1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.
2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.
Комментарий к статье 1291 ГК РФ
1. Комментируемая статья решает вопросы разграничения права собственности на оригинал произведения (т.е. вещь, материальный объект) и исключительного права на само произведение (результат творческой деятельности, нематериальный объект).
В гражданском праве каждое из этих прав является самостоятельным и независимым друг от друга. Исходя из этого, в п. 1 ст. 1291 указывается, что отчуждение автором оригинала произведения само по себе не означает отчуждения исключительного права, если иное не предусмотрено договором. Это относится как к договору авторского заказа, так и к другим договорам, в соответствии с которыми автор может совершить отчуждение оригинала произведения.
В связи с упомянутым договором авторского заказа необходимо обратить внимание на то, что в п. 1 ст. 1288 ГК говорится о передаче произведения "на материальном носителе или в иной форме", в то время как в п. 1 ст. 1291 - об "оригинале произведения". Безусловно, эти понятия связаны, поскольку оригинал произведения в смысле ст. 1291 предполагает выражение его на материальном носителе. В противном случае терялся бы предмет для регулирования указанной статьи. Однако материальный носитель - понятие более широкое, чем оригинал произведения.
Отсюда следует два вывода. Во-первых, договор авторского заказа не всегда предполагает передачу именно оригинала произведения. Например, статья вначале была написана (создана в форме рукописи - оригинал произведения), а затем отпечатана или даже перенесена на электронный носитель (диск) и в таком виде передана заказчику. В данном случае оригинал произведения остался у автора, но он полностью и надлежащим образом исполнил свои обязанности по договору авторского заказа.
Во-вторых, презумпция п. 1 ст. 1291 о сохранении исключительного права на произведение за автором при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа касается только случаев отчуждения именно оригинала произведения, а не вообще любого случая передачи произведения на материальном носителе. Как уже отмечалось, сохранение исключительного права за автором при отчуждении его оригинала связано с тем, что заказчику важен сам оригинал; именно он представляет для него ценность сам по себе, а не наличие исключительного права на него. Однако, когда по договору авторского заказа передается не оригинал, а само произведение, выраженное на материальном носителе, и это ясно следует из содержания договора, должна действовать другая презумпция - презумпция предоставления права использования произведения на основе договора авторского заказа. При этом речь идет о заключении лицензионного договора, а не договора об отчуждении исключительного права на основании п. 3 ст. 1233 ГК.
Однако даже в том случае, если при отчуждении оригинала произведения исключительное право на него сохранилось за автором, приобретатель оригинала должен получить возможность его полновесного использования. В связи с этим он получает определенные права, которые формально относятся к исключительному праву на произведение, но предоставление которых необходимо для нормального использования оригинала произведения. Поэтому в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1291 приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.
2. Если в отношении автора действует презумпция сохранения исключительного права при отчуждении оригинала произведения, то в отношении иных правообладателей ситуация другая. Одновременное приобретение и права на оригинал произведения, и исключительного права на произведение меняет его правовой режим, создавая презумпцию как бы единого комплекса прав, связанного с передачей оригинала произведения. Такая презумпция отражена в п. 2 комментируемой статьи. В нем установлено, что последующее отчуждение оригинала произведения лицом (не автором), которому принадлежит и право собственности на оригинал, и исключительное право на произведение, предполагает отчуждение не только права собственности на вещь (оригинал произведения), но одновременно с ним и отчуждение исключительного права. Рассматриваемое положение носит диспозитивный характер, и договором может быть предусмотрено иное.
3. Пунктом 3 комментируемой статьи устанавливается: если оригинал произведения был отчужден после смерти автора и отсутствуют договоры об отчуждении исключительного права, заключенные ранее, презумпция сохранения исключительного права действует и в отношении наследников автора, их наследников и т.д.
Другой комментарий к статье 1291 ГК РФ
Комментируемая статья определяет судьбу исключительного права на произведение при отчуждении оригинала произведения. Закон 1993 г. об авторском и смежных правах не содержал подобной регламентации. Положения данной статьи закреплены в развитие общих норм ст. 1227 комментируемой части, определяющих соотношение интеллектуальных прав и вещных прав. Комментируемая статья изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, но новыми являются лишь положения ч. ч. 2 и 3 п. 2 данной статьи, о чем подробнее сказано ниже.
В части 1 п. 1 комментируемой статьи, в точности воспроизводящей часть 1 п. 1 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции, установлено, что при отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором. Данная норма является диспозитивной - в ней прямо предусмотрено, что договором могут быть установлены отступления от изложенного общего правила.
Часть 2 п. 1 комментируемой статьи в точности воспроизводит п. 2 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции, устанавливая, что при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения. Данная норма так же, как и норма ч. 1 п. 1 статьи, является диспозитивной - в ней так же прямо предусмотрено, что договором могут быть установлены отступления от изложенного общего правила.
Положения ч. ч. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи соответствуют общей норме п. 2 ст. 1227 комментируемой части, согласно которой переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 п. 1 комментируемой статьи.
Часть 3 п. 1 комментируемой статьи, в точности воспроизводя п. 3 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции, распространяет правила п. 1 комментируемой статьи на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение. Срок действия исключительного права на произведение определяется и исчисляется в соответствии с положениями ст. 1281 комментируемой главы.
Положения ч. 1 п. 2 комментируемой статьи определяют права приобретателя оригинала произведения, к которому не перешло исключительное право на это произведение: указанному лицу предоставляется право без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. Точно такие же положения содержались в ч. 2 п. 1 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции (т.е. до внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменений). Изменение внесено лишь одно: ранее указывалось, что для реализации этих прав не требуется согласие автора; согласно новой редакции не требуется согласие не только автора, но и иного правообладателя.
В положениях ч. ч. 2 и 3 п. 2 комментируемой статьи содержатся нововведения Закона 2014 г. N 35-ФЗ, предоставляющие дополнительные права по свободному использованию (т.е. без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения) оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения:
в части 2 пункта предусмотрено право приобретателя оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, свободно использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения;
часть 3 статьи предусматривает право приобретателя фотографического произведения, который изображен на этом произведении, так же свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя.
Как норма ч. 2, так и норма ч. 3 п. 2 комментируемой статьи сформулированы диспозитивно - и в первой и во второй нормах предусмотрено, что договором с автором или иным правообладателем, иным обладателем прав на фотографическое произведение могут быть установлены отступления от изложенных общих правил.