Статья 1242. Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами

1. Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе). Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами.

2. Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами.

3. Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 3 статьи 1244 настоящего Кодекса. Указанный договор может быть заключен с правообладателями, являющимися членами такой организации, и с правообладателями, не являющимися ее членами. При этом организация по управлению правами на коллективной основе обязана принять на себя управление этими правами, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе. К договорам, указанным в абзацах первом и втором настоящего пункта, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307-419) и о договоре (статьи 420-453), поскольку иное не вытекает из содержания или характера права, переданного в управление. Правила настоящего раздела о договорах об отчуждении исключительных прав и о лицензионных договорах к указанным договорам не применяются.

4. Организации по управлению правами на коллективной основе не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление.

5. Организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Аккредитованная организация (статья 1244) также вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация.

6. Правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, функции этих организаций, права и обязанности их членов определяются настоящим Кодексом, законами о некоммерческих организациях и уставами соответствующих организаций.

Комментарий к статье 1242 ГК РФ

1. Положения об организациях, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами (организациях по управлению правами на коллективной основе), ранее содержались в ст. ст. 44 - 47 Закона об авторском праве. В нем соответствующие нормы были включены в разд. IV, объединявший положения о коллективном управлении имущественными правами в сфере как авторского права, так и смежных прав. В части 4 ГК этому вопросу посвящены ст. ст. 1242 - 1244. Хотя вопросы, рассматриваемые в них, затрагивают только авторские и смежные права, их включение в главу об общих положениях объясняется отсутствием практической возможности создать в рамках части 4 ГК специальный раздел, содержащий положения, общие только для авторских и смежных прав.

2. В пункте 1 комментируемой статьи определено, что организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами, могут быть созданы обладателями таких прав: авторами произведений науки, литературы и искусства, исполнителями (артистами, режиссерами-постановщиками, дирижерами и т.д.), изготовителями фонограмм, а также наследниками и иными правопреемниками этих лиц и др.

На упомянутые организации в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление авторскими и смежными правами имущественного характера на коллективной основе. Личные неимущественные права не могут быть предметом коллективного управления, т.к. они неотторжимы от личности автора (исполнителя), не являются объектами гражданского оборота и их осуществление не связано с получением денежного вознаграждения.

Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться только в определенных случаях и должны соответствовать некоторым специально установленным законом требованиям.

Во-первых, поскольку (по общему правилу) правообладатель вправе по своему усмотрению использовать результат интеллектуальной деятельности и распоряжаться исключительным правом на него (п. 1 ст. 1229 ГК), коллективное управление правами, которое в значительной мере ограничивает возможности правообладателя в этой области, должно использоваться только в том случае, когда осуществление имущественных прав самим правообладателем в индивидуальном порядке затруднено. Например, масштабы использования произведения (исполнения, фонограммы) настолько велики, что сам правообладатель не может на практике заключить договоры со всеми пользователями и контролировать их выполнение (изготовление ксерокопий с изданных литературных произведений, воспроизведение обнародованных фотографических произведений и т.п.). Создание такого рода организаций возможно также в случаях, когда Гражданским кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия их обладателей, но с выплатой им вознаграждения (ст. 1245, п. 3 ст. 1263, ст. 1326). В иных случаях управление правами на коллективной основе не допускается.

Во-вторых, организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами, согласно требованиям п. 1 ст. 1242 ГК должны быть некоммерческими организациями, основанными на членстве. Это требование обусловлено тем, что такие организации не должны во главу угла ставить ведение предпринимательской деятельности и получение прибыли, их основная цель состоит в управлении правами, вверенными им правообладателями. Требование о членстве должно способствовать более высокому уровню контроля самих учредителей - членов такой организации за ее деятельностью. В настоящее время существует два вида некоммерческих организаций, основанных на членстве: общественные объединения и некоммерческие партнерства. Согласно п. 3 ст. 50 ГК перечень некоммерческих организаций не является закрытым, поэтому законом могут быть предусмотрены и иные формы таких организаций, основанных на членстве.

В-третьих, создание организаций по управлению правами на коллективной основе не исключает возможности того, что интересы обладателей авторских и смежных прав могут представлять другие юридические лица или граждане. То есть существование такой организации не является препятствием для того, чтобы тот или иной правообладатель (или их группа) предоставил полномочия по управлению своими авторскими или смежными правами не этой организации, а иному представителю (например, адвокатской конторе, литературному агенту и т.п.).

