1. Для защиты прав наследников, отказополучателей и других заинтересованных лиц исполнителем завещания или нотариусом по месту открытия наследства принимаются меры, указанные в статьях 1172 и 1173 настоящего Кодекса, и другие необходимые меры по охране наследства и управлению им.
2. Нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по заявлению одного или нескольких наследников, исполнителя завещания, органа местного самоуправления, органа опеки и попечительства или других лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества. В случае, когда назначен исполнитель завещания (статья 1134), нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по согласованию с исполнителем завещания.Исполнитель завещания принимает меры по охране наследства и управлению им самостоятельно либо по требованию одного или нескольких наследников.
3. В целях выявления состава наследства и его охраны банки, другие кредитные организации и иные юридические лица обязаны по запросу нотариуса сообщать ему об имеющихся у этих лиц сведениях об имуществе, принадлежавшем наследодателю. Полученные сведения нотариус может сообщать только исполнителю завещания и наследникам.
4. Нотариус осуществляет меры по охране наследства и управлению им в течение срока, определяемого нотариусом с учетом характера и ценности наследства, а также времени, необходимого наследникам для вступления во владение наследством, но не более чем в течение шести месяцев, а в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 1154 и пунктом 2 статьи 1156 настоящего Кодекса, не более чем в течение девяти месяцев со дня открытия наследства.Исполнитель завещания осуществляет меры по охране наследства и управлению им в течение срока, необходимого для исполнения завещания.
5. В случае, когда наследственное имущество находится в разных местах, нотариус по месту открытия наследства направляет через территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, нотариусу по месту нахождения соответствующей части наследственного имущества обязательное для исполнения поручение об охране этого имущества и управлении им. Если нотариусу по месту открытия наследства известно, кем должны быть приняты меры по охране имущества, такое поручение направляется соответствующему нотариусу или должностному лицу (пункт в редакции, введенной в действие с 15 января 2008 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ.
6. Порядок охраны наследственного имущества и управления им, в том числе порядок описи наследства, определяется законодательством о нотариате. Предельные размеры вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
7. В случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено законом должностным лицам органов местного самоуправления и должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации, необходимые меры по охране наследства и управлению им могут быть приняты соответствующим должностным лицом.
Комментарий к статье 1171 ГК РФ
Комментируемая статья определяет круг лиц, на которых в силу закона или по желанию наследодателя возложена обязанность принять необходимые охранительные меры в отношении наследственного имущества. К ним относятся нотариус, исполнитель завещания, должностное лицо органа местного самоуправления и должностное лицо консульского учреждения РФ в случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено им законом. Перечисленные лица принимают меры по охране наследственного имущества по месту открытия наследства в соответствии с правилами ст. 1115 ГК РФ.
Другое правило предусмотрено для случаев, когда имущество находится в разных местах.
Так, нотариус по месту открытия наследства направляет обязательное для исполнения поручение нотариусу по месту нахождения части наследственного имущества об охране этого имущества и управлении им. Совершение нотариусом указанной процедуры происходит через органы юстиции. Если же нотариусу известно, кем должны быть приняты меры по охране имущества, соответственно, поручение направляется нотариусу либо должностному лицу без обращения в органы юстиции.
Пункт 2 комментируемой статьи закрепил круг лиц, по заявлению которых нотариус принимает меры по охране наследства. К ним относятся наследники, исполнитель завещания, органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, а также лица, действующие в интересах сохранения наследства, например кредиторы наследодателя. Исполнитель завещания принимает меры по охране наследства и управлению им самостоятельно либо по требованию одного или нескольких наследников.
Пункт 3 комментируемой статьи установил правило, в соответствии с которым юридические лица, в частности банки, иные кредитные организации, обязаны представить информацию об имуществе, принадлежащем наследодателю. Указанная информация сообщается нотариусу только по его запросу. Нотариус вправе сообщить полученные сведения только наследникам и исполнителю завещания. Основами законодательства о нотариате установлена обязанность нотариуса хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Нотариус, который умышлено разгласил сведения о составе имущества либо довел сведения до иных лиц, не указанных в этом пункте, по решению суда обязан возместить причиненный вследствие этого ущерб.
