Статья 1292. Право доступа

1. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

2. Автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 1292 ГК РФ

1. Понятие произведения изобразительного искусства включает не только произведения живописи, но и произведения скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и т.д. В то же время фотографические произведения в это понятие не входят (п. 1 ст. 1259 ГК), поэтому их авторы права на доступ иметь не будут. Самостоятельными категориями, не входящими (для целей данной статьи) в понятие произведений изобразительного искусства, являются произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов. Доступ к произведениям архитектуры регулируется п. 2 ст. 1292.

Кодекс дает автору только возможность требовать доступ к произведению, но не определять его условия. В силу этого выбор помещения и иных условий доступа будет определяться собственником оригинала произведения. Однако указание в статье цели доступа - осуществить воспроизведение - накладывает на собственника обязанность создать нормальные условия такого воспроизведения: это может касаться и необходимого освещения, и разрешения использовать электричество, воду и т.д.

Зарубежное законодательство зачастую предусматривает, что доступ к произведению должен осуществляться в формах, причиняющих собственнику наименьшие неудобства. Это касается и выбора метода и способа воспроизведения. Оно должно осуществляться принятыми на данный момент способами, не приводящими к порче оригинала произведения.

Право доступа носит личный характер. В этой связи осуществлять воспроизведение должен сам автор, если только собственник оригинала не даст на это согласие.

Кодекс не возлагает на собственника оригинала произведения обязанности нести расходы, связанные с предоставлением доступа. Автор должен возместить собственнику расходы, связанные с предоставлением ему доступа к работе. Но такие расходы должны быть согласованы с автором; нельзя требовать уплаты вознаграждения за пользование помещением, в котором находится оригинал произведения либо в которое оно перенесено его владельцем для обеспечения своего удобства (например, чтобы автор картины не создавал ему неудобств).

Рассматриваемое правило касается лишь обеспечения возможности получить доступ к оригиналу произведения, но не затрагивает вопрос наличия или отсутствия у автора права осуществить воспроизведение. Возможность воспроизведения и его условия (в том числе количество изготавливаемых экземпляров) автор должен согласовывать с обладателем исключительного права на произведение.

2. В отношении произведений архитектуры право на доступ выражается в возможности осуществить фото- и видеосъемку произведения. Это касается фото- и видеосъемки как внешнего вида здания, так и его внутренних помещений. Доступ к чертежам и планам собственник здания или владелец исключительного права на произведение давать не обязан.

Другой комментарий к статье 1292 ГК РФ

В комментируемой статье регламентировано право доступа, отнесенное общей нормой ст. 1226 комментируемой части к "иным" интеллектуальным правам, т.е. к интеллектуальным правам иным, нежели имущественное право и личные неимущественные права. Ранее регламентация права доступа содержалась в п. 1 ст. 17 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах.

Право доступа в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи означает право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом данной частью непосредственно установлен запрет требования от собственника оригинала произведения доставки произведения автору. Точно такие же положения в рамках регламентации права доступа к произведениям изобразительного искусства были закреплены ранее в п. 1 ст. 17 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах.

В пункт 2 комментируемой статьи с соответствующими изменениями вошли положения п. 2 ст. 18 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" <1> (статья признана утратившей силу Законом 2006 г. N 231-ФЗ), предусматривавшие, что автор архитектурного объекта вправе требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- или видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект. Причем согласно названию указанной статьи речь шла о личном неимущественном праве автора произведения архитектуры.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473.

Как видно, право доступа предоставляется автору не только произведения изобразительного искусства (как это было в Законе 1993 г. об авторском и смежных правах), но и автору произведения архитектуры. В связи с этим представляется не вполне точным упоминание в п. 3 ст. 1255 комментируемой главы среди авторских прав лишь права доступа к произведениям изобразительного искусства.