3. Пункт 2 ст. 1242 содержит более точную редакцию п. 2 ст. 44 Закона об авторском праве. В нем предусмотрено, что организации по управлению правами на коллективной основе могут иметь определенную специализацию. Они могут быть созданы специально для управления правами, относящимися к одному или нескольким объектам авторских или смежных прав (например, любых имущественных прав композиторов на музыкальные произведения и (или) прав музыкантов-исполнителей и изготовителей фонограмм). Либо они могут управлять одним или несколькими видами имущественных прав в отношении определенных способов использования тех или иных объектов (например, правом на воспроизведение путем репрографического репродуцирования, т.е. ксерокопирования, опубликованных литературных произведений либо правом следования в отношении оригиналов произведений изобразительного искусства). Однако такая специализация необязательна. Они могут создаваться и для управления любыми авторскими и (или) смежными правами. В принципе закон не исключает возможности сосредоточить управление всеми авторскими и смежными правами на коллективной основе в рамках одной такой организации.

4. Пункт 3 ст. 1242 устанавливает: для того чтобы организация могла осуществлять действия по управлению теми или иными конкретными правами на коллективной основе, между нею и правообладателем (по общему правилу) должен быть заключен письменный договор о передаче полномочий по управлению правами. В случае несоблюдения требования о письменной форме договора применяются правила п. 1 ст. 162 ГК о лишении сторон права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания.

Поскольку указанные организации создаются на основе членства, они, прежде всего, обязаны управлять правами своих членов. Такое управление они осуществляют на основе упомянутых договоров о передаче полномочий по управлению правами. В то же время аналогичные договоры могут заключаться и с обладателями авторских или смежных прав, которые их членами не являются. Кодекс предусматривает, что организация по управлению правами на коллективной основе обязана заключить соответствующий договор с любым обратившимся к ней правообладателем. Единственным основанием для отказа может служить то, что управление этой категорией прав не относится к уставной деятельности данной организации.

Полномочия по управлению правами на коллективной основе могут быть получены не только по договору с правообладателем, но и на основе договора с другой организацией, управляющей правами на коллективной основе. Такая организация может быть как российской, так и иностранной.

В абзаце 1 п. 3 ст. 1242 уточнено, что в отношении организаций, имеющих государственную аккредитацию в соответствии со ст. 1244 ГК, заключение договоров о передаче полномочий по управлению правами не является обязательным основанием для получения соответствующих полномочий (см. комментарий к ст. 1244).

5. Договор о передаче полномочий по управлению правами не относится ни к договорам об отчуждении исключительных прав (ст. 1234 ГК), ни к лицензионным договорам (ст. 1235 ГК), поэтому положения Кодекса об этих договорах к нему не применяются.

Правило абз. 3 п. 3 комментируемой статьи о том, что к договорам о передаче полномочий по управлению правами применимы общие положения об обязательствах (ст. ст. 307 - 419 ГК) и о договоре (ст. ст. 420 - 453 ГК), поскольку иное не вытекает из содержания или характера права, переданного в управление, сформулировано по аналогии с нормой п. 2 ст. 1233 ГК, посвященной договорам о распоряжении исключительным правом. Оно подчеркивает гражданско-правовую природу договора о передаче полномочий по управлению правами.

На основании данного договора не происходит перехода исключительных прав к организации по управлению правами на коллективной основе, как не происходит и предоставления ей права использования объекта авторского или смежного права. Согласно п. 4 ст. 1242 такая организация не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы ей в управление.

Договор о передаче полномочий по управлению правами является по своему содержанию договором на оказание юридических услуг, в котором организация по управлению правами на коллективной основе выступает в роли посредника, действующего в отношениях с третьими лицами в интересах правообладателя (либо от его, либо от своего собственного имени) <1>. Этот договор может быть составлен как договор агентирования, комиссии или поручения.

--------------------------------

КП: примечание.

Учебник "Гражданское право: В 4 т. Том 4: Обязательственное право" (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (издание третье, переработанное и дополненное).

<1> Гражданское право. Обязательственное право: Учебник для студентов вузов. Т. 4. 3-е изд. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2006. С. 243.

