1. Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.
2. Если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом исключительное право на произведение науки, литературы или искусства принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.
3. Если исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не Российской Федерации, не субъекту Российской Федерации или не муниципальному образованию, правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд.
4. Если исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию, государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.
5. Работник, исключительное право которого на основании пункта 2 настоящей статьи перешло к исполнителю, имеет право на вознаграждение в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 1295 настоящего Кодекса.
6. Правила настоящей статьи также применяются к программам для ЭВМ и базам данных, создание которых не было предусмотрено государственным или муниципальным контрактом для государственных или муниципальных нужд, но которые были созданы при выполнении такого контракта.
Комментарий к статье 1298 ГК РФ
1. Комментируемая статья хотя и называется "Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному и муниципальному контракту", решает лишь вопросы принадлежности исключительного права на такие произведения и связанные с этим вопросы их использования.
По общему правилу, закрепленному в п. 1 статьи, исключительное право на произведение, созданное по государственному или муниципальному контракту, принадлежит исполнителю.
В связи с этим возникает вопрос о встречном предоставлении по данному обязательству, поскольку исполнитель получает и оплату за созданное произведение, и исключительное право на него.
Государственный (муниципальный) контракт заключается в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1> под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в т.ч. для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в т.ч. для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в т.ч. для реализации региональных целевых программ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.
Поэтому получение исключительного права на создаваемое произведение не является самоцелью. Напротив, государственные (муниципальные) нужды удовлетворяются путем создания произведения и его дальнейшего претворения в жизнь тем или иным способом.
Кроме того, как правило, исполнитель участвует в практической реализации создаваемого результата творческой деятельности.
Отсюда следует возможность наделения исполнителя исключительным правом на создаваемое произведение.
2. Принадлежность исключительного права на создаваемое по государственному или муниципальному контракту произведение не снимает с исполнителя ответственность за надлежащее выполнение контракта, за соответствие созданного произведения предъявленным к нему требованиям, отраженным в контракте.
3. Помимо этого, исполнитель-правообладатель обязан в целях реализации государственных (муниципальных) нужд предоставить простую (неисключительную) лицензию на использование созданного им произведения лицу, которое определило публично-правовое образование, с которым исполнитель заключил государственный (муниципальный) контракт (п. 3 ст. 1298).
При этом положение о принадлежности исключительного права исполнителю носит диспозитивный характер и возможно, что исключительное право будет принадлежать заказчику (соответствующему публично-правовому образованию) или заказчику и исполнителю совместно.
Если исключительное право принадлежит заказчику, то исполнитель обязан приобрести все права или обеспечить их приобретение в целях передачи соответствующему публично-правовому образованию, сохраняя за собой право на возмещение затрат, связанных с осуществлением таких действий (п. 2 ст. 1298).
4. При совместном обладании исключительным правом безвозмездная простая (неисключительная) лицензия на использование созданного произведения может быть выдана непосредственно публично-правовым образованием с уведомлением об этом исполнителя (п. 4 ст. 1298).
5. Передача исключительного права исполнителю осуществляется с сохранением права на вознаграждение автора-работника в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 1295 ГК.
Другой комментарий к статье 1298 ГК РФ
В комментируемой статье определен правовой режим произведений науки, литературы и искусства, созданных по государственному или муниципальному контракту. Ранее подобное регулирование лишь частично содержалось в п. п. 2 и 3 ст. 12 "Принадлежность исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных" Закона 1992 г. о программах для ЭВМ.
Предваряя рассмотрение положений комментируемой статьи, следует отметить, что терминология "государственный или муниципальный контракт" устарела. Эта терминология соответствовала положениям Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1>, но он утратил силу со вступлением в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <2>. Таким образом, в условиях действия второго из названных Законов в комментируемой статье должна идти речь о произведениях науки, литературы и искусства, созданных при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственные нужды (федеральные нужды и нужды субъектов РФ) и муниципальные нужды, для обеспечения которых заказчиками осуществляются закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", определены в ст. 13 данного Закона. Как определено в указанной статье, заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, а именно для:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
<2> www.pravo.gov.ru. 2013. 8 апреля.
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования России), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств России, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Россия, за исключением исполняемых в соответствии с п. 1 данной статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с п. п. 1 и 2 данной статьи функций и полномочий.
Положения п. 1 комментируемой статьи определяют принадлежность исключительного права на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд:
по общему правилу исключительное право принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом;
при этом предусмотрено, что государственным или муниципальным контрактом может быть установлена принадлежность исключительного права России, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и России, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию.
Ранее подобные положения в отношении принадлежности исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, содержались в п. 2 ст. 12 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ <1>), но в них не упоминался вариант принадлежности такого исключительного права совместно исполнителю и России, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636.
В положениях п. п. 2 - 4 комментируемой статьи закреплено регулирование, относящееся соответственно к каждому из предусмотренных в п. 1 данной статьи вариантов принадлежности исключительного права на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд:
на случай, когда исключительное право принадлежит России, субъекту РФ или муниципальному образованию, п. 2 статьи возлагает на исполнителя обязанность путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно России, субъекту РФ и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц;
на случай, когда исключительное право принадлежит не России, не субъекту РФ или не муниципальному образованию, в п. 3 статьи предусмотрено, что правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд;
на случай, когда исключительное право принадлежит совместно исполнителю и России, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию, п. 4 статьи наделяет государственного или муниципального заказчика правом предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.
Ранее подобное регулирование сводилось к следующим положениям п. 3 ст. 12 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ: в случае если исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных принадлежит в соответствии с п. 2 данной статьи не России, не субъекту РФ или не муниципальному образованию, правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан заключить с указанными им лицом или лицами договор о безвозмездном предоставлении права на использование программы для ЭВМ или базы данных при изготовлении поставляемых товаров либо выполнении подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Упоминаемые в п. п. 3 и 4 комментируемой статьи условия простой (неисключительной) лицензии согласно подп. 1 п. 1 ст. 1236 комментируемой части означают, что лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности предоставляются с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (см. комментарий к указанной статье).
В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрено право работника, исключительное право которого на основании п. 2 данной статьи перешло к исполнителю, на вознаграждение в соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 1295 комментируемой главы, т.е. как и в случае создания служебного произведения. Согласно части, к которой сделана отсылка, размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.
Пункт 6 комментируемой статьи распространяет действие правил данной статьи на те программы для ЭВМ и базы данных, создание которых не было предусмотрено государственным или муниципальным контрактом для государственных или муниципальных нужд, но которые были созданы при выполнении такого контракта. Представляется уместным упомянуть, что в п. 40 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 при решении вопроса о принадлежности исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, созданную по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, судам предписывалось руководствоваться положениями комментируемой статьи, а не ст. 1296 комментируемой главы, посвященной программам для ЭВМ и базам данных, созданным по заказу.