Пунктом 4 комментируемой статьи установлен порядок определения срока, а также предел действия срока, установленного для охраны и управления наследственным имуществом. Нотариус вправе определить срок для охраны и управления исходя из характера и ценности наследства, однако не более чем в 6 месяцев.
Другой комментарий к статье 1171 ГК РФ
1. На нотариуса и исполнителя завещания возложена обязанность по совершению юридических и фактических действий, направленных на обеспечение прав и интересов наследников и других бенефициаров наследственного имущества. Перечень мер, установленный п. 1 ст. 1171, является открытым. Субъекты наследственного правоотношения, в том числе наследники, вправе принять любые охранительные меры по своему усмотрению, если они служат основной цели сохранения наследства и управления им и не противоречат закону.
2. Как правило, круг наследников и иных возможных претендентов на наследственное имущество невозможно окончательно определить на протяжении длительного срока, порой нескольких месяцев после открытия наследства. С момента открытия наследства до момента его принятия состав наследников остается не определен. На этот период собственника имущества должен кто-либо "заместить". Эту функцию и выполняет институт охраны наследства.
Целью института охраны наследственных прав является защита имущественных и неимущественных прав и законных интересов наследников, отказополучателей, кредиторов и других заинтересованных лиц путем определения состава наследственного имущества, обеспечения его целости и сохранности и даже его приращения.
3. Общие положения об охране наследственных прав содержатся в ст. ст. 1171 - 1175 ГК, они применимы как при наследовании по завещанию, так и при наследовании по закону. Порядок охраны регулируется также законодательством о нотариате (вопросы направления нотариусом поручения о принятии мер к охране наследства (ст. 65), описи наследственного имущества и передачи его на хранение (ст. ст. 66, 67)), охрана отдельных видов наследственного имущества - законодательством о банках и банковской деятельности, о ценных бумагах. Акты органов исполнительной власти в этой сфере имеют в основном рекомендательный характер. Важное практическое значение имеют Методические рекомендации Федеральной нотариальной палаты, утв. решениями Правления Федеральной нотариальной палаты от 28 февраля 2006 г. (Нотариальный вестник. 2006. N 5), которые устанавливают, по сути, стандарты профессиональной практики в этой сфере.
В отсутствие детального регулирования на практике нотариусы продолжают руководствоваться письмом Министерства юстиции СССР от 21 апреля 1980 г. "О практическом пособии для государственных нотариусов по вопросам охраны прав граждан на наследование личной собственности". Регламентации деятельности нотариуса посвящены Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утв. Приказом Минюста РФ от 15 марта 2000 г. N 91 (Бюллетень Минюста РФ. 2000. N 4). Следует также упомянуть отмененную 26 апреля 1999 г. Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утв. Приказом Минюста РСФСР от 6 января 1987 г. N 01/16-01 (Закон. 1997. N 7), положениями которой (не противоречащими законодательству Российской Федерации) Федеральная нотариальная палата рекомендует нотариусам руководствоваться в качестве "обычаев делового оборота нотариальной деятельности" (Российская юстиция. 1999. N 10. С. 34).
4. К заинтересованным лицам (п. 2) относятся не только наследники по завещанию или наследники по закону призываемой к наследованию очереди, но и иные лица, которых закон включает в число возможных наследников по закону, так как круг наследников, к которым в итоге перейдет наследственное имущество, не может считаться вполне определенным до принятия наследства. Кроме того, к иным лицам, упоминаемым в п. 2 коммент. ст., относятся также проживавшие совместно с умершим члены его семьи, а также его нетрудоспособные иждивенцы независимо от того, проживали ли они совместно с умершим или не проживали (п. 1 ст. 1183 ГК), а равно кредиторы наследодателя. Заинтересованными лицами должны также признаваться граждане, сохраняющие право пользования наследуемым жилым помещением, арендаторы имущества наследодателя, получатели ренты (ст. 586 ГК), залогодержатели и др. Таковыми могут быть признаны и лица, не имеющие договорных отношений с умершим, в случае если по тем или иным причинам у последнего оказалось принадлежащее им имущество. Наконец, заинтересованность присутствует и у самого нотариуса, а также душеприказчика, поскольку за счет наследства им оплачиваются сборы, расходы и вознаграждение.
Правила о круге лиц, по заявлению которых нотариус принимает меры по охране и управлению наследственным имуществом, соответственно подлежат применению и в тех случаях, когда охрана и управление наследственным имуществом осуществляются должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или консульских учреждений (п. 7 коммент. ст.).
Основанием для принятия мер охраны, как правило, являются заявления наследников, а также других лиц, действующих в интересах сохранения наследства. К последним относятся в первую очередь душеприказчик и отказополучатели. Заявления о принятии мер могут быть сделаны как в письменной, так и в устной форме.
В интересах несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан заявление о принятии мер по охране наследства и управлению им может быть подано органами опеки и попечительства. Следует отметить, что ни опекун, ни орган опеки и попечительства сами по себе заинтересованными лицами не являются, а действуют в интересах лица, не обладающего дееспособностью в полном объеме.
Орган местного самоуправления совершает такие действия в случае смерти престарелых одиноких граждан, которые находились в учреждениях органов социальной защиты или под их патронажем, так как у этих граждан, по всей вероятности, нет наследников, и их наследство перейдет к государству как выморочное.
5. Нотариус по месту открытия наследства ведет наследственное дело, т.е. координирует деятельность всех остальных участников производства. Нотариус обязан принимать меры по защите интересов всех наследников, отказополучателей и иных заинтересованных лиц в равной мере, не оказывая кому-либо предпочтения.
В случае, когда назначен исполнитель завещания (см. коммент. к ст. 1134 ГК), меры по охране наследства и управлению им нотариус принимает по согласованию с исполнителем завещания. Меры по охране наследства могут приниматься также исполнителем завещания, причем как по собственной инициативе, так и по требованию наследника (наследников).
Пункт 2 коммент. ст. не предусматривает принятия мер по охране наследства нотариусом по собственной инициативе. Восполняет этот пробел ст. 64 Основ законодательства о нотариате, которая прямо содержит положение о возможности осуществления таких мероприятий по инициативе нотариуса, когда это необходимо в интересах наследников, отказополучателей, кредиторов или государства.
6. Исполнитель завещания (душеприказчик), назначаемый наследодателем, вправе самостоятельно или через нотариуса принимать меры по описи наследства и управлению им; получать причитающиеся наследодателю денежные средства и иное имущество; передавать наследственное имущество на хранение кому-либо из наследников или другим лицам; заявлять о необходимости проведения оценки наследственного имущества; давать нотариусу инструкции о направлении запросов банкам, другим кредитным, органам и юридическим лицам для выявления состава наследства и его охраны. Он также уведомляет органы внутренних дел о факте обнаружения оружия в составе наследства, передает наличные деньги в депозит нотариуса, а валютные ценности, драгоценные металлы и камни, изделия из них и не требующие управления ценные бумаги - на хранение в банк.
По общему правилу исполнитель завещания не должен совершать действия по отчуждению наследственного имущества. Исключение составляют случаи, когда этого требуют обстоятельства: например, в состав наследства входят скоропортящиеся товары либо имеющихся денежных средств недостаточно для осуществления обязательных выплат.
В Гражданский кодекс не вошла норма, аналогичная ст. 545 ГК 1964 г., об обязанности исполнителя завещания отчитываться о своих действиях. По смыслу закона по окончании срока для принятия наследства и по окончании принятия мер к его охране, а также по требованию наследников исполнитель завещания обязан представить отчет (Остапюк Н.И. Меры по охране наследства // Цивилист. 2006. N 4. С. 70).
7. Принятие мер по охране наследства (самостоятельно или через нотариуса) - не только право, но и обязанность душеприказчика. Действуя самостоятельно и от своего имени в интересах наследников, он несет перед ними ответственность на началах вины.
Исполнитель завещания от своего имени ведет дела, связанные с наследством, в суде и иных государственных органах. Между исполнителем завещания и бенефициарами (наследниками, иными заинтересованными лицами) складываются отношения особого рода; правила о договоре доверительного управления (гл. 53 ГК) могут применяться к ним, только если они не противоречат положениям о наследовании (п. 2 ст. 1026 ГК).
При необходимости исполнитель завещания прибегает к помощи нотариуса. Это связано с тем, что компетенцией по осуществлению целого ряда действий в связи с охраной наследственного имущества закон наделяет только нотариуса. Например, запросы исполнителя завещания относительно состава имущества, поручения по принятию мер охраны по месту нахождения имущества не имеют такой же обязательной силы для третьих лиц, как распоряжения нотариуса по этим вопросам.
8. Пункт 3 коммент. ст. определяет первое действие, которое предпринимает нотариус, ведущий наследственное дело, для дальнейшей охраны и управления наследственным имуществом: в целях определения состава наследства нотариус производит розыск (выявление) наследственного имущества. Наследники могут не владеть полной информацией об имуществе наследодателя. Часть имущества наследодатель мог, оставаясь его собственником, передать во владение третьим лицам по договорам аренды, безвозмездного пользования, хранения, доверительного управления и т.п.
Инвентаризация наследственной массы позволяет предотвратить споры наследников относительно фактического состава имущества, которое оставил после себя наследодатель, дать представление о средствах, которые могут быть использованы для расчетов с кредиторами наследодателя и других выплат. На этом самом раннем этапе необходимо также определить активы, которые требуют охраны или управления. Определенное имущество может подлежать незамедлительной реализации - например, скоропортящиеся запасы, домашние животные, за которыми невозможно обеспечить надлежащий уход.
Нотариус несет ответственность перед кредиторами на началах вины. Он отвечает за несвоевременное принятие мер по охране наследства, его порчу, утрату, неосмотрительность при выборе хранителя, доверительного управляющего, оценщика.
Ведущий наследственное дело нотариус направляет в банки, другие кредитные организации запросы о наличии счетов, вкладов и остатках по ним. Запросы направляются также в фискальные органы, которые в силу своей публичной функции аккумулируют информацию об источниках доходов и имуществе граждан, и иным лицам: работодателю умершего, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, коммерческим организациям на предмет наличия причитающихся наследодателю выплат, принадлежащих ему акций, паев, долей участия в уставном капитале, паев в имуществе кооператива и т.п. Круг иных юридических лиц включает организации, во владение которых наследодатель передал свое имущество (в пользование, на хранение, в доверительное управление).
Требование нотариуса предоставить информацию обязательно для исполнения. Положения, корреспондирующие этой норме, содержатся во многих актах, регламентирующих деятельность соответствующих органов. Например, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязан предоставить обобщенные сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости (п. 3 ст. 7 Закона о государственной регистрации). Аналогичные предписания содержатся в ч. 5 ст. 26 Закона о банках.
Полученные сведения нотариус вправе сообщать лишь предполагаемым наследникам и исполнителю завещания. Это соответствует принципу тайны нотариальных действий (ст. ст. 5, 16 Основ законодательства о нотариате).
9. Установленные п. 4 предельные сроки осуществления этих мер весьма непродолжительны. В рамках установленного законом предельного срока охраны и управления наследственным имуществом нотариус имеет право самостоятельно определять продолжительность осуществления соответствующих мер. Конкретные сроки в каждом конкретном случае определяются с учетом обстоятельств дела: характера и ценности наследства, состава наследников, а также времени, необходимого наследникам для вступления во владение наследством. Они должны быть достаточны для вступления последних во владение наследственным имуществом, даже если процедура осложняется смертью первоначального наследника или отказом последнего от принятия наследства.
Нотариус вправе продлить срок охраны наследства и управления им на период до девяти месяцев со дня открытия наследства. Такое ограничение предельного срока в сложных случаях не оправдано. Следует допустить неоднократное продление охранительных мероприятий по инициативе нотариуса, если это необходимо по обстоятельствам конкретного дела. По смыслу закона срок охраны наследственных прав может быть продлен и в случае, когда того требуют интересы зачатого при жизни наследодателя, но не родившегося на момент его смерти ребенка (nascitrus) (см. коммент. к ст. 1166 ГК). Договор доверительного управления должен быть в любом случае прекращен при передаче имущества наследникам.
Исполнитель завещания не связан каким-либо предельным сроком, вправе учреждать меры по охране наследства и управлению им на такой период, который необходим для исполнения завещания, в том числе и после принятия наследства.
Представляется, что в любом случае меры по охране наследства должны действовать не только до принятия наследства, а вплоть до того момента, когда наследник фактически вступит во владение наследственным имуществом. Наследник, вступивший во владение наследством, осуществляет меры по охране этого имущества и управлению им самостоятельно, без содействия нотариуса или исполнителя завещания.
Меры по охране и управлению наследством в любом случае прекращаются с момента окончания наследственного дела, оформления прав и передачи имущества наследникам, даже если первоначально установленный нотариусом (доверительным управляющим) срок еще не истек.
10. Меры по охране наследственного имущества должны приниматься в сроки, обеспечивающие его сохранность, как правило, не позднее трех рабочих дней с даты поступления сообщения о наследственном имуществе или поручения о принятии мер к его охране (п. 25 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий).
О прекращении осуществления мер по охране наследства нотариус обязан предварительно уведомить наследников, а если имущество переходит государству - соответствующий государственный орган (ч. 2 ст. 68 Основ законодательства о нотариате).
11. Нередко часть наследственного имущества находится за пределами нотариального округа, в котором действует ведущий наследственное дело нотариус. В таких случаях к охране наследственного имущества привлекаются нотариусы (должностные лица, консулы) по месту нахождения соответствующих частей наследства. Для этого нотариус по месту открытия наследства направляет нотариусу по месту нахождения соответствующего имущества обязательное для исполнения поручение. Такое поручение направляется соответствующему нотариусу через территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата. Нотариус по месту нахождения наследственного имущества (либо соответствующее должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации, органов местного самоуправления, если законом ему предоставлено право совершения нотариальных действий) обязан предпринять предписанные меры по охране и управлению частью наследства.
12. Законодательством о нотариате определяется порядок принятия и исполнения заявлений о принятии мер охраны наследства и управления им, процедура действий по охране наследства, извещение наследников, направление поручений о производстве мер охраны наследства нотариусам (либо иным уполномоченным лицам) по месту нахождения части наследства, запросов по поводу принадлежности наследодателю имущества, описи наследственного имущества, содержания актов и записей, их хранения, мер по обеспечению конфиденциальности сведений о составе наследства и т.п.
13. Должностные лица органов местного самоуправления могут принимать меры по охране наследства лишь в случае, когда указанным должностным лицам предоставлено законом право совершения нотариальных действий. Согласно позиции Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ право на совершение нотариальных действий может быть предоставлено должностным лицам органов местного самоуправления только федеральным законом (Определение Верховного Суда РФ от 15 апреля 2003 г. N 3-Г03-6 // Бюллетень ВС. 2004. N 2). Следуя указанной позиции, Верховный Суд РФ признал недействующим и не подлежащим применению Закон Владимирской области "О наделении органов местного самоуправления Владимирской области государственными полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий" (Определение Верховного Суда РФ от 18 августа 2003 г. N 86-Г03-9).
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 14.1 Закона об организации местного самоуправления органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса. К таким действиям относятся меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости - по управлению им (ст. 37 Основ законодательства о нотариате; Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утв. Приказом Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. N 256 // РГ. 2008. 11 янв.). Порядок принятия мер по охране наследства и управлению им должностными лицами аналогичен порядку принятия таких мер нотариусом.
В части имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, меры охраны наследственного имущества принимают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации (ст. 38 Основ законодательства о нотариате). Порядок осуществления ими таких функций регламентируется Консульским уставом СССР, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г. (Ведомости СССР. 1976. N 27. Ст. 404).