Договор доверительного управления имуществом, который в принципе может быть заключен для управления исключительными правами (п. 1 ст. 1013 ГК), неприменим к отношениям между правообладателем и организацией по управлению правами на коллективной основе. К такому выводу можно прийти, поскольку содержание этого договора охватывает осуществление доверительным управляющим широкого, заранее не определенного круга разнообразных юридических и фактических действий, в т.ч. связанных с использованием имущества, переданного в доверительное управление (ст. 1012 ГК). Однако, как уже упоминалось, п. 4 ст. 1242 запрещает организации по управлению правами на коллективной основе использовать соответствующие объекты авторских и смежных прав. Кроме того, договор о передаче полномочий по управлению правами в отличие от договора доверительного управления всегда направлен на передачу лишь очень узкого, четко обусловленного в договоре перечня таких полномочий.

6. На основании п. 5 комментируемой статьи организации по управлению правами на коллективной основе не требуется представлять доверенность от правообладателя для предъявления требований в суде и совершения других юридических действий в целях защиты его прав, поскольку такое ее право предусмотрено законом. Для подтверждения своих полномочий ей достаточно доказать, что между ней и правообладателем заключен договор о передаче полномочий по управлению правами.

Организация, получившая государственную аккредитацию в соответствии с правилами, установленными в ст. 1244 ГК, кроме того, вправе предъявлять требования в суде от имени неопределенного круга правообладателей в целях защиты прав, управление которыми она осуществляет. Такая мера необходима, поскольку аккредитованная организация может представлять интересы не только тех правообладателей, которые заключили с ней договоры, но и в ряде случаев интересы правообладателей, не заключивших с ней договоров. Для предъявления требований в суде аккредитованной организации необходимо представить суду свое свидетельство о государственной аккредитации в отношении управления правами определенного вида (см. комментарий к ст. 1244).

7. Пункт 6 ст. 1242 предусматривает, что правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, их функции, права и обязанности членов таких организаций определяются Кодексом, законами о некоммерческих организациях и уставами соответствующих организаций. В этой сфере, таким образом, не предусмотрено регулирование на уровне подзаконных актов (в частности, постановлений Правительства).

Другой комментарий к статье 1242 ГК РФ

В комментируемой статье предусмотрены и регламентированы создание и осуществление деятельности организаций по управлению правами на коллективной основе. До принятия комментируемой части соответствующая регламентация устанавливалась положениями ст. 44 "Цели коллективного управления имущественными правами", п. п. 1 и 2 ст. 45 "Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе" Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, но эта регламентация претерпела изменения.

Часть 1 п. 1 комментируемой статьи предусматривает возможность создания авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм и иными обладателями авторских и смежных прав основанных на членстве некоммерческих организаций, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "организации по управлению правами на коллективной основе"). В качестве случаев или целей создания таких организаций указано на ситуации, когда осуществление соответствующих прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК РФ допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения.

Подобным образом в п. 1 ст. 44 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривалось, что в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе. В качестве случаев или целей создания таких организаций указывалось только на ситуации, когда практическое осуществление прав в индивидуальном порядке затруднительно, но при этом пояснялось, что речь идет о публичном исполнении, в том числе на радио и телевидении, воспроизведении произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцировании и других случаях. Там же устанавливалось, что такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством.

Как видно, в п. 1 ст. 44 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах не говорилось о том, что организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, могут создаваться лишь как некоммерческие организации. В то же время п. 1 ст. 45 данного Закона устанавливал, что организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, не вправе заниматься коммерческой деятельностью.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи установлено, что создание организаций по управлению правами на коллективной основе не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами. Из данных положений, которые в Законе 1993 г. об авторском и смежных правах лишь подразумевались, следует, что организации по управлению правами на коллективной основе, собственно, и осуществляют представительство обладателей авторских и смежных прав.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность создания организаций по управлению правами на коллективной основе для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами. Подобные положения были закреплены в п. 2 ст. 44 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах: допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.

В части 1 п. 3 комментируемой статьи в качестве основания возникновения полномочий организации по управлению правами на коллективной основе предусмотрено заключение такой организацией с правообладателем в письменной форме договора о передаче полномочий по управлению правами.

