Статья 103. Управление в акционерном обществе

(Утратила силу с 1 сентября 2014 года - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)

Комментарий к статье 103 ГК РФ

1. В соответствии с положениями комментируемой статьи в акционерном обществе может быть двухуровневая (общее собрание акционеров и исполнительный орган) или трехуровневая (общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительный орган) система органов управления, причем трехуровневая система обязательна для общества, число акционеров которого превышает 50.

2. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров, при этом комментируемая статья не регулирует особенности управления обществом с единственным акционером. По-видимому, законодатель исходит из того, что и в компании одного лица высшим органом управления следует считать общее собрание акционеров, с тем лишь уточнением, что единолично принятые единственным акционером решения приравниваются по своей юридической силе к коллегиальным решениям общего собрания акционеров в силу прямого указания закона. Не созывается общее собрание акционеров и в том случае, когда в обществе есть несколько акционеров, но лишь один из них владеет голосующими акциями (см. п. 3 ст. 47 Закона об акционерных обществах).

Общее собрание акционеров является руководящим, волеобразующим и непредставительным органом акционерного общества. Как руководящий и волеобразующий орган общее собрание акционеров осуществляет общее руководство деятельностью общества путем принятия решений, т.е. формирования воли юридического лица по наиболее важным вопросам. Однако выступать от имени общества в отношениях с третьими лицами общее собрание акционеров не вправе, являясь непредставительным органом (см. коммент. к п. 3 ст. 103).

3. В пункте 1 комментируемой статьи определен перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания акционеров, расширенный ст. 48 Закона об акционерных обществах. Компетенция общего собрания акционеров устанавливается в Законе об акционерных обществах исчерпывающим образом и не может быть расширена уставом общества. Решения общего собрания акционеров, принятые с нарушением компетенции общего собрания акционеров, не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке (п. 10 ст. 49 Закона об акционерных обществах).

Вопросы, составляющие компетенцию общего собрания акционеров, не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества, но в случаях, предусмотренных Законом об акционерных обществах, могут быть отнесены к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (см. п. 2 ст. 48 Закона об акционерных обществах).

4. Согласно п. 2 комментируемой статьи создание совета директоров является обязательным для обществ с числом акционеров более 50. Для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 совет директоров является факультативным органом и может не создаваться, если устав общества предусматривает, что функции совета директоров общества осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня (п. 1 ст. 64 Закона об акционерных обществах).

5. Компетенция совета директоров определена п. 1 ст. 65 Закона об акционерных обществах, при этом уставом общества могут быть предусмотрены иные вопросы, передаваемые на решение совета директоров. На практике расширение в уставе общества компетенции совета директоров закрепляется с целью ограничения полномочий исполнительных органов, связанных с заключением определенных сделок от имени общества. Вопросы, составляющие компетенцию совета директоров общества, не могут быть переданы на решение исполнительных органов общества.

Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров. Минимальные требования к количественному составу совета директоров в зависимости от числа акционеров - владельцев голосующих акций общества предусмотрены п. 3 ст. 66 Закона об акционерных обществах. В целях обеспечения представления интересов миноритарных акционеров в совете директоров законом предусмотрен особый порядок голосования при выборах членов совета директоров общества, согласно которому число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами (кумулятивное голосование). Доля голосов, обеспечивающая гарантированное избрание одного члена совета директоров при кумулятивном голосовании, составляет приблизительно от 7 до 18% числа всех голосующих акций в зависимости от количественного состава совета директоров (наблюдательного совета): чем больше членов в составе совета директоров (наблюдательном совете) общества, тем меньше может быть пакет акций, позволяющий провести интересующего кандидата в совет директоров.

6. Исполнительный орган общества осуществляет текущее, а не общее руководство деятельностью общества. В соответствии с п. 1 ст. 69 Закона об акционерных обществах создание коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и др.) не является обязательным и может иметь место только дополнительно к образованию единоличного исполнительного органа.

В силу прямого указания закона единоличный исполнительный орган является единственным волеизъявляющим (представительным) органом общества, т.е. тем органом, через который общество приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности (п. 2 ст. 69 Закона об акционерных обществах). Ни один другой орган общества не вправе действовать от имени общества без доверенности.

Исполнительный орган подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров и организует выполнение их решений. Компетенция исполнительного органа определяется по остаточному принципу - все вопросы, не составляющие компетенцию общего собрания акционеров и совета директоров. В случае образования в обществе двух исполнительных органов (единоличного и коллегиального) из предмета ведения единоличного исполнительного органа также должны быть исключены вопросы, отнесенные уставом к компетенции коллегиального исполнительного органа.

Если образование исполнительных органов отнесено к компетенции общего собрания акционеров, в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 69 Закона об акционерных обществах, совет директоров вправе (а в определенных случаях - обязан) в целях обеспечения эффективного руководства текущей деятельностью общества принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового исполнительного органа общества или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему. Устав общества может предусматривать ограничения компетенции временного единоличного исполнительного органа по сравнению с компетенцией единоличного исполнительного органа, образованного в обычном порядке.

7. Пункт 4 комментируемой статьи отсылает к Закону об акционерных обществах и уставу общества за более детальным регулированием компетенции органов управления обществом, а также порядка принятия ими решений и выступления от имени общества, устанавливая при этом приоритетное значение положений ГК.

Следует обратить внимание на то, что в отличие от норм, регулирующих процедуру голосования в обществах с ограниченной ответственностью, количество голосов, необходимых для принятия решения на общем собрании акционеров, определяется только Законом об акционерных обществах и не может быть изменено уставом. Порядок принятия решений советом директоров и коллегиальным исполнительным органом общества может дополнительно определяться в уставе и внутренних документах акционерного общества.

8. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает случаи проведения обязательного аудита отчетности акционерного общества. Ежегодная аудиторская проверка обязательна для всех открытых акционерных обществ, а также для закрытых акционерных обществ, которые осуществляют публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг. Дополнительные основания для проведения обязательного ежегодного аудита предусмотрены п. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.

В выборе аудитора и оформлении отношений с ним принимают участие все основные органы управления обществом: общее собрание акционеров утверждает аудитора, совет директоров определяет размер его вознаграждения, а единоличный исполнительный орган заключает с ним договор (см. ст. 86 Закона об акционерных обществах).

Проведение аудиторской проверки деятельности общества (в том числе и такого закрытого общества, в отношении которого не установлено требование о проведении обязательного аудита) должно быть в любой момент осуществлено по требованию акционера или акционеров, обладающих в совокупности 10% и более акций общества. Однако судебная практика исходит из того, что кандидатура аудитора должна утверждаться общим собранием акционеров независимо от того, проводится ли проверка в рамках обязательного ежегодного аудита или по инициативе акционера. Подобный подход сводит рассматриваемое право акционера лишь к возможности выдвинуть кандидатуру аудитора в тех случаях, когда аудитор не был утвержден обществом ранее. Акционеры, обладающие большинством голосов на общем собрании акционеров, могут заблокировать осуществление миноритарными акционерами своего права, зафиксированного в абз. 2 п. 5 комментируемой статьи. Если аудитор был ранее утвержден общим собранием акционеров, то по требованию акционеров, обладающих 10% и более акций общества, такой аудитор обязан осуществить аудиторскую проверку деятельности общества. В отличие от положений ст. 48 Закона об обществах с ограниченной ответственностью акционерное законодательство не регулирует вопрос об оплате услуг аудитора при проведении проверки по инициативе акционера. При возникновении спора суд чаще всего возлагает соответствующие расходы на акционеров, требующих проведения аудиторской проверки. Подобный подход вполне обоснован с точки зрения противодействия возможным случаям злоупотребления правом со стороны акционеров.

Другой комментарий к статье 103 ГК РФ

Законодательством предусмотрены три уровня органов управления акционерным обществом: общее собрание акционеров - высший орган управления; совет директоров (наблюдательный совет); исполнительный орган (органы) общества. Кроме того, создается ревизионная комиссия, которая выполняет контрольные функции и взаимодействует с названными органами управления.

1. В п. 1 ст. 103 определены вопросы, решение которых отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров: изменение устава общества; избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора), а также досрочное прекращение их полномочий; образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и других перечисленных в подп. 4 п. 1 документов, а также распределение прибыли и убытков общества; принятие решения о реорганизации или ликвидации общества. В указанном перечне названы ключевые для деятельности общества вопросы, но он не является исчерпывающим. Законом об акционерных обществах к компетенции общего собрания акционеров отнесен еще ряд вопросов, в т.ч.:

установление предельного размера объявленных акций;

утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;

избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;

принятие решения об участии в холдинговых компаниях и иных объединениях коммерческих организаций;

утверждение аудитора общества;

принятие решений об одобрении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 79 и 83); о приобретении обществом акций в случаях, предусмотренных Законом (ст. 72); о консолидации и дроблении акций (ст. 74);

определение порядка ведения собрания, формы (способов) информирования акционеров о предстоящем собрании (подп. 1 - 19 п. 1 ст. 48, ст. 50, 52).

ГК допускает передачу полномочий по формированию исполнительных органов общества в ведение совета директоров. Закон об акционерных обществах предусматривает возможность отнесения к компетенции совета директоров и принятия решений об увеличении размера уставного капитала путем размещения дополнительных акций, кроме случаев размещения их путем проведения закрытой подписки, а также размещения по открытой подписке обыкновенных акций в количестве, превышающем 25% ранее размещенных (подробнее см. коммент. к ст. 100), и о приобретении акций у акционеров (ст. 72). Прочие вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания, не могут передаваться на решение иных органов общества.

Закон об акционерных обществах устанавливает, что общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции данным Законом; уставом общества компетенция указанного органа не может быть расширена.

Акционер вправе оспорить решение общего собрания в судебном порядке в случаях и по основаниям, которые предусмотрены ст. 49 Закона об акционерных обществах: если оно принято с нарушением закона, иных правовых актов Российской Федерации или устава общества, ущемляет права и законные интересы данного акционера и если акционер не участвовал в общем собрании либо голосовал против принятия этого решения. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий требование акционера о признании решения общего собрания недействительным не подлежит удовлетворению. Вместе с тем в Постановлении Пленума ВАС РФ N 19 содержится разъяснение, согласно которому в случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражений по иску на решение общего собрания акционеров, но судом установлено, что данное решение принято с нарушением компетенции общего собрания, при отсутствии кворума, предусмотренного законом, либо по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, суд должен исходить из того, что такое решение не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части) независимо от того, было оно оспорено кем-либо из акционеров или нет, и разрешить спор, руководствуясь нормами закона (п. 26 Постановления).

Закон от 07.08.2001 N 120-ФЗ установил предельный срок для обращения в суд с таким заявлением - 6 месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении (п. 7 ст. 49 Закона об акционерных обществах).

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает этот срок как сокращенный срок исковой давности, который в исключительных случаях при пропуске его физическим лицом по уважительной причине (тяжелая болезнь и т.п.) может быть восстановлен судом (см. п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ N 19).

2. В обществах, насчитывающих более 50 акционеров, должен быть создан совет директоров (наблюдательный совет). Такой орган может создаваться и в обществах с меньшим количеством акционеров, но в этих случаях вопрос решается по их усмотрению.

Совет директоров наделен широкими полномочиями, хотя Законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ они частично перераспределены в пользу общего собрания. К его компетенции относятся: определение приоритетных направлений деятельности общества; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, утверждение повестки дня собрания; размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг; рекомендации по размеру дивиденда и порядку его выплаты (общее собрание не может принять решение о выплате дивидендов в большем размере, чем предложил совет директоров); использование резервного и иных фондов общества; утверждение внутренних документов (кроме тех, утверждение которых входит в компетенцию общего собрания акционеров либо исполнительных органов общества); создание филиалов и открытие представительств общества и др. (ст. 65 Закона об акционерных обществах).

В отличие от норм, ограничивающих компетенцию общего собрания акционеров, ст. 64 и 65 Закона об акционерных обществах предусматривают возможность расширения сферы деятельности совета директоров как за счет передачи в его ведение отдельных вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания (об увеличении размера уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций, о приобретении акций обществом и о формировании его исполнительных органов), так и иных вопросов деятельности общества. О значительной роли совета директоров свидетельствует также то, что многие вопросы, входящие в компетенцию общего собрания, могут рассматриваться последним только при внесении их советом директоров, в т.ч. о реорганизации общества, заключении крупных сделок.

Совет директоров переизбирается ежегодно (его полномочия сохраняются до проведения очередного годового собрания при условии, если оно проводится в установленный Законом срок (см. п. 1 ст. 66 и п. 1 ст. 47 Закона об акционерных обществах). В то же время общее собрание акционеров наделено правом досрочного прекращения полномочий членов совета (подп. 4 п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах).

Федеральным законом от 25.02.2004 N 5-ФЗ в ст. 66 Закона об акционерных обществах внесены поправки, предусматривающие, что избрание совета директоров общества во всех случаях осуществляется кумулятивным голосованием и что число членов совета не может быть менее пяти.

3. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором), подотчетным общему собранию акционеров и совету директоров.

Вместе с тем Закон об акционерных обществах разрешает создание в обществе одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов. В последнем случае в уставе должна быть предусмотрена компетенция коллегиального органа.

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю - управляющему (п. 1 ст. 69 Закона об акционерных обществах).

Компетенция исполнительного органа определяется по остаточному принципу - он может решать все вопросы руководства текущей деятельностью общества, кроме тех, которые отнесены к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров.

Общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено к компетенции совета директоров общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий исполнительных органов общества. В тех случаях, когда образование этих органов отнесено уставом к компетенции совета директоров общества, таким же правом наделен и совет.

Закон от 07.08.2001 N 120-ФЗ внес дополнение в ст. 69 Закона об акционерных обществах, расширяющее контрольные функции и права совета директоров по отношению к единоличному исполнительному органу в случаях, когда образование исполнительных органов общества входит в компетенцию общего собрания. Уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров принимать в этих случаях решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора) либо управляющей организации (управляющего) при наличии оснований для осуществления таких мер. Одновременно с указанным решением совет директоров обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий ранее сформированного органа и образовании нового.

Закон об акционерных обществах с 1 января 2002 г. наделяет совет директоров аналогичным правом в отношении единоличного исполнительного органа, образованного решением общего собрания акционеров, в случаях, когда генеральный директор (директор, управляющая организация или управляющий) не может исполнять свои обязанности (например, из-за продолжительной болезни соответствующего лица). В этом случае совет директоров вправе принять решение об образовании временного исполнительного органа и проведении внеочередного общего собрания акционеров независимо от того, имеются указания на этот счет в уставе общества или нет.

Порядок принятия решений общим собранием акционеров, советом директоров общества и коллегиальным исполнительным органом определяется соответственно ст. 49, 68, 70 Закона об акционерных обществах.

4. ГК обязывает акционерные общества, которые должны на основании ст. 97 Кодекса и Закона об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, названные в этих актах (годовой отчет и др.) ежегодно привлекать профессионального аудитора для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности. Аудитор не должен быть связан имущественными интересами с обществом или его участниками (например, не может быть аудитором лицо, владеющее акциями данного общества, состоящее с ним или его участниками в партнерских отношениях в сфере предпринимательской деятельности).

Порядок проведения аудита определен Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (СЗ РФ, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3422), далее - Закон об аудиторской деятельности.

В соответствии с Законом об аудиторской деятельности обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должна проводиться не только в открытых акционерных обществах, но и в любых кредитных и страховых организациях, инвестиционных фондах и ряде других организаций (в т.ч. не относящихся к акционерным обществам). Кроме того, обязательный аудит предусмотрен для организаций (и индивидуальных предпринимателей), у которых объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ или сумма активов баланса на конец года превышает в 200 тыс. раз указанный размер оплаты труда.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, предусмотренного законодательством Российской Федерации. Аудиторские проверки не освобождают общество от осуществления внутреннего контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью, проводимого ревизионной комиссией (ревизором) общества (ст. 85 Закона об акционерных обществах).

По требованию акционеров, владеющих 10 или более процентами акций общества, аудиторская проверка подлежит проведению в любое время. Это положение распространяется и на общества, не обязанные публиковать свои документы (отчеты и пр.). В практике встречаются случаи, когда общества уклоняются от выполнения подобных требований. Акционеры (или акционер), владеющие соответствующим пакетом акций, вправе обратиться в таком случае за защитой своего права в суд с иском о присуждении к исполнению обществом своей обязанности, предусмотренной законом.

Утверждение аудитора общества осуществляется общим собранием акционеров. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (ст. 86 Закона об акционерных обществах). Условия проведения аудиторской проверки (оказания аудиторских услуг) определяются договором, заключаемым обществом с аудитором (аудиторской организацией). При проведении аудиторской проверки аудитор руководствуется законодательством и правилами (стандартами) аудиторской деятельности, устанавливающими единые требования к ее осуществлению (ст. 9 Закона об аудиторской деятельности).