем товаров и услуг, сгруппированных по классам МКТУ.

Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает требования к подписанию заявки на товарный знак. Воспроизводя и детализируя положения данного пункта, п. 3.7 Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.) предусматривает следующее: заполнение последней графы заявки на товарный знак "Подпись" с указанием даты подписания обязательно во всех случаях; заявка подписывается заявителем; от имени юридического лица заявка подписывается руководителем организации или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами юридического лица, с указанием его должности, подпись скрепляется печатью юридического лица; при подаче заявки через патентного поверенного заявка подписывается заявителем или патентным поверенным; подпись расшифровывается указанием фамилии и инициалов подписывающего лица; если дата подписания не указана, то таковой считается дата, на которую заявка получена Роспатентом; при наличии в заявке дополнительных листов они подписываются в таком же порядке; наличие подписи заявителя обязательно на каждом дополнительном листе.

В пункте 5 комментируемой статьи для случая подачи заявки на коллективный знак предусмотрена необходимость приложения к заявке на товарный знак устава коллективного знака. Это положение продублировано в п. 1 ст. 1511 комментируемого параграфа, в котором также установлены требования к содержанию устава коллективного знака. Соответственно, к положениям этого пункта и отсылает п. 5 комментируемой статьи.

Пункт 5 комментируемой статьи изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. Изменением является то, что этим Законом исключено положение, предусматривавшее необходимость приложения к заявке на товарный знак документа, подтверждающего уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере.

Положения п. 6 комментируемой статьи устанавливают требования к языку заявки на товарный знак и прилагаемых к ней документов. Эти положения воспроизведены и детализированы в п. 2.14 Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.): заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака и перечень товаров и услуг представляются на русском языке; документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или другом языке; в случае, если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык; перевод на русский язык может быть представлен заявителем не позднее двух месяцев с даты направления ему Роспатентом уведомления о необходимости выполнения данного требования, в противном случае документы считаются представленными на дату поступления их перевода; в документах, представленных на русском языке, имена, наименования и адреса могут быть указаны на другом языке для целей публикации сведений в изданиях Роспатента; перевод на русский язык может быть подписан заявителем или патентным поверенным.

В пункте 7 комментируемой статьи полномочие по установлению требований к документам, содержащимся в заявке на товарный знак и прилагаемым к ней документам (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "документы заявки"), делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246). Ранее п. 8 ст. 8 Закона 1992 г. о товарных знаках делегировал такое полномочие федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности, на основании чего Приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 утверждены Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (в настоящем комментарии обозначаются как Правила рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.)).

Пункт 8 комментируемой статьи предусматривает правила определения даты подачи заявки на товарный знак. Такой датой считается день поступления в Роспатент документов, предусмотренных подп. 1 - 3 п. 3 данной статьи, т.е. заявления о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака, заявляемого обозначения и перечня товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация (иначе говоря, всех документов заявки, за исключением описания заявляемого обозначения). На случай, когда указанные документы представлены не одновременно, предусмотрено, что днем подачи заявки на товарный знак считается день поступления последнего документа.

Как предусмотрено в п. 1 Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.), заявка на регистрацию товарного знака и прилагаемые к ней документы представляются в Роспатент непосредственно или направляются почтой. Там же указано, что заявка и прилагаемые к ней документы могут представляться по факсу с последующим представлением их оригиналов с соблюдением следующих требований п. 5.6 данных Правил: материалы могут быть переданы по факсу с последующим представлением оригиналов в течение одного месяца с даты их поступления по факсу вместе с сопроводительным письмом, идентифицирующим поступившие по факсу материалы; при соблюдении этого условия датой поступления материалов считается дата поступления материалов по факсу; если оригиналы материалов поступили по истечении указанного срока или они не идентичны материалам, поступившим по факсу, соответствующие материалы считаются поступившими на дату поступления их оригиналов, а содержание материалов, поступивших по факсу, в дальнейшем во внимание не принимается; до представления оригиналов материалы, переданные по факсу, считаются непоступившими; если материалы, поступившие по факсу, или какая-либо их часть не читаемы или не получены, соответствующие материалы или их часть считаются поступившими на дату поступления оригиналов.