Исключением в силу прямого указания в данной части является случай, предусмотренный ч. 1 п. 3 ст. 1244 комментируемой главы. Речь идет о праве организации по управлению правами на коллективной основе, получившей государственную аккредитацию (аккредитованной организации), наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 комментируемой статьи, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

В соответствии с ч. 2 п. 3 комментируемой статьи указанный договор о передаче полномочий по управлению правами может быть заключен как с правообладателями, являющимися членами такой организации, так и с правообладателями, не являющимися ее членами. При этом закреплена обязанность организации по управлению правами на коллективной основе принять на себя управление этими правами, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. В данной части также предусмотрено, что основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе.

Часть 3 п. 3 комментируемой статьи распространяет на договоры, указанные в ч. ч. 1 и 2 данного пункта, действие общих положений об обязательствах (подразд. 1 "Общие положения об обязательствах" разд. III "Общая часть обязательственного права" (ст. ст. 307 - 419) части первой ГК РФ) и о договоре (подразд. 2 "Общие положения о договоре" (ст. ст. 420 - 453) данного раздела), но постольку, поскольку иное не вытекает из содержания или характера права, переданного в управление. При этом исключено применение к указанным договорам правил комментируемой части о договорах об отчуждении исключительных прав и о лицензионных договорах.

В рамках такой регламентации в п. 2 ст. 45 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривалось следующее:

полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами. Такие договоры не являются авторскими, и на них не распространяются положения ст. ст. 30 - 34 данного Закона;

любой автор, его наследник или иной обладатель авторских и смежных прав, охраняемых в соответствии с разд. III данного Закона, вправе передать по договору осуществление своих имущественных прав такой организации, а организация обязана принять на себя осуществление этих прав на коллективной основе, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации.

Согласно разъяснению, данному в п. 92 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9, обязательственные права, возникшие у авторов-наследодателей из договоров, заключенных ими в соответствии с п. 3 комментируемой статьи с организациями по управлению правами на коллективной основе, входят в состав наследства.

В пункте 4 комментируемой статьи установлен запрет использования организациями по управлению правами на коллективной основе объектов авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление. Такие же положения содержались в п. 2 ст. 45 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах: организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, не вправе осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для управления на коллективной основе. В основе данных положений видится общая норма ч. 1 п. 3 ст. 182 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ): представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Часть 1 п. 5 комментируемой статьи, определяя особенности правоспособности организации по управлению правами на коллективной основе, предусматривает право такой организации предъявлять требования в суде от имени правообладателей или от своего имени, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе.

В части 2 данного пункта предусмотрено, что аккредитованная организация (такой организации посвящена ст. 1244 комментируемой главы, к которой и сделана отсылка) также вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация.

Вместо такого регулирования в ст. 46 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах устанавливалось, что организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, должна выполнять от имени представляемых ею обладателей авторских и смежных прав и на основе полученных от них полномочий следующие функции:

1) согласовывать с пользователями размер вознаграждения и другие условия, на которых выдаются лицензии;

2) предоставлять лицензии пользователям на использование прав, управлением которых занимается такая организация;

3) согласовывать с пользователями размер вознаграждения в тех случаях, когда эта организация занимается сбором такого вознаграждения без выдачи лицензии (п. 2 ст. 26, п. п. 2 и 3 ст. 39 данного Закона);

4) собирать предусмотренное лицензиями вознаграждение и (или) вознаграждение, предусмотренное п. 3 данной статьи;

5) распределять и выплачивать собранное в соответствии с п. 4 настоящей статьи вознаграждение представляемым ею обладателям авторских и смежных прав;

6) совершать любые юридические действия, необходимые для защиты прав, управлением которых занимается такая организация;

7) осуществлять иную деятельность в соответствии с полномочиями, полученными от обладателей авторских и смежных прав.

Разъяснения о применении положений п. 5 комментируемой статьи даны в п. 21 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29:

организация, осуществляющая коллективное управление авторскими и смежными правами, вправе на основании п. 5 комментируемой статьи предъявлять требования в суде от имени правообладателей или от своего имени для защиты прав, управление которыми она осуществляет;

по смыслу п. 1 комментируемой статьи указанные организации действуют в интересах правообладателей;

при этом такая организация, независимо от того, выступает она в суде от имени правообладателей или от своего имени, действует в защиту не своих прав, а прав лиц, передавших ей в силу п. 1 комментируемой статьи право на управление соответствующими правами на коллективной основе;

