Статья 1401. Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента на секретное изобретение

1. Подача заявки на выдачу патента на секретное изобретение (заявка на секретное изобретение), рассмотрение такой заявки и обращение с ней осуществляются с соблюдением законодательства о государственной тайне.
2. Заявки на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности "секретно", подаются в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" (уполномоченные органы). Заявки на иные секретные изобретения подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. (Пункт дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ.

3. Если при рассмотрении федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, такая заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, и считается заявкой на секретное изобретение.Засекречивание заявки, поданной иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, не допускается.

4. При рассмотрении заявки на секретное изобретение соответственно применяются положения статей 1384, 1386-1389 настоящего Кодекса. Публикация сведений о такой заявке в этом случае не производится.

5. При установлении новизны секретного изобретения в уровень техники (пункт 2 статьи 1350) также включаются при условии их более раннего приоритета секретные изобретения, запатентованные в Российской Федерации, и секретные изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР, если для этих изобретений установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобретения, новизна которого устанавливается.

6. Возражение против решения, принятого по заявке на секретное изобретение уполномоченным органом, рассматривается в установленном им порядке. Решение, принятое по такому возражению, может быть оспорено в суде.

7. К заявкам на секретные изобретения положения статьи 1379 настоящего Кодекса о преобразовании заявки на изобретение в заявку на полезную модель не применяются.

Комментарий к статье 1401 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи соответствует принципам установления степени секретности, которые определены в ст. 8 Закона о государственной тайне, согласно которой степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Закон устанавливает три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 870) <1>, количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным - сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным - все иные сведения из числа составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной деятельности.

2. Пункт 2 ст. 1401 устанавливает порядок подачи заявок на секретные изобретения.

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2004 N 514 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения" <1> определены федеральные органы, которые наряду с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности будут принимать и рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения. К ним отнесены Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство по атомной энергии и Федеральное агентство по промышленности.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4046.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает возможность засекречивания поступивших в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявок на изобретения.

Порядок засекречивания сведений, как известно, установлен ст. 11 Закона о государственной тайне и предусматривает, что основанием для этого является их соответствие перечням подлежащих засекречиванию сведений, действующим на предприятиях, в учреждениях и организациях, в результате деятельности которых эти сведения получены.

Правила проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 928.

В случае обнаружения в заявке сведений, составляющих государственную тайну, решение о ее засекречивании и установлении степени секретности принимает должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями.

Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержден распоряжением Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1547.

Засекречивание заявки, поданной иностранным гражданином или юридическим лицом, не допускается, поскольку в соответствии со ст. 10 Закона о государственной тайне "не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации".

4. Пункт 4 статьи предусматривает, что экспертиза заявок на секретное изобретение проводится по общим правилам, изложенным соответственно в ст. ст. 1384, 1386 - 1389 ГК (см. комментарий к этим статьям). Публикация сведений о заявке на секретное изобретение не производится.

Применение правил указанных статей Кодекса означает, что в тех случаях, когда заявка подается не в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а в уполномоченный орган, указание в перечисленных статьях на федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности должно рассматриваться как указание на уполномоченный орган.

5. Пунктом 5 комментируемой статьи уровень техники, который применяется при установлении новизны изобретения, для секретного изобретения дополнен (по сравнению с п. 2 ст. 1350 ГК) сведениями о секретных изобретениях, охраняемых патентом Российской Федерации или авторским свидетельством СССР. Как и в случае уровня техники для открытых заявок, такое дополнение сделано, чтобы избежать выдачи двух охранных документов на одно и то же изобретение.

6. Пункт 6 статьи отражает одну из особенностей рассмотрения заявок на секретные изобретения в уполномоченных органах: для них не предусмотрено рассмотрение возражений в палате по патентным спорам. При этом по тем секретным заявкам, которые рассматриваются в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, возражения рассматриваются палатой по патентным спорам.

7. Пункт 7 статьи обусловлен отсутствием правовой охраны секретных полезных моделей, в связи с чем преобразование заявки на секретное изобретение в заявку на полезную модель привело бы, в соответствии с положениями п. 5 ст. 1390 ГК, к прекращению рассмотрения заявки.

Другой комментарий к статье 1401 ГК РФ

В комментируемом параграфе определены особенности правовой охраны и использования секретных изобретений, т.е. согласно юридико-техническому сокращенному обозначению, введенному в п. 2 ст. 1349 комментируемой главы, - изобретений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. В упомянутой норме установлено, что на секретные изобретения положения ГК РФ распространяются, если иное не предусмотрено специальными правилами ст. ст. 1401 - 1405 комментируемой главы (т.е. правилами комментируемого параграфа), и изданными в соответствии с ними иными правовыми актами. Ранее соответствующая регламентация содержалась в положениях разд. VII "Особенности правовой охраны секретных изобретений" (ст. ст. 30.2 - 30.6) Патентного закона 1992 г. (раздел введен Федеральным законом от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ).

Комментируемая статья, воспроизводящая положения ст. 30.2 Патентного закона 1992 г., регламентирует подачу и рассмотрение заявки на выдачу патента на секретное изобретение (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "заявка на секретное изобретение"). Открывает данную статью норма, устанавливающая необходимость соблюдения законодательства о государственной тайне при подаче заявки на секретное изобретение, рассмотрении такой заявки и обращения с ней. Прежде всего это означает, что участвующие в указанных процедурах юридические лица должны иметь лицензию на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности, а физические лица - иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, по соответствующей форме.

В пункте 2 комментируемой статьи определены органы, в которые подаются заявки на секретные изобретения:

заявки на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности "секретно", подлежат подаче в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "уполномоченные органы"; указание на названную корпорацию введено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" <1>);

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6079.

заявки на иные секретные изобретения подлежат подаче в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатент.

Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 "О федеральных органах исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения" (здесь и далее в ред. Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882) <1> установлено, что Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная служба безопасности РФ и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" являются органами, уполномоченными рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности "секретно".

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4046; 2012. N 37. Ст. 5002.

Там же предусмотрено, что в зависимости от тематической принадлежности заявки на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, подаются в Министерство обороны РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство промышленности и торговли РФ или в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", заявки на секретные изобретения, которые относятся к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, - в Министерство внутренних дел РФ или в Федеральную службу безопасности РФ.

Частью 1 п. 3 комментируемой статьи на случай, когда при рассмотрении Роспатентом заявки на изобретение будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, предусмотрено, что такая заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, и считается заявкой на секретное изобретение. При этом в ч. 2 данного пункта установлен запрет засекречивания заявки, поданной иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1349), Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 "О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну" утверждены Правила проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну. Здесь же следует отметить, что этим же Постановлением (в ред. Постановления Правительства РФ от 7 сентября 2011 г. N 754 <1>) федеральным органам исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, предоставлено право осуществлять проверку наличия сведений, составляющих государственную тайну, в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в России, поданных в Роспатент российскими юридическими лицами или гражданами РФ, в том числе в международных заявках на выдачу патента на изобретение, поданных в Роспатент в соответствии с Договором о патентной кооперации, и в заявках на выдачу патента на изобретение, поданных через Роспатент в соответствии с Евразийской патентной конвенцией.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2011. N 37. Ст. 5266.

В пункте 4 комментируемой статьи установлено, что при рассмотрении заявки на секретное изобретение соответственно подлежат применению положения ст. ст. 1384, 1386 - 1389 комментируемой главы. При этом в изъятие из данных положений предусмотрен запрет публикации сведений о такой заявке. При рассмотрении заявки на секретное изобретение применяется Регламент Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.). Кроме того, до настоящего времени действуют Рекомендации по вопросам экспертизы заявок на секретные изобретения, утв. Приказом Роспатента от 4 июля 2007 г. N 69 <1>. При рассмотрении заявки уполномоченными органами применяются соответствующие ведомственные акты. В качестве примера можно упомянуть Административный регламент предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по организации рассмотрения заявок и выдачи патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники, утв. Приказом Министра обороны РФ от 23 июля 2012 г. N 2020 <2>.

--------------------------------
<1> СПС.
<2> РГ. 2012. 14 декабря. N 289.

Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает необходимость при установлении новизны секретного изобретения также включать в уровень техники (при этом сделана отсылка к положениям п. 2 ст. 1350 комментируемой главы, в соответствии с которыми определяется новизна изобретения), при условии их более раннего приоритета, секретные изобретения, запатентованные в России, и секретные изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР, если для этих изобретений установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобретения, новизна которого устанавливается.

Следует упомянуть, что в г. Минске 4 июня 1999 г. заключено Соглашение о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов в области правовой охраны изобретений <1>, согласно ст. 4 которого Стороны обязались при рассекречивании секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР или поданы заявки на их выдачу, руководствоваться Правилами рассекречивания секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР или поданы заявки на выдачу авторских свидетельств или патентов СССР, являющимися неотъемлемой частью данного Соглашения. Названное Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 3 января 2006 г. N 4-ФЗ "О ратификации Соглашения о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов в области правовой охраны изобретений" <2>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 8. Ст. 935.
<2> СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 169.

В отступлении от общего порядка в п. 6 комментируемой статьи указано, что возражение против решения, принятого по заявке на секретное изобретение уполномоченным органом, рассматривается в установленном им порядке. При этом предусмотрено, что решение, принятое по такому возражению, может быть оспорено в суде.

Пункт 7 комментируемой статьи исключает возможность применения к заявкам на секретные изобретения положений ст. 1379 комментируемой главы о преобразовании заявки на изобретение в заявку на полезную модель. Указанная ст. 1379 изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ в новой редакции, в которой введена возможность преобразования заявки на изобретение в заявку на промышленный образец. Как представляется, это нововведение не учтено в п. 7 комментируемой статьи лишь вследствие редакционной неточности, допущенной при принятии данного Закона.