(Утратила силу с 1 сентября 2014 года - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)
Комментарий к статье 91 ГК РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи называет в качестве высшего органа общества только общее собрание участников общества как коллегиальный орган, не упоминая об обществах с единственным участником. По-видимому, законодатель исходит из того, что и в компании одного лица высшим органом следует считать общее собрание участников с тем лишь уточнением, что единолично принятые единственным участником решения приравниваются по своей юридической силе к коллегиальным решениям общего собрания участников в силу прямого указания закона (ст. 39 Закона об обществах с ограниченной ответственностью; см. также коммент. к п. 2 ст. 88 ГК).
2. Общее собрание участников общества наделено статусом руководящего, волеобразующего и непредставительного органа. Как руководящий и волеобразующий орган общее собрание участников общества осуществляет общее руководство деятельностью общества путем принятия решений, т.е. формирования воли юридического лица по наиболее важным вопросам. Однако выступать от имени общества в отношениях с третьими лицами общее собрание участников общества не вправе, являясь непредставительным органом (см. п. 3 коммент. к ст. 91). При этом необходимо различать общее собрание участников как орган управления общества и отдельных участников общества, которые могут представлять общество на основании доверенности, выданной единоличным исполнительным органом общества.
3. Исполнительный орган общества осуществляет текущее, а не общее руководство деятельностью общества и подотчетен общему собранию участников. В соответствии со ст. 41 Закона об обществах с ограниченной ответственностью создание коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и др.) не является обязательным и может иметь место только дополнительно к образованию единоличного исполнительного органа. В качестве единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа могут выступать только физические лица, которые могут и не являться участниками общества (п. 2 ст. 40 и абз. 2 п. 1 ст. 41 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Единственным исключением является передача полномочий исполнительного органа управляющему, в качестве которого может выступать и коммерческая организация (см. подп. 2 п. 2.1 ст. 32 и ст. 42 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). В силу прямого указания закона единоличный исполнительный орган является единственным волеизъявляющим (представительным) органом общества, т.е. тем органом, через который общество приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности (см. подп. 1 п. 3 ст. 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Ни один другой орган общества не вправе действовать от имени общества без доверенности.
В дополнение к обязательной двухзвенной системе органов управления общества, описанной в п. 1 комментируемой статьи (высший орган и исполнительный орган), уставом общества может быть предусмотрено образование факультативного органа управления - совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
4. Пункт 2 комментируемой статьи отсылает к Закону об обществах с ограниченной ответственностью и уставу общества за более детальным регулированием компетенции органов управления общества, а также порядка принятия ими решений и выступления от имени общества, устанавливая при этом приоритетное значение положений ГК.
Компетенция общего собрания участников общества определена в п. 3 комментируемой статьи и ст. 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и может быть расширена уставом общества. Компетенция совета директоров с 1 июля 2009 г. также носит открытый характер и включает помимо вопросов, которые предусмотрены Законом об обществах с ограниченной ответственностью (в том числе тех, которые уставом могут быть изъяты из компетенции общего собрания участников общества и отнесены к компетенции совета директора), вопросы, предусмотренные уставом общества и не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества или исполнительного органа общества (п. 2.1 ст. 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Описываемое нововведение обеспечивает большую гибкость в выстраивании системы управления обществом, предоставляя возможность ограничить полномочия единоличного исполнительного органа либо путем уже привычного расширения в уставе круга вопросов, относящихся к компетенции общего собрания участников общества, либо посредством отнесения соответствующих вопросов к полномочиям совета директоров или коллегиального исполнительного органа.
5. В случае образования в обществе коллегиального исполнительного органа общества его полномочия, порядок деятельности и принятия им решений устанавливаются уставом и внутренними документами общества. Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы на решение исполнительного органа власти (п. 3 комментируемой статьи). При этом закон не запрещает уставом отнести к компетенции коллегиального исполнительного органа вопросы, перечисленные в п. 2.1 ст. 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (за исключением тех вопросов, которые в отсутствие совета директоров составляли бы компетенцию общего собрания участников общества). Компетенция единоличного исполнительного органа включает все полномочия, которые Законом об обществах с ограниченной ответственностью или уставом общества не отнесены к компетенции иных органов управления.