в случае если указанная организация обращается в защиту прав физических лиц или одновременно физических и юридических лиц либо неопределенного круга лиц, такие споры подведомственны судам общей юрисдикции. Если же она обращается в защиту прав только юридических лиц в связи с их предпринимательской и иной экономической деятельностью, споры подведомственны арбитражным судам;

аккредитованная организация (ст. 1244 комментируемой главы) действует без доверенности, подтверждая свое право на обращение в суд за защитой прав конкретного правообладателя (или неопределенного круга лиц в случае, предусмотренном ч. 2 п. 5 комментируемой статьи) свидетельством о государственной аккредитации;

организация, не являющаяся аккредитованной, также действует без доверенности, но для подтверждения права на обращение в суд за защитой прав конкретного правообладателя представляет свой устав, а также договор с соответствующим правообладателем о передаче полномочий по управлению правами или договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами такого правообладателя на коллективной основе (п. 3 комментируемой статьи);

спор с участием организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами, может быть рассмотрен судом и без участия конкретного правообладателя.

Эти разъяснения частично продублированы в п. 1 Постановления Пленума ВАС России 2014 г. N 51, в котором также разъяснено следующее:

в связи с тем что организация по управлению правами на коллективной основе действует в защиту прав иных лиц, ее право на обращение в суд за защитой нарушенных прав правообладателей (ст. ст. 1252, 1301, 1311 комментируемой части) обусловлено положениями ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 53 АПК РФ;

организация по управлению правами на коллективной основе пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (ч. 4 ст. 53 АПК РФ);

данная организация при обращении в суд в защиту прав конкретного правообладателя применительно к п. 2 ч. 2 ст. 125 АПК РФ обязана указать сведения о нем, позволяющие идентифицировать его (фамилию, имя и отчество или фирменное наименование), и направить этому правообладателю судебное извещение. Если организация по управлению правами на коллективной основе действует на основании договора с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе (п. 3 комментируемой статьи), указываются сведения о фамилии, имени и отчестве или фирменном наименовании правообладателя, а также сведения о наименовании и местонахождении этой организации. В случае несоблюдения такого требования суд оставляет заявление без движения в соответствии со ст. 128 АПК РФ.

Приведенное выше разъяснение п. 21 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 о том, что спор с участием организации по управлению правами на коллективной основе может быть рассмотрен судом и без участия конкретного правообладателя, продублировано в п. 2 Постановления Пленума ВАС России 2014 г. N 51. При этом также даны следующие разъяснения:

вместе с тем, если иск заявлен в защиту прав конкретного правообладателя, такой правообладатель обладает процессуальными правами истца, извещается судом о времени и месте рассмотрения дела путем направления ему (или иностранной организации, управляющей соответствующими его правами на коллективной основе) определения о принятии искового заявления организации по управлению правами на коллективной основе к производству с указанием на то, что он имеет право принимать участие в судебных заседаниях, приводить свои доводы и соображения относительно требований, предъявленных организацией по управлению правами на коллективной основе, в том числе поддерживать или не поддерживать требования организации;

неявка правообладателя в суд не препятствует рассмотрению такого дела (ч. 1 ст. 136, ч. 3 ст. 156 АПК РФ).

В пункте 6 комментируемой статьи определены правовые акты, которыми устанавливаются правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, функции этих организаций, права и обязанности их членов: это ГК РФ, законы о некоммерческих организациях и уставы соответствующих организаций.

Норма п. 7 ст. 1244 комментируемой главы предусматривает утверждение типового устава организации по управлению правами на коллективной основе, получившей государственную аккредитацию (аккредитованной организации). На основе данной нормы Приказом Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. N 30 утвержден Типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе, в котором говорится о создании такой организации в организационно-правовой форме общественной организации, некоммерческого партнерства и ассоциации (см. комментарий к указанной статье).

С учетом того что в соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 50 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) некоммерческие партнерства относятся к ассоциациям (союзам), в п. 6 комментируемой статьи прежде всего речь идет о положениях подпараграфов 3 "Общественные организации" (ст. ст. 123.4 - 123.7) и 4 "Ассоциации и союзы" (ст. ст. 123.8 - 123.11) § 6 "Некоммерческие корпоративные организации" гл. 4 "Юридические лица" данного Кодекса.

В пункте 6 комментируемой статьи также подразумеваются: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>, который согласно п. 1 ст. 1 определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления; Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <2>, предметом регулирования которого в соответствии с его ст. 1 являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию общественных объединений.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<2> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.