Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Комментарий к статье 798 ГК РФ
1. Договор об организации перевозок направлен на планирование сторонами отношений, связанных с перевозкой груза в течение определенного периода времени. Согласно этому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять груз в согласованные сроки и в согласованном объеме для перевозки. Договор об организации перевозок - двусторонне обязывающий, консенсуальный, возмездный. Порядок заключения и условия договоров об организации перевозок регулируются также транспортными уставами и кодексами (ст. 10 УЖТ, ст. 68 КВВТ, ст. 118 КТМ).
Договоры об организации перевозок обычно заключаются при необходимости систематической отправки однородных грузов на схожих условиях. Вместе с тем наличие длительных договорных связей сторон не обязывает их к заключению такого договора.
2. Не все условия, перечисленные в ч. 2 ст. 798, следует признать существенными для договора об организации перевозок. К существенным можно отнести только условия о виде и объеме груза, подлежащего перевозке, сроках подачи транспортных средств и предъявления груза к перевозке. Отсутствие этих условий влечет признание договора незаключенным. Что касается условий о расчетах, порядке подачи транспортных средств, то они могут быть определены в конкретном договоре перевозки либо исходя из установленных перевозчиком или нормативными актами правил перевозки, а при отсутствии таковых - в соответствии с обычаями делового оборота.
3. Комментируемая статья не содержит требований к форме договора об организации перевозок. Иногда указание на необходимость письменной формы присутствует в транспортном законодательстве (ст. 10 УЖТ). При отсутствии специальных норм применяются положения гл. 9 ГК. Обычно одной из сторон договора является юридическое лицо. Кроме того, перевозка нескольких партий груза подразумевает их значительную стоимость и исполнение в течение определенного периода времени, поэтому рассматриваемый договор должен заключаться в письменной форме (ст. 161 ГК).
Хотя договор об организации перевозок создает обязательство по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке, его наличие не исключает необходимости оформления документов, предусмотренных транспортным законодательством, в отношении каждой партии груза. Так, на железнодорожном транспорте на основании данного договора грузоотправитель должен представлять перевозчику заявки на перевозку каждой партии груза (ст. 10 УЖТ).
4. Договор об организации перевозок создает обязанность по заключению в установленные в нем сроки отдельных договоров перевозки груза. Условия перевозок грузов, согласованные в долгосрочном договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в договор перевозки отдельной партии груза, если стороны не достигли соглашения об ином.
Если условия договора перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, применяются условия договора перевозки груза.
5. Договор об организации перевозок грузов нельзя квалифицировать как предварительный (ст. 429 ГК). Предварительный договор - соглашение, по которому стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В предварительном договоре указывается срок заключения основного договора. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора. Хотя договор об организации перевозок может служить основанием для заключения в дальнейшем отдельных договоров перевозки, в отличие от предварительного договора он определяет отношения сторон, предшествующие заключению договора перевозки груза и связанные с предъявлением и принятием груза к перевозке.
Другой комментарий к статье 798 ГК РФ
1. Заключение договоров об организации перевозок при значительном объеме грузооборота и систематичности перевозок предусмотрено в большинстве транспортных уставов и кодексов (ст. 60 УВВТ, ст. 107 КТМ, ст. 85 ВК, ст. 36 УАТ). На внутреннем водном транспорте такой договор именуется навигационным. Однако транспортные уставы и кодексы определяют содержание названного договора в общей форме, за исключением ст. 36 УАТ, где по этому вопросу установлен ряд норм, дополняемых в правилах перевозок.
2. Согласно ст. 798 договоры об организации перевозок грузов могут заключаться на всех видах транспорта, в том числе при осуществлении перевозок смешанного сообщения, причем характеристика назначения и примерного содержания такого договора в ст. 798 является более полной, нежели в действующем транспортном законодательстве.
3. Договор об организации перевозок не является договором перевозки и ввиду его значительных особенностей должен подчиняться, поскольку стороны не определили его условий, нормам общей части обязательственного права (раздел III ГК).