1. Заявка на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию по истечении шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Заявка на изобретение или полезную модель может быть подана ранее указанного срока, но после проведения по просьбе заявителя проверки наличия в заявке сведений, составляющих государственную тайну. Порядок проведения такой проверки устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Патентование в соответствии с Договором о патентной кооперации или Евразийской патентной конвенцией изобретения или полезной модели, созданных в Российской Федерации, допускается без предварительной подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если заявка в соответствии с Договором о патентной кооперации (международная заявка) подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности как в получающее ведомство и Российская Федерация в ней указана в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент, а евразийская заявка подана через федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.В отношении соответствующей заявки, послужившей основанием для испрашивания приоритета по международной заявке, поданной в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, положения абзаца второго пункта 3 статьи 1381 настоящего Кодекса не применяются. (Абзац дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)
Комментарий к статье 1395 ГК РФ
1. Установленный п. 1 комментируемой статьи порядок патентования изобретений и полезных моделей в иностранных государствах исходит из свободы правообладателя самостоятельно принимать решение о патентовании изобретения и полезной модели в других государствах. Ограничение этой свободы в виде требования подачи первой заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обусловлено только соображениями сохранить государственную тайну. При этом не принимается во внимание гражданство лиц, создавших изобретение или полезную модель. Следует, однако, отметить, что установить объективно место создания изобретения или полезной модели крайне сложно, поскольку речь идет об "идеальном", а не материальном объекте. Тем не менее обязанность доказывания факта создания изобретения в Российской Федерации ляжет на сторону, требующую признания этого факта. В качестве таких доказательств могут быть представлены, например, письменные отчеты работника (автора) о полученных им результатах интеллектуальной деятельности в ходе исполнения трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, отчеты об исполнении договора. Следует также обратить внимание на то, что приведенный в комментируемом положении порядок не относится к промышленным образцам. В отношении этого объекта промышленной собственности какие-либо ограничения, связанные с подачей заявки в иностранные государства или международные организации, не предусмотрены.
Срок, исчисляемый с даты подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение или полезную модель, по истечении которого соответствующая заявка может быть подана в иностранное государство или международную организацию, составляет 6 месяцев. Необходимо иметь в виду, что за нарушение установленного порядка патентования установлена административная ответственность согласно ст. 7.28 КоАП, а если это повлекло разглашение государственной тайны, может наступить уголовная ответственность по ст. 283 УК.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 928 "О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну" <1> утверждены соответствующие Правила проверки.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6624.
2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает порядок патентования изобретений или полезных моделей, созданных в Российской Федерации, в международных организациях.
Как известно, Договор о патентной кооперации, заключенный под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), предусматривает возможность подачи одной международной заявки, на основе которой могут быть получены патенты на изобретения в нескольких выбранных заявителем странах, в т.ч. и в Российской Федерации, являющейся участницей указанного Договора.
Евразийская патентная конвенция, заключенная девятью странами СНГ, предусматривает возможность подачи в Евразийское патентное ведомство заявки на выдачу евразийского патента на изобретение (евразийской заявки), который будет действовать во всех странах-участницах (в т.ч. и в России), если патентообладатель не ограничит его действие только несколькими из этих стран.
Договор о патентной кооперации (PCT) <1> (допускает подачу международной заявки как непосредственно в Международное бюро ВОИС (г. Женева, Швейцария), так и в получающее ведомство, которым для российских заявителей является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Международная заявка при подаче должна содержать указание государств - участников PCT, в которых заявитель намерен испрашивать правовую охрану. Согласно Договору международная заявка, содержащая указание того или иного государства-участника, приравнивается к правильно поданной в этом государстве национальной заявке. Таким образом, подача международной заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности как в получающее ведомство с указанием Российской Федерации позволяет считать выполненным требование п. 1 комментируемой статьи о необходимости подачи первой заявки на созданное в Российской Федерации изобретение в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Получающее ведомство обязано проверить соответствие заявки формальным требованиям, предусмотренным Договором, и направить ее в Международное бюро ВОИС. Если в заявке российского заявителя, поданной в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности как получающее ведомство, при проверке будут обнаружены сведения, составляющие государственную тайну, такая заявка засекречивается и заявитель уведомляется о невозможности ее передачи в Международное бюро ВОИС.
--------------------------------
<1> Официальный русский текст подготовлен в соответствии со ст. 67(1)(b) и опубликован Всемирной организацией интеллектуальной собственности (Женева: ВОИС, 1974).
3. Евразийская патентная конвенция предусматривает, что евразийская заявка, заявителем которой является физическое или юридическое лицо, происходящее из государства - участника Конвенции, может быть подана в Евразийское патентное ведомство через национальное ведомство страны происхождения заявителя. Только в этом случае обеспечивается возможность проведения по заявке проверки содержания в ней сведений, составляющих государственную тайну, и предотвращения передачи этих сведений в другие государства.
Другой комментарий к статье 1395 ГК РФ
В комментируемой статье установлен порядок патентования изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и в международных организациях. Первоначальная редакция данной статьи воспроизводила положения ст. 35 "Патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах" Патентного закона 1992 г. (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ). Предваряя рассмотрение положений комментируемой статьи, следует упомянуть, что ст. 7.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах.
Пункт 1 комментируемой статьи определяет условия подачи заявки на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в России, в иностранном государстве или в международную организацию: такая заявка может быть подана по истечении шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатент, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну.
При этом предусмотрено, что заявка на изобретение или полезную модель может быть подана ранее указанного срока, но после проведения по просьбе заявителя проверки наличия в заявке сведений, составляющих государственную тайну. Полномочие по установлению порядка проведения такой проверки делегировано Правительству РФ. Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 "О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну", которым утверждены Правила проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну (см. комментарий к ст. 1401).
В части 1 п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность патентования в соответствии с Договором о патентной кооперации или Евразийской патентной конвенцией изобретения или полезной модели, созданных в России, без предварительной подачи соответствующей заявки в Роспатент. Такая возможность реализуется в случае, если заявка в соответствии с Договором о патентной кооперации (международная заявка) подана в Роспатент как в получающее ведомство и Россия в ней указана в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент, а евразийская заявка подана через Роспатент.
Как отмечено в п. 29.1 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.), Роспатент в соответствии с Правилом 19 Инструкции к Договору о патентной кооперации и Соглашением между Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности о выполнении Роспатентом функций Международного поискового органа и Органа международной предварительной экспертизы, в соответствии с Договором о патентной кооперации выполняет, соответственно, функции получающего ведомства в России, Международного поискового органа и Органа международной предварительной экспертизы, руководствуясь при этом Договором о патентной кооперации, названной Инструкцией, Административной инструкцией в соответствии с Договором о патентной кооперации, соответствующими руководствами, публикуемыми Международным бюро ВОИС, а также ГК РФ и данным Регламентом. Такие же положения содержатся в п. 25.1 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на полезную модель (2008 г.).
Согласно п. 30.1 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) Роспатент в соответствии со ст. 15 (1)(ii) Евразийской патентной конвенции и п. 2 комментируемой статьи выполняет функции, связанные с получением, проверкой и пересылкой евразийской заявки в Евразийское патентное ведомство. Как сказано там же, в соответствии с указанной нормой Евразийской патентной конвенции евразийская заявка может быть подана в Роспатент, если по крайней мере один из ее заявителей проживает или имеет место нахождения в России; любое лицо, владеющее действующим промышленным или торговым предприятием на территории РФ, рассматривается как проживающее или имеющее место нахождения в России.
Часть 2 п. 2 комментируемой статьи исключает действие положений ч. 2 п. 3 ст. 1381 комментируемой главы в отношении соответствующей заявки, послужившей основанием для испрашивания приоритета по международной заявке, поданной в Роспатент. Данная часть введена Законом 2014 г. N 35-ФЗ и в ней говорится об исключении действия положения о том, что при подаче заявки, в которой испрашивается приоритет, более ранняя заявка признается отозванной.