6. Статья 48 Закона об обществах с ограниченной ответственностью предусматривает более строгие требования к кандидатуре профессионального аудитора, чем п. 4 комментируемой статьи. Так, аудитор не может быть связан имущественными интересами не только с обществом и его участниками, но и с членами органов управления обществом. Во избежание злоупотреблений со стороны участника, инициирующего аудиторскую проверку, закон устанавливает, что в случае проведения аудиторской проверки по требованию участника оплата услуг аудитора осуществляется за счет соответствующего участника. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества.
Открытый перечень оснований для проведения обязательного аудита предусмотрен в п. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.
7. В отличие от акционерного законодательства в отношении обществ с ограниченной ответственностью законом предусмотрены значительно менее строгие требования по публичной отчетности. По общему правилу общество не обязано публиковать отчетность о своей деятельности, за исключением случаев, предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью и иными федеральными законами. Случаи обязательного опубликования сведений обществом названы в абз. 2 п. 4 ст. 6, абз. 1 п. 4 ст. 20, п. 2 ст. 49 и абз. 1 п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. Среди норм иных федеральных законов, предусматривающих обязательное опубликование обществом сведений, следует, в частности, отметить ст. 16 Закона о бухгалтерском учете.
Другой комментарий к статье 91 ГК РФ
1. Статья предусматривает два варианта организационной структуры ООО: двухзвенную, включающую общее собрание участников и единоличный исполнительный орган (в качестве которого выступает генеральный директор, президент и т.п.), и трехзвенную, в которую входит также коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.). Кроме того, Закон об ООО допускает возможность образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета).
2. Высшим органом ООО является общее собрание его участников. В п. 3 комментируемой статьи и п. 2 ст. 33 Закона об ООО перечислены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания, которые не могут быть переданы на решение исполнительного органа общества. К ним относятся:
определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
изменение устава общества, в т.ч. изменение размера уставного капитала общества;
внесение изменений в учредительный договор;
образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества;
утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества;
утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества);
принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;
принятие решения о реорганизации или ликвидации общества;
назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;
решение иных вопросов, предусмотренных Законом об ООО.
Вопросы созыва и проведения общего собрания участников ООО регулируются ст. 34 - 38 Закона об ООО.
3. Если уставом ООО предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета), то к его компетенции согласно п. 2 ст. 32 Закона об ООО могут быть отнесены следующие вопросы:
образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
решение вопросов о совершении крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность;
решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества; решение иных вопросов, предусмотренных Законом об ООО.
На практике нередко возникает вопрос о том, может ли членом совета директоров (наблюдательного совета) ОOO быть юридическое лицо. Систематическое толкование норм Закона об ООО позволяет сделать вывод о том, что такая возможность не исключена. Если в ст. 40 и 41 прямо предусмотрено, что единоличным исполнительным органом и членом коллегиального исполнительного органа ООО может быть только физическое лицо, то в отношении членов совета директоров (наблюдательного совета) Закон такого указания не содержит (в отличие от Закона об акционерных обществах, в котором такое указание имеется). В случае, когда юридическое лицо избрано в состав совета директоров (наблюдательного совета), целесообразно, чтобы на весь срок своих полномочий оно назначило для участия в работе совета постоянного представителя.
4. Коллегиальный исполнительный орган ООО осуществляет совместно с единоличным исполнительным органом руководство текущей деятельностью общества и подотчетен общему собранию участников и совету директоров (наблюдательному совету). Круг его полномочий определяется уставом общества.
5. Единоличный исполнительный орган общества согласно ст. 40 Закона об ООО без доверенности действует от имени общества, в т.ч. представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства, в т.ч. доверенности с правом передоверия, издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания, осуществляет иные полномочия, не отнесенные Законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа общества. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа ООО и принятия им решений определяется уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.
Статья 42 Закона об ООО допускает передачу полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему (индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации). Договор с управляющим подписывается от имени ООО лицом, председательствовавшим на общем собрании, утвердившем условия договора с управляющим, или участником ООО, уполномоченным решением общего собрания.
6. В соответствии с п. 6 ст. 32 Закона об ООО в обществе может быть образована ревизионная комиссия, причем в обществах, насчитывающих более 15 участников, ее образование обязательно.
7. Согласно п. 5 комментируемой статьи ООО не обязано публиковать сведения о результатах своей деятельности, за исключением случаев, предусмотренных Законом об ООО. Статья 49 Закона предусматривает, что в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами.
8. Вопросы аудита раскрываются в ст. 48 Закона об ООО, которая, в частности, предусматривает, что привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества обязательно в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Вопросам обязательного аудита посвящена ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (СЗ РФ, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3422).