1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией* за счет средств соответствующего бюджета. * Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Комментарий к статье 790 ГК РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило о том, что плата за перевозку определяется соглашением сторон договора перевозки. В случаях, предусмотренных законодательством, тарифы за перевозку устанавливаются уполномоченными на это органами исполнительной власти. Так, на железнодорожном транспорте тарифы на услуги перевозчика, услуги инфраструктуры определяются органом исполнительной власти, регулирующим деятельность естественных монополий (ст. 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169)). В настоящее время тарифы на железнодорожные перевозки определяются в соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)" (БНА. 2003. Приложение к N 30).
Обычно размер платы исчисляется исходя из кратчайшего расстояния перевозки. В случаях, указанных в нормативных актах, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния. Например, согласно п. 2.1 Тарифного руководства N 1 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" за действительно пройденное расстояние плата взимается при перевозке негабаритных грузов.
На размер и порядок платы за перевозку могут влиять различные обстоятельства - скорость перевозки, наличие дополнительных услуг, предоставляемых перевозчиком, и т.д.
2. Поскольку перевозки транспортом общего пользования должны быть доступны всем обратившимся и осуществляться на равных условиях, тарифы на такие перевозки подлежат централизованному регулированию. Льготы определенным категориям лиц при перевозках транспортом общего пользования предоставляются только в случаях, предусмотренных законодательством. Например, законодательством предусматривается право на бесплатный проезд граждан, имеющих право на получение социальной помощи, к месту лечения и обратно (ст. 6.2 ФЗ от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699)).
Тарифы на перевозки транспортом общего пользования на федеральном уровне устанавливаются органами исполнительной власти РФ, а для перевозок в местном сообщении - также органами власти субъектов Федерации. При этом субъекты Федерации не вправе снижать уровень гарантий по сравнению с предусмотренным федеральным законодательством. Так, было признано не соответствующим законодательству положение Закона г. Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге", что на коммерческих маршрутах не обслуживаются льготные категории пассажиров (Определение ВС РФ от 24 декабря 2002 г. N 78г01-82).
3. Помимо обязательного набора услуг, связанных с перевозкой, по просьбе грузоотправителя могут оказываться дополнительные услуги, к примеру, перевозка с сокращенными сроками доставки и т.п. При отсутствии нормативных актов, регулирующих тарифы на эти услуги, плата за их оказание определяется сторонами самостоятельно.
4. Плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до отправления груза, если иное не установлено соглашением сторон. При несвоевременном внесении платы перевозчик вправе приостановить исполнение встречной обязанности и задержать отправление транспортного средства (ст. 75 КВВТ, ст. 30 УЖТ). По соглашению между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем обязанность по оплате может возлагаться на грузоотправителя (ст. 30 УЖТ, ст. 163 КТМ).
При перевозке пассажиров плата за проезд вносится при приобретении билета. Дополнительные услуги оплачиваются по правилам, установленным законодательством. Плата за провоз багажа вносится при сдаче багажа к перевозке, если багаж сдается предварительно, оплачивается также хранение. Хранение после прибытия сверх установленного срока бесплатного хранения оплачивается при получении багажа.
5. Для обеспечения внесения платы за перевозку и возмещения понесенных расходов законодательство предоставляет перевозчику право удерживать груз (багаж) до полной оплаты перевозки. Перевозчик имеет право на удержание груза независимо от того, кто является собственником груза - грузоотправитель, грузополучатель или третье лицо. Не влияет на возможность удержания распределение между грузоотправителем и грузополучателем обязанностей по оплате перевозки. Законодательством могут устанавливаться виды грузов, которые не подлежат удержанию. Невозможность удержания может определяться свойствами груза, к примеру, если они могут храниться в течение нескольких часов.
Удержание применяется только для обеспечения платежей, связанных с договором перевозки груза, а не каких-либо иных обязательств грузоотправителя (грузополучателя) перед перевозчиком (п. 8 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Вестник ВАС РФ. 2004. N 10)). В случае удержания груза без достаточных оснований грузополучатель вправе требовать возмещения причиненных убытков.
6. Порядок и источники возмещения расходов, понесенных транспортными организациями в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров или грузов, определяются законами, устанавливающими соответствующие льготы, либо принятыми в соответствии с ними нормативными актами. Например, порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества, определен Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2000 г. N 354 (СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1883).
В п. 5 ст. 790 предусмотрена ситуация, когда льготы предоставляются за счет транспортной организации, а затем компенсируются за счет соответствующего бюджета. Возможен и иной порядок. В настоящее время большая часть положений нормативных актов о предоставлении права на льготный или бесплатный проезд утратили силу в связи с заменой льгот в натуральной форме на денежные компенсации (ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607)).
Другой комментарий к статье 790 ГК РФ
1. В статье названы два различных порядка определения провозной платы на транспорте: перевозки транспортом общего пользования оплачиваются по утвержденным тарифам (п. 2), другие перевозки - по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом и правовыми актами (п. 1). Оба положения сформулированы в общей форме и не исключают более полного регулирования по этому вопросу в других законах и правовых актах.
2. Действующее в РФ законодательство о государственном регулировании цен (тарифов) предусматривает различный порядок установления провозных платежей в зависимости от вида транспорта и вида оказываемых им услуг. Согласно Закону о естественных монополиях железнодорожный транспорт является субъектом таких монополий (ст. 4 Закона) и в отношении него допускается ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (ст. 6 Закона). Другие виды транспорта к естественным монополиям не отнесены.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 (СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 997) Правительство и федеральные органы исполнительной власти осуществляют регулирование тарифов на перевозки грузов и погрузочно-разгрузочные работы, перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении). Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщениях, кроме железнодорожного транспорта. Такое же регулирование допускается в отношении некоторых видов автомобильных, морских, речных и воздушных перевозок.
3. С введением в действие ГК для перевозчиков общего пользования (ст. 789) в силу п. 2 ст. 790 плата за перевозку должна определяться на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Это не исключает, однако, принятия по данному вопросу иных законодательных актов, определяющих основы ценовой политики в РФ (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, устанавливающий круг ведения РФ).
4. На железнодорожном транспорте договорные тарифы могут устанавливаться соглашением сторон по просьбе клиента только на работы и услуги, не являющиеся обязанностью железных дорог.
Перечень видов работ и услуг и условия их согласования определены Временным порядком установления и применения свободных (договорных) тарифов на перевозки грузов и дополнительные услуги, выполняемые предприятиями железнодорожного транспорта, утвержденным 26 декабря 1994 г. МПС и Минэкономики РФ.
5. В п. 4 конкретизированы применительно к перевозке общие правила ст. ст. 359, 360 ГК об удержании, являющемся одним из способов обеспечения исполнения обязательств. При этом иные правила в отношении удержания, в отличие от п. 3 ст. 359 ГК, могут быть установлены законом и правовыми актами, т.е. предусматриваться в транспортных уставах и кодексах.
6. В п. 5 ст. 790 ГК допущена опечатка: вместо слова "организацией" должно быть "организации".