Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.
Комментарий к статье 127 ГК РФ
1. Комментируемая статья посвящена особенностям ответственности Российской Федерации и субъектов РФ (но не муниципальных образований) в гражданских отношениях с участием иностранных субъектов. При этом сама статья эти особенности не раскрывает, а лишь отсылает к закону об иммунитете государства и его собственности. Поскольку такой закон до сих пор не принят, в законодательстве по данному вопросу в настоящее время образовался пробел.
Как он будет восполнен в будущем, можно лишь догадываться. По всей видимости, наше государство в ближайшее время не намерено отказываться, во всяком случае, полностью от концепции абсолютного иммунитета, в соответствии с которой обращение взыскания на принадлежащее ему имущество допустимо лишь с его согласия.
2. Вместе с тем в ряде случаев Российская Федерация добровольно отказалась от своего иммунитета. В частности, это сделано во многих двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений, такой отказ допускается включать в соглашения о разделе продукции (ст. 23 Закона о соглашениях о разделе продукции) и т.д.
Другой комментарий к статье 127 ГК РФ
1. Закон об иммунитете государства и его собственности пока не принят.
2. Закон об иностранных инвестициях закрепляет право иностранного инвестора на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством. Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в т.ч. национализации и реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В случаях национализации возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки, а при реквизиции выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, вызвавших реквизицию, сохранившееся имущество подлежит возврату в предусмотренном законом порядке.
Государство гарантирует иностранным инвесторам, что возникшие по этому поводу споры, как и все другие их споры, связанные с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, будут разрешаться в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или в арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).
3. Комментируемая статья не регулирует вопроса об иммунитете иностранного государства в Российской Федерации. До принятия закона об иммунитете иностранного государства продолжают действовать ст. 401 ГПК ("Иски к иностранным государствам. Дипломатический иммунитет") и ст. 251 АПК ("Судебный иммунитет").
4. Международные соглашения, подписанные Российской Федерацией, в ряде случаев содержат взаимные ограничения иммунитета России и ее партнера по соглашению. Так, в ст. 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции о поощрении и взаимной защите капиталовложений предусмотрено, что любой спор между инвестором одной из договаривающихся сторон и другой договаривающейся стороной по поводу осуществленных на ее территории инвестиций может быть в случае, если спор не будет разрешен мирным путем, передан инвестором в арбитраж ad hoc, создаваемый в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли. Решение арбитражного суда будет окончательным и обязательным для сторон в споре (СЗ РФ, 1996, N 47, ст. 5303).
5. Законом о соглашениях о разделе продукции (ст. 23) установлено, что в такого рода соглашениях, заключенных с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ Правительства РФ от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.