1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
Комментарий к статье 7 ГК РФ
1. Значение комментируемой статьи, которая включает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в правовую систему РФ (п. 1), определяет особенности действия на территории РФ международных договоров РФ и помогает преодолеть возможную коллизию между ними и гражданским законодательством РФ (п. 2), в действительности невелико, учитывая существование п. 4 ст. 15 Конституции и ФЗ от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757) (см. его преамбулу и ст. 5), а также тот факт, что в основном ст. 7 лишь повторяет нормы этих источников - генерального и специального. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются формой (источником) права, обладают нормативностью, имеют непосредственное отношение и принадлежность к самостоятельной системе международного публичного права, а в признании их составной частью правовой системы РФ (и в вытекающей отсюда возможности регулировать национальные отношения) проявляется связь двух систем права - международного публичного и национального (российского).
Общепризнанные принципы и нормы международного права могут быть писаными и неписаными. Пример первых - принципы и нормы Устава ООН (г. Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) (Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 - 47), прочих международно-правовых актов (например, Генеральной Ассамблеи ООН); пример вторых - принципы и нормы международных правовых обычаев. Общепризнанные принципы и нормы международного права могут оставаться за рамками международных договоров РФ (так как последние - не единственный их источник) или получить закрепление (отражение) в их текстах, они могут быть за пределами национального законодательства (что подтверждает коллизионное правило абз. 2 п. 2 ст. 7) или получить в нем прямое закрепление (косвенное отражение). Допустимая неформальность принципов и норм международного права и отсутствие точного их списка, а также оценочный характер категории "общепризнанность" (международно-правового принципа) осложняет их применение при регулировании национальных отношений; кроме того, так как п. 1 ст. 7 говорит об общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, а п. 2 - только о международных договорах РФ (применительно к которым только и решен коллизионный вопрос - абз. 2 п. 2), остается открытым вопрос о соотношении гражданского законодательства РФ с теми общепризнанными принципами и нормами международного права, которые остались за рамками международных договоров РФ, о возможном их расхождении и способе преодоления коллизии (в том числе о возможности распространительного толкования правила абз. 2 п. 2 ст. 7, второго предложения п. 4 ст. 15 Конституции и п. 2 ст. 5 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").
Международный договор РФ, которому особо посвящен п. 2 ст. 7, - всегда письменное (формальное) соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) или с международной организацией и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли оно в одном или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного его наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и др.).
Международные договоры РФ могут быть межгосударственными, межправительственными и договорами межведомственного характера (первые заключаются от имени Российской Федерации, вторые - от имени Правительства РФ, третьи - от имени федеральных органов исполнительной власти). Вопросы их заключения, прекращения и приостановления действия находятся в ведении Российской Федерации, а вот выполнения - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, кстати, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов - координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ (п. "к" ст. 71, п. "о" ст. 72 Конституции). Международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается по согласованию с компетентными органами государственной власти последнего и при его участии в подготовке такого договора; субъекты РФ вправе рекомендовать заключение международного договора РФ.
В ст. 7 имеются в виду договоры, являющиеся для Российской Федерации обязательными. Согласие Российской Федерации на обязательность международного договора выражается посредством его: а) подписания; б) ратификации (в форме принятия федерального закона); в) утверждения; г) принятия; д) присоединения к нему; е) обмена образующими его документами; ж) применения любого другого способа выражения согласия (по согласованию). Международные договоры РФ подлежат официальному опубликованию в Собрании законодательства РФ (если решение о согласии на их обязательность принято в форме федерального закона) и Бюллетене международных договоров (кроме договоров ведомственного характера), а последние - в официальных изданиях соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ст. ст. 1 - 4, 6, 8, 30 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").
Итак, договор является международным договором РФ, а значит, обладает нормативностью и находится в ведении Российской Федерации, если заключается между Российской Федерацией и иностранным государством (государствами) или международной организацией и, следовательно, регулируется международным публичным правом. Круг и характер охватываемых им вопросов (его предмет) значения не имеют и в принципе могут быть весьма широкими, однако ст. 7 имеет в виду только те и такие международные договоры РФ, которые, следуя терминологии ст. 3 ГК, содержат нормы гражданского права и потому относятся к предмету гражданско-правового регулирования (п. 1 ст. 2 ГК) и охраны (п. 2 ст. 2 ГК), что, собственно и отражено в абз. 1 п. 2 ст. 7. Поэтому ст. 7 ГК не распространяется: а) на соглашения субъектов РФ с субъектами иностранных федеративных государств, с административно-территориальными образованиями иностранных государств, а по согласованию с Правительством РФ - и с органами государственной власти иностранных государств об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях: такие соглашения вполне возможны, но независимо от формы, наименования и содержания международными договорами не являются (ст. 7 ФЗ от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 231)); б) на договоры частных лиц (российских граждан и организаций) с иностранными партнерами, относящиеся к международному частному праву (разд. VI ГК). Все эти договоры, не будучи международными договорами РФ, не являются формой (источником) права, лишены нормативности и выступают в качестве индивидуальных регуляторов отношений, не имеют того преимущества над гражданским законодательством, которое установлено в абз. 2 п. 2 ст. 7.
Международные договоры РФ по числу участвующих в них сторон могут быть двухсторонними и многосторонними. Так, двусторонним является Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Бишкек, 14 сентября 1992 г.) (Бюллетень международных договоров. 1995. N 3), Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (г. Керчь, 24 декабря 2003 г.) (СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 1979). Напротив, Венская конвенция 1980 г. на 30 октября 2001 г. объединяла 60 стран-участниц, включая Российскую Федерацию, которая с 24 декабря 1991 г. продолжает членство бывшего СССР в ООН и начиная с этой даты несет в полном объеме ответственность по всем правам и обязательствам СССР согласно Уставу ООН и многосторонним договорам, депозитарием которых является Генеральный секретарь. Среди других важных многосторонних международных договоров - Конвенция об охране промышленной собственности (г. Париж, 20 марта 1883 г. (в ред. от 2 октября 1979 г.), подписанная СССР 12 октября 1967 г. (Закон. 1999. N 7 (извлечение)), Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (в ред. от 28 сентября 1979 г.), вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г. (Бюллетень международных договоров. 2003. N 9), Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (г. Оттава, 28 мая 1988 г.), вступившая в силу для Российской Федерации с 1 января 1999 г. (Бюллетень международных договоров. 1999. N 9; СЗ РФ. 1999. N 32. Ст. 4040) и др.
2. Международные договоры РФ имеют двоякое применение к гражданским отношениям - непосредственное (прямое) или опосредованное (через издание внутригосударственного нормативного акта); первое - общее правило, второе - исключение, когда необходимость принятия внутригосударственного акта следует из самого международного договора (абз. 1 п. 2 ст. 7). Наглядной иллюстрацией последнего могла бы стать Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (КГО/CLC) (г. Брюссель, 29 ноября 1969 г.) (в ред. от 19 ноября 1976 г.), согласно которой "собственник судна, зарегистрированного в Договаривающемся государстве и перевозящего более 2000 тонн нефти наливом в качестве груза, должен для покрытия своей ответственности за ущерб от загрязнения на основании настоящей Конвенции осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение.", при этом ".каждое Договаривающееся государство должно обеспечить, чтобы в силу его национального законодательства страхование или иное финансовое обеспечение. имелось независимо от места регистрации в отношении каждого судна, входящего в порт на его территории или покидающего его либо прибывающего к рейдовому причалу в его территориальном море или отходящего от него, если судно фактически перевозит более 2000 тонн нефти наливом в качестве груза" (п. п. 1, 11 ст. VII) (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI. М., 1977. С. 97 - 106).
Коллизия правил международного договора РФ и российского гражданского законодательства (которое следует понимать широко - в смысле всякого акта, указанного в ст. 3 ГК) решена в пользу международного договора РФ (абз. 2 п. 2 ст. 7). Аналогичное правило содержит ст. 6 СК, а согласно п. 4 ст. 15 Конституции приоритет правил международного договора РФ и вовсе установлен в отношении всех российских законов.
Исключение при этом составляет сама Конституция: а) не соответствующие ей международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению; б) если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или пересмотра ее положений в установленном порядке; в) Конституционный Суд РФ проверяет на предмет соответствия Конституции не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры РФ - в случае признания их (отдельных их положений) не соответствующими Конституции они не подлежат введению в действие и применению (п. 6 ст. 125 Конституции, ст. ст. 22, 34 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").
Другой комментарий к статье 7 ГК РФ
1. В статье повторены положения ч. 4 ст. 15 Конституции с некоторыми дополнениями конституционного текста, отражающими особенности гражданского законодательства и облегчающими понимание и практическое применение данной конституционной нормы.
Пленумом ВС РФ от 10.10.2003 принято Постановление N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" (Бюллетень ВС РФ, 2003, N 12, с. 1 - 8). Разъяснения о применении арбитражными судами норм международного права содержатся в информационных письмах Президиума ВАС РФ от 25.12.96 N 10 и 16.02.98 N 29 (Вестник ВАС РФ, 1997, N 3, с. 87; 1998, N 4, с. 38).
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах и заявлениях других универсальных международных организаций и конференций, решениях Международного суда. Для правильного понимания таких принципов и норм необходимы их надлежащее истолкование и учет тех конкретных практических ситуаций, к которым они применяются. Для гражданского законодательства особое значение имеет международно-правовой принцип уважения прав человека и его основных свобод, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
3. Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" - СЗ РФ, 1995, N 29, ст. 2757). Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными и именоваться договором, соглашением, конвенцией, протоколом, обменом письмами или нотами и т.д. (ст. 1 названного Закона).
4. Международные договоры, заключенные ранее СССР, по общему правилу обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если не было объявлено о прекращении действия этих договоров или об изменении их условий. Такие международные договоры публиковались в Ведомостях Верховного Совета СССР, СП СССР, отдел второй (издавались в 1981 - 1991 гг.), ежегодных Сборниках международных договоров СССР, выпускавшихся МИД СССР (последний, 45-й Сборник с договорами 1989 г. вышел в свет в 1991 г.). Договоры 1990 и 1991 гг. опубликованы МИД РФ в Сборниках 46 (М., 1993) и 47 (М., 1994). Публиковались также сборники международных договоров СССР по отдельным вопросам.
5. Подписанные Российской Федерацией международные договоры согласно ст. 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации" (если согласие на такой договор было дано в форме федерального закона) или в ежемесячном "Бюллетене международных договоров". Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера публикуются в официальных изданиях этих органов, например транспортные конвенции - в "Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта" и в виде отдельных тарифных руководств. Сложилась также практика публикации некоторых международных договоров в "Российской газете" (в еженедельных приложениях) и в газете "Российские вести".
Международные договоры, заключенные государствами - участниками СНГ, публикуются в официальном издании документов СНГ в Минске.
6. В нормах ГК и других актах гражданского законодательства Российской Федерации восприняты многие положения универсальных международных договоров, отражающие современную практику регулирования имущественных отношений рыночной экономики. В гл. 30 "Купля-продажа" широко использованы нормы Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., некоторые положения которой действуют также в отношении договора подряда (§ 1 гл. 37 ГК). В КТМ и ВК нормы об условиях перевозки и ответственности перевозчика и судовладельца учитывают предписания универсальных транспортных конвенций по морскому и воздушному праву. Нормы международных конвенций по вопросам интеллектуальной собственности отражены в Законе об авторском праве и Патентном законе.
7. Нормы международных договоров, исходя из установленной в них сферы действия, обычно применяются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан и юридических лиц. Однако нередко они подлежат применению к отношениям российских граждан и юридических лиц, например, при осуществлении международных перевозок грузов и пассажиров отечественными перевозчиками, защите прав интеллектуальной собственности.
8. Обычно положения международных договоров применяются к регулируемым ими отношениям непосредственно, ибо они - составная часть правовой системы Российской Федерации. Однако иногда для применения международного договора необходимо издание внутригосударственного акта, предусматриваемого международным договором. Например, Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (с последующими дополнениями) содержит ряд статей, предусматривающих издание участвующими в Конвенции государствами национальных актов, обеспечивающих ее применение (ст. 10(bis), 11, 20). Аналогичные положения содержат и многие другие международные договоры с участием Российской Федерации.
9. Абзац 2 п. 2 ст. 7 следует понимать расширительно. Положения международных договоров Российской Федерации имеют приоритет не только перед нормами гражданского законодательства, как оно определено в п. 2 ст. 3 ГК, но и перед правилами правовых актов, названных в п. 6 ст. 3 ГК, а также всеми другими нормами гражданского права Российской Федерации.
10. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, будучи составной частью правовой системы Российской Федерации, образуют тем не менее в рамках этой единой системы самостоятельный правовой блок, имеющий практически важные юридические особенности. Это выражается, во-первых, в особом порядке официальной публикации международных договоров и их изменений (см. пп. 4, 5 настоящего комментария) и, во-вторых, в особенностях их толкования, которое должно осуществляться с учетом их международного характера и правил толкования, содержащихся в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., участником которой является Российская Федерация. При обращении к международным договорам должны также учитываться их понимание и практика применения другими государствами.