1. Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников.
В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются настоящим Кодексом, другими законами и уставом корпорации.
2. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:
определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;
утверждение и изменение устава корпорации;
определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;
образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;
принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.
Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные настоящим Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом.
3. В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).
К компетенции указанных в настоящем пункте органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и созданного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи коллегиального органа управления.
4. Наряду с исполнительными органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.
Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, требовать возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1), оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 65.2 настоящего Кодекса.
(Статья дополнительно включена с 1 сентября 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)
Комментарий к статье 65.3 ГК РФ
1. Комментируемая статья в общем виде устанавливает систему органов корпорации как юридического лица. Следует иметь в виду, что особенности управления, в том числе система органов отдельных видов корпораций, предусмотрены также как специальными нормами самого ГК РФ, так и законами об отдельных видах корпораций. В частности, ст. 67.1 ГК предусматривает такие особенности для хозяйственных товариществ и обществ; п. п. 3 и 4 ст. 66.3 ГК - для непубличных хозяйственных обществ, п. 3 ст. 97 ГК - для публичных акционерных обществ; ст. 106.4 ГК - для производственных кооперативов; ст. 123.7 ГК - для общественных организаций; ст. 123.10 ГК - для ассоциаций и союзов; ст. 123.14 ГК - для товариществ собственников недвижимости; ст. ст. 18 и 19 Закона о хозяйственных партнерствах - для хозяйственных партнерств и т.д. Эти нормы как специальные имеют преимущество в применении перед общими правилами комментируемой статьи (lex specialis derogat lex generalii).
2. Настоящий Кодекс объявляет общее собрание участников любой корпорации ее высшим органом. Однако законодательство о хозяйственных обществах (коммерческих корпорациях) последовательно сужает компетенцию их общих собраний, особенно специальными законами и уставами этих корпораций, а теперь еще и с помощью корпоративных соглашений (см., например, ст. 65.3, п. 3 ст. 66.3, п. 2 ст. 67.1, ст. 67.2 ГК). Поэтому рассмотрение общих собраний в качестве высших органов таких корпораций все в большей мере становится символическим.
В крупных по числу участников некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах высшим органом может являться не общее собрание, а иной коллегиальный орган, непосредственно представляющий всех их участников. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193 "О сельскохозяйственной кооперации" <1> общее собрание членов кооператива, число которых превышает 200, "может проводиться в форме собрания уполномоченных", которое таким образом объявлено формой общего собрания участников данного кооператива. Для других видов коммерческих корпораций, включая хозяйственные общества (в том числе публичные акционерные общества), такая возможность исключена.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.
3. В п. 2 комментируемой статьи перечислены вопросы, входящие в исключительную компетенцию общего собрания. Речь идет о наиболее важных вопросах деятельности корпорации, включая само ее существование (реорганизацию и ликвидацию), утверждение и изменение ее учредительных документов, формирование иных органов корпорации, установление порядка приема и исключения членов корпорации (если он не предусмотрен законом), определение основных направлений деятельности корпорации и принципов использования ее имущества, а также утверждение годовых отчетов о деятельности корпорации и принятие решений о создании других юридических лиц (или участии в них), филиалов и открытии представительств. Помимо вопросов, прямо перечисленных в указанной норме, к исключительной компетенции общего собрания могут быть отнесены и иные вопросы, если это предусмотрено специальным законом и принятым в соответствии с ним уставом конкретной корпорации. По общему правилу все перечисленные вопросы не могут быть переданы в компетенцию других органов корпорации даже по решению самого общего собрания (что и позволяет говорить об исключительности этой компетенции, а само общее собрание объявлять высшим органом корпорации).
Однако на практике данная компетенция постоянно сужается, особенно в акционерных и других хозяйственных обществах. Эта тенденция отчетливо проявляется и в правилах п. 2 комментируемой статьи. Во-первых, общий перечень вопросов, входящих в исключительную компетенцию общего собрания корпорации, может быть иным (как правило, более узким), если это прямо предусмотрено ГК РФ или специальным законом (в особенности это касается Закона об акционерных обществах). Во-вторых, многие из названных здесь правомочий снабжены оговоркой: "Если иное в соответствии с законом не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации" (например, образование других органов корпорации, утверждение ее годовых отчетов, принятие решений об участии в других юридических лицах и др.). Поэтому нормами специального закона (например, Закона об акционерных обществах) можно изъять эти вопросы из исключительной компетенции общего собрания. В-третьих, последний абзац п. 2 комментируемой статьи устанавливает общее правило, в соответствии с которым Кодекс или другой закон (прежде всего, конечно, законы о хозяйственных обществах) может допустить передачу вопросов, входящих в исключительную компетенцию общего собрания корпорации, по его собственному решению другим органам корпорации, причем уже не обязательно коллегиальным. Все это подтверждает положение предыдущего пункта комментария о становящейся во многом формально-символической роли общего собрания как высшего органа корпорации (особенно акционерного общества) и об исключительном характере его компетенции.
4. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи в корпорации всегда создается единоличный орган, который становится органом этого юридического лица, уполномоченным выступать от его имени в гражданском обороте (п. 1 ст. 53 ГК), в том числе заключать сделки, подписывать тексты договоров и т.д. Коллегиальные органы корпорации создаются ею в тех случаях, когда это предусмотрено Кодексом, иным законом или уставом корпорации (т.е. волей ее учредителей/участников). С этой точки зрения можно сказать, что коллегиальные органы корпорации чаще всего являются ее волеобразующими органами, а единоличный орган корпорации - ее волеизъявляющим органом <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее об этом см.: Черепахин Б.Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица. Органы и представители юридического лица // Труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2001.
В роли единоличного органа корпорации может выступать не только физическое, но и юридическое лицо ("управляющая компания"). Важной новеллой в этом отношении является правило о возможности предусмотреть в уставе конкретной корпорации наличие в ней нескольких лиц, наделенных полномочиями ее единоличного органа и действующих в соответствии с ее уставом либо совместно, либо независимо друг от друга (см. также абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК). Такое положение давно известно многим развитым зарубежным правопорядкам. Оно, например, делает возможным одновременное существование в обществе с ограниченной ответственностью двух равноправных руководителей (директоров), назначенных двумя его участниками, имеющими равные доли участия (в том числе, когда один из них является иностранным лицом, а само общество - предприятием с иностранными инвестициями).
В соответствии с абз. 3 п. 3 комментируемой статьи компетенция единоличного и коллегиального исполнительных органов корпорации формально определяется по "остаточному принципу": она охватывает вопросы, не вошедшие в компетенцию высшего органа корпорации (а также ее контролирующего органа - наблюдательного совета, создание которого теперь предусмотрено п. 4 комментируемой статьи). Однако именно компетенция исполнительных органов корпорации, которые управомочены на решение всех (любых) вопросов, не только не отнесенных прямо к исключительной компетенции общего собрания, но и изъятых из нее по указанию закона или устава корпорации (либо по решению ее общего собрания, что также предусмотрено законом), фактически становится основной и определяющей всю ее деятельность, тем более что компетенция ее высшего органа, как отмечено выше, постоянно сужается (что особенно характерно для акционерных и других хозяйственных обществ).
В корпорациях в соответствии с законом или уставом могут создаваться и иные их органы (помимо прямо названных в комментируемой статьи), не становящиеся однако ни волеобразующими, ни волеизъявляющими, т.е. не являющиеся органами корпорации как юридического лица (п. 1 ст. 53 ГК), способными выступать или принимать корпоративные решения от ее имени. Таким органом в соответствии с п. 2 комментируемой статьи является, например, ревизионная комиссия (ревизор), образуемая корпорацией в соответствии с указаниями закона. К числу такого рода органов корпорации, образуемых исключительно по решению ее участников и в соответствии с уставом конкретной корпорации, относятся постоянно действующие или создаваемые для конкретной ситуации (ad hoc) различные комитеты, комиссии, советы и т.п.
5. В п. 4 комментируемой статьи предпринята не вполне удачная попытка разграничить статус таких коллегиальных органов корпораций (главным образом, хозяйственных обществ), как совет директоров и наблюдательный совет, которые были полностью отождествлены как в прежней редакции ГК (п. 2 ст. 103), так и в Законах о хозяйственных обществах (ст. ст. 64 - 68 Закона об акционерных обществах и п. 2 ст. 32, ст. 44 Закона об ООО).
Между тем речь идет о двух совершенно разных коллегиальных органах с различными задачами и компетенцией. Наблюдательный совет появился в германском акционерном праве в качестве постоянно действующего (а не периодически созываемого) органа, контролирующего деятельность исполнительных органов общества (а также дающего согласие на совершение обществом определенных сделок и формирующего и изменяющего состав правления - коллегиального исполнительного органа). Наблюдательный совет в германской корпоративной модели состоит из представителей акционеров (а во многих случаях - еще и из представителей наемных работников) и вместе с общим собранием относится к высшим органам акционерного общества. Его наличие позволяет говорить о трехзвенной системе управления обществом: общее собрание - наблюдательный совет - исполнительные органы. Отечественное акционерное право изначально формировалось под определяющим влиянием американского корпоративного права, которому такой орган неизвестен: он считается здесь излишним и без необходимости связывающим инициативу совета директоров. Для постоