Статья 1471. Секрет производства, полученный при выполнении работ по договору

В случае, когда секрет производства получен при выполнении договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ либо по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если соответствующим договором (государственным или муниципальным контрактом) не предусмотрено иное.Часть утратила силу с 1 октября 2014 года - Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

Комментарий к статье 1471 ГК РФ

Кодекс существенно расширил регулирование отношений, связанных с исключительными правами на охраняемые объекты, созданные в результате выполнения договорных работ в процессе разработки новых конструкций, технологий и т.п.

В отличие от лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительных прав на готовые уже охраняемые сведения в режиме коммерческой тайны, здесь речь идет о правах на так называемые заказные разработки, в ходе выполнения которых могут быть получены охраноспособные решения, в т.ч. признанные договаривающимися сторонами секретами производства.

Предусмотренные Кодексом положения об урегулировании условий закрепления исключительных прав на охраняемые результаты договорных работ имеют диспозитивный характер. Стороны должны сами в договоре согласовать существенные для данных отношений вопросы, в т.ч. кому будет принадлежать право на использование ноу-хау, содержащиеся в выполненных разработках, в каком объеме каждая из сторон может использовать полученные результаты и распорядиться полученными правами и т.д. Если же стороны не включили соответствующие условия в договор, то отношения сторон будут регулироваться нормами Кодекса, цель которых - восполнить этот пробел, исходя из сложившихся в гражданском обороте обычных условий распоряжения исключительными правами на новые разработки.

При этом предусмотрены разные правовые конструкции закрепления прав на охраняемые результаты договорных работ в зависимости от того, выполнялись эти работ без привлечения или с привлечением средств из федерального или муниципального бюджета.

Итак, в тех случаях, когда разработки выполняются без привлечения бюджетных средств и исключительные права на ноу-хау закрепляются за исполнителем работ, заказчику, который вложил в разработку собственные средства, должны быть гарантированы права на использование всех договорных результатов (включая ноу-хау) в тех целях, для которых был заключен договор на условиях безвозмездной простой лицензии (см. аналогичные нормы, предусмотренные в ст. 1371 ГК).

В случаях же, когда секрет производства получен при выполнении договорных работ за счет федерального или муниципального бюджета, правомерно презюмируется закрепление прав на такой секрет производства за исполнителем работ. Государство, инвестируя НИОКР, не преследует узкокоммерческие цели, главная задача - эффективное использование новых разработок. В равной мере это относится и к договорам, заключаемым главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральными государственными учреждениями (см. аналогичные нормы, предусмотренные в ст. 1373 ГК).

В этой связи следует обратить внимание на очевидный пробел в редакции первого абзаца комментируемой статьи, где говорится только о правах исполнителя и ничего не сказано о правах заказчика при выполнении договоров подряда, договоров на НИОКР без привлечения бюджетных средств.

Следует учитывать также нормы гл. 77 ГК, поскольку секреты производства могут входить в состав единой технологии, созданной за счет бюджетных средств.

Другой комментарий к статье 1471 ГК РФ

Комментируемая статья определяет правовой режим секрета производства, полученного при выполнении работ по договору, в том числе при выполнении договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ либо по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд. В прежней (первоначальной) редакции данная статья имела две части, вторая из которых была посвящена случаю, когда секрет производства получен при выполнении работ по договору, заключаемому главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральными государственными учреждениями, но Законом 2014 г. N 35-ФЗ эта часть признана утратившей силу.

Упомянутые договоры регламентированы положениями соответственно глав 37 "Подряд" и 38 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" части второй ГК РФ. Как определено в п. 1 ст. 702 первой из названных глав, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. По договору на выполнение научно-исследовательских работ согласно п. 1 ст. 769 второй из названных глав исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

В отношении же упомянутых государственного или муниципального контракта для государственных или муниципальных нужд следует отметить, что эта терминология устарела. Такая терминология соответствовала положениям Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", но он утратил силу со вступлением в силу Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, в условиях действия второго из названных Законов в комментируемой статье должна идти речь о секрете производства, полученном при выполнении работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Государственные нужды (федеральные нужды и нужды субъектов РФ) и муниципальные нужды, для обеспечения которых заказчиками осуществляются закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", определены в ст. 13 данного Закона (см. комментарий к ст. 1298).

Комментируемая статья, определяя правовой режим секрета производства, полученного при выполнении работ по договору, устанавливает лишь одно правило - правило о том, что исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю). Данная норма сформулирована диспозитивно - указано, что соответствующим договором (контрактом) могут быть предусмотрены отступления от этого правила. Изложенная норма закреплена аналогично тому, как определены правовые режимы других результатов интеллектуальной деятельности (см. ст. ст. 1297, 1298, 1371, 1372, 1462 и комментарий к ним).