За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Комментарий к статье 803 ГК РФ
1. В статье установлены основания ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед клиентом, которое может выражаться в утрате или повреждении (порче) груза, просрочке исполнения принятых на себя обязательств, неисполнении указаний клиента, в частности, о маршруте перевозки и виде транспорта, выходе за пределы предоставленных ему клиентом полномочий.
2. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. Он освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ответственность устанавливается в следующих размерах:
1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, - в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере объявленной ценности;
4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, - в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза (п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены за аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения требования кредитора. Если требование добровольно удовлетворено не было, действительная стоимость груза определяется на день принятия судебного решения.
Груз считается утраченным, если не был выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Если указанный срок договором не установлен, груз считается утраченным, если не выдан в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза. Вознаграждение возвращается в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. Требовать возвращения экспедитором вознаграждения можно, если это предусмотрено договором. При отсутствии в договоре соответствующего условия клиент не вправе заявить подобное требование.
Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения полностью или в части экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза по вине экспедитора (п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Таким образом, в отличие от возмещения реального ущерба упущенная выгода подлежит возмещению только в случае виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения экспедитором обязанностей. Если экспедитор докажет, что его вина отсутствовала, упущенная выгода не взыскивается.
3. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента (ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
Если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, экспедитор, помимо возмещения убытков, уплачивает за каждые сутки (неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения.
4. Законодатель ограничивает ответственность экспедитора, если обязательство нарушено по обстоятельствам, зависящим от перевозчика. Если груз утрачен (поврежден) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перевозчиком, экспедитор отвечает по правилам ст. 796 ГК. Возмещению подлежит стоимость утраченного (поврежденного, испорченного) груза, а также, полностью или частично, плата за его перевозку, если она не входит в стоимость груза. Экспедитор не будет нести ответственность при наличии оснований, освобождающих от ответственности перевозчика.
Ответственность экспедитора ограничивается также по договорам об оказании экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками. В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности в таких случаях предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.
Возмещение за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза не может превышать две расчетные единицы, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор (п. 2 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
Указанные ограничения не применяется, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Правила об ограничении ответственности действуют только в случае, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.
5. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором РФ.
Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных Законом, ничтожно (ст. 11 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
6. В отличие от ГК, не предусматривающего специальных правил предъявления требований к экспедитору, Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает обязательный претензионный порядок, за исключением предъявления требований при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Эти требования могут быть предъявлены в суд без соблюдения процедуры досудебного урегулирования.
Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право требования в результате суброгации - перехода к страховщику прав на возмещение ущерба в соответствии со ст. 965 ГК.
Претензия предъявляется в письменной форме. К ней должны быть приложены документы, удостоверяющие право на предъявление претензии, а при предъявлении требования об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза - также документы, подтверждающие его количество и стоимость. Документы прилагаются в подлиннике или в виде засвидетельствованных в установленном порядке копий. Претензия может быть предъявлена в течение шести месяцев со дня возникновения права на ее предъявление. Этот срок исчисляется в отношении:
возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза - со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;
возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, - со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;
нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, - со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о таких нарушениях.
Экспедитор может принять для рассмотрения претензию по истечении установленного срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной. Какого-либо примерного перечня уважительных причин в законе не содержится. Принятие претензии к рассмотрению при наличии уважительных причин пропуска установленного срока - право, а не обязанность экспедитора.
Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя о ее удовлетворении или отклонении в течение 30 дней со дня получения.
При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.
7. Гражданский кодекс не предусматривает для договора транспортной экспедиции сокращенного срока исковой давности. Однако, учитывая, что договор транспортной экспедиции непосредственно связан с договором перевозки, Закон о транспортно-экспедиционной деятельности установил, что для требований из договора транспортной экспедиции срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13).
Другой комментарий к статье 803 ГК РФ
1. По общему правилу ответственность экспедитора перед клиентом определяется правилами гл. 25 ГК и состоит в обязанности возместить причиненные убытки (ст. 393 ГК). Однако размер возмещаемых убытков может быть ограничен как законодательством, так и договором (см. ч. 2 ст. 803 ГК).
2. Согласно ч. 2 ст. 803 ГК, если нарушение обязательства экспедитора вызвано действиями перевозчика, ответственность экспедитора подчинена правилам об ответственности самого перевозчика. Это может вести к ограничению ответственности экспедитора, например, при просрочке доставки груза перевозчиком, когда последний уплачивает только неустойку, но не возмещает убытки.
Кроме того, некоторые экспедиторы оговаривают в своих договорах предел своей ответственности, обычно исчисляемый применительно к весу перевозимого груза.
3. Акты законодательства, названные в п. 7 коммент. к ст. 801 ГК, предусматривают уплату сторонами неустойки (пени, штрафа) при нарушении некоторых их обязательств. Условие об уплате неустойки может быть согласовано самими сторонами в заключаемом договоре.