1. По заявке на изобретение, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проводится формальная экспертиза, в процессе которой проверяются наличие документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1375 настоящего Кодекса, и их соответствие установленным требованиям.
2. О положительном результате формальной экспертизы заявки на изобретение и о дате подачи заявки на изобретение федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя незамедлительно после завершения формальной экспертизы.
3. Если заявка на изобретение не соответствует установленным требованиям к документам заявки, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности направляет заявителю запрос с предложением в течение трех месяцев со дня направления запроса представить исправленные или недостающие документы. Если заявитель в установленный срок не представит запрашиваемые документы или не подаст ходатайство о продлении этого срока, заявка признается отозванной. Этот срок может быть продлен указанным федеральным органом исполнительной власти, но не более чем на десять месяцев.
4. Если при проведении формальной экспертизы заявки на изобретение установлено, что заявка на изобретение подана с нарушением требования единства изобретения (пункт 1 статьи 1375), федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности предлагает заявителю в течение трех месяцев со дня направления им соответствующего уведомления сообщить, какое из заявленных изобретений должно рассматриваться, и при необходимости внести изменения в документы заявки. Другие заявленные в заявке изобретения могут быть оформлены выделенными заявками. Если заявитель в установленный срок не сообщит, какое из заявленных изобретений должно рассматриваться, и не представит в случае необходимости соответствующие документы, рассматривается изобретение, указанное в формуле изобретения первым.
5. Если при проведении формальной экспертизы заявки на изобретение установлено, что представленные заявителем дополнительные материалы изменяют заявку по существу, применяются правила абзаца третьего пункта 6 статьи 1386 настоящего Кодекса. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
Комментарий к статье 1384 ГК РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи относит к функциям формальной экспертизы только проверку наличия документов, предусмотренных п. 2 ст. 1375 ГК, и соблюдения установленных к ним требований.
Проверка соблюдения требований, установленных к документам заявки, ввиду формального характера данного этапа экспертизы не может затрагивать каких-либо существенных моментов и должна ограничиваться требованиями, которые будут прямо указаны в Административном регламенте изобретений.
По этой же причине проверка соблюдения требования единства изобретения, названного в п. 1 ст. 1375 ГК в качестве первого требования к заявке, ограничивается формальной проверкой того, заявлено ли одно техническое решение или более и в последнем случае - образуют ли они, судя лишь по их названиям и (или) указанному назначению (без проверки, являются ли они в действительности таковыми), одну из групп, допускаемых упомянутым выше Административным регламентом.
2. Проверка дополнительных материалов к заявке, представленных заявителем на этапе формальной экспертизы, проводится путем сличения совокупности признаков измененной формулы изобретения, если дополнительные материалы содержат таковую, или признаков, предлагаемых заявителем для включения в формулу, с текстом первоначально представленных описания и формулы.
Изобретение, первоначально включенное в формулу, может быть заменено другим, которое тоже было раскрыто в указанных документах заявки. Формула изобретения не является обязательным документом для установления даты подачи заявки, и первоначальная формула, если она отсутствовала на дату подачи, может содержать любое изобретение, раскрытое в описании. Поэтому и формула изобретения может быть заменена другой.
Дополнительные материалы в части, изменяющей сущность заявленного изобретения, во внимание не принимаются, о чем заявитель должен быть уведомлен. Что касается возможности оформить дополнительные материалы в качестве самостоятельной заявки, то она непосредственно связана с правом на установление приоритета новой заявки по дате поступления таких дополнительных материалов к более ранней заявке (см. комментарий к п. 2 ст. 1381).
3. Количество запросов, которые могут быть направлены заявителю при проведении формальной экспертизы по одной и той же заявке, Кодексом не ограничено. Однако при отсутствии ответа на запрос или при наличии ответа, но отсутствии в нем запрашиваемых материалов заявка может быть признана отозванной. Признание заявки отозванной приводит к тому, что она более не имеет правовых последствий (экспертиза по ней не проводится и никакие дальнейшие действия заявителя не могут быть на ней основаны, в частности, на основании этой заявки или дополнительных материалов, представленных по ней, не может быть испрошен и установлен приоритет по более поздней заявке того же заявителя в соответствии с п. п. 3 - 5 ст. 1381 ГК).
4. Срок ответа на запрос по ходатайству заявителя может быть продлен, но не более чем на 10 месяцев. Следует подчеркнуть, что на стадии формальной экспертизы не допускается дополнительное продление срока ответа на запрос даже при наличии у заявителя уважительных причин.
5. Пункт 5 комментируемой статьи касается проверки соблюдения требования единства изобретения на стадии формальной экспертизы.
Особо следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Когда заявлена группа, содержащая два изобретения, и в отношении этой группы установлено нарушение требования единства, при отсутствии сообщения заявителя о том, какое изобретение группы следует рассматривать, рассматривается изобретение, указанное в формуле первым. Такой же подход применяется в случае, когда заявленная группа содержит больше двух изобретений и требование единства нарушено не по всей группе изобретений. Например, первое и второе изобретения соответствуют требованию единства, а к нарушению этого требования в группе приводит наличие в ней третьего изобретения. В этом случае (при отсутствии упомянутого сообщения заявителя) заявка рассматривается в отношении только первого из указанных в группе изобретений, в то время как могли бы быть рассмотрены первое и второе изобретения, соответствующие требованию единства, если бы сообщение заявителя об этом поступило в установленный Кодексом срок.
Другой комментарий к статье 1384 ГК РФ
Комментируемая статья посвящена формальной экспертизе заявки на изобретение - первому этапу экспертизы заявки на изобретение, производимой федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатентом. Формальная экспертиза предшествует проведению информационного поиска и проверке патентоспособности, т.е. экспертизе по существу. На данном этапе подготавливаются запросы, уведомления и заключения, с учетом которых Роспатентом осуществляются юридически значимые действия, в том числе принимаются решения. Ранее проведение формальной экспертизы заявки на изобретение регламентировалось положениями п. п. 1 - 5 ст. 21 (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ). Эти положения были воспроизведены в первоначальной редакции комментируемой статьи, но данная статья изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. Вместе с тем не все положения комментируемой статьи претерпели изменения.
В пункте 1 комментируемой статьи определено содержание формальной экспертизы: в процессе ее проведения проверяется наличие документов, предусмотренных п. 2 ст. 1375 комментируемой главы, т.е. документов, которые должна содержать заявка на изобретение, и их соответствие установленным требованиям.
Как указано в п. 23.2 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.), при проведении формальной экспертизы заявки проверяется:
наличие документов, которые должны содержаться в заявке или прилагаться к ней (п. п. 10.2, 10.3 данного Регламента), и соблюдение установленных требований к документам заявки (п. п. 10.2 - 10.11 данного Регламента), выявляемое без анализа существа изобретения;
соответствие размера уплаченной патентной пошлины установленному размеру;
соблюдение порядка подачи заявки, предусмотренного ст. 1247 комментируемой части, наличие, в случае необходимости, доверенности на представительство и соответствие ее установленным требованиям;
соблюдение требования единства изобретения (п. 10.5 данного Регламента). При проверке выявляются случаи явного нарушения требования единства изобретения без анализа существа заявленного изобретения;
соблюдение установленного порядка представления дополнительных материалов (п. 15 данного Регламента);
правильность классифицирования изобретения по Международной патентной классификации, осуществленного заявителем (или производится такое классифицирование, если это не сделано заявителем).
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи о положительном результате формальной экспертизы заявки на изобретение и о дате подачи заявки на изобретение Роспатент уведомляет заявителя незамедлительно после завершения формальной экспертизы. До внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменений эти положения содержались в п. 3 данной статьи.
В пункте 23.7 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) предусмотрено, что в случае, если заявка содержит все необходимые документы и соблюдены требования к ним, установленные настоящим Регламентом, заявитель в двухмесячный срок со дня поступления документов заявки уведомляется о положительном результате формальной экспертизы заявки и о дате подачи заявки. Дата подачи заявки на изобретение определяется по правилам п. 3 ст. 1375 комментируемой главы: такой датой считается дата поступления в Роспатент заявки, содержащей заявление о выдаче патента, описание изобретения и чертежи, если в описании на них имеется ссылка, а если указанные документы представлены не одновременно, - дата поступления последнего из документов.
Пункт 3 комментируемой статьи, воспроизводящий положения п. 4 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции, предусматривает возможность направления Роспатентом в случае, когда заявка на изобретение не соответствует установленным требованиям к документам заявки, заявителю запроса с предложением в течение трех месяцев со дня направления запроса представить исправленные или недостающие документы. При этом предусмотрено, что Роспатентом указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 месяцев. Восстановление пропущенного срока, установленного в п. 3 комментируемой статьи, регламентировано положениями ст. 1389 комментируемой главы (см. комментарий к указанной статье). Согласно п. 23.3 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) запрос направляется Роспатентом с указанием обнаруженных недостатков, приведением необходимых аргументов правового характера и предложением представить исправленные или недостающие документы; заявителю дополнительно сообщается о том, что в соответствии с п. 27 данного Регламента информация, представленная в дополнительных материалах, может быть представлена на ознакомление третьим лицам.
В случае если заявитель в установленный срок не представит в Роспатент запрашиваемые документы или не подаст ходатайство о продлении установленного срока, то заявка в силу прямого указания в п. 3 комментируемой статьи признается отозванной. Как указано в п. 23.3 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.), заявителю направляется решение о признании заявки отозванной в месячный срок по истечении установленного срока; если не устраненные заявителем недостатки заявки не являются препятствием для установления даты подачи заявки в соответствии с п. 23.6 данного Регламента, в решении о признании заявки отозванной указывается дата подачи заявки.
В пункте 4 комментируемой статьи, воспроизводящем положения п. 5 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции, предусмотрены последствия установления того, что заявка на изобретение подана с нарушением требования единства изобретения (требование единства изобретения установлено в п. 1 ст. 1375, к которому и сделана отсылка):
Роспатент предлагает заявителю в течение трех месяцев со дня направления им соответствующего уведомления сообщить, какое из заявленных изобретений должно рассматриваться, и при необходимости внести изменения в документы заявки. До внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменений говорилось о сроке в течение двух месяцев со дня получения заявителем соответствующего уведомления;
другие заявленные в заявке изобретения могут быть оформлены выделенными заявками. В случае, когда заявитель в установленный срок не сообщит, какое из заявленных изобретений должно рассматриваться, и не представит в случае необходимости соответствующие документы, подлежит рассмотрению изобретение, указанное в формуле изобретения первым.
Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает последствия установления Роспатентом того, что представленные заявителем дополнительные материалы изменяют заявку по существу - в этом случае подлежат применению правила ч. 3 п. 6 ст. 1386 комментируемой главы, т.е. те же правила, которые применяются в этом случае при проведении экспертизы заявки на изобретение по существу: дополнительные материалы в части, изменяющей заявку по существу, при рассмотрении заявки на изобретение во внимание не принимаются; такие материалы могут быть представлены заявителем в качестве самостоятельной заявки; Роспатент уведомляет об этом заявителя.
Такие положения содержались в прежней (первоначальной) редакции ч. 2 п. 2 комментируемой статьи. Часть 1 данного пункта в этой редакции устанавливала, что в случае, когда заявителем представлены дополнительные материалы к заявке на изобретение, в соответствии с п. 1 ст. 1378 комментируемой главы проверяется, не изменяют ли они сущность заявленного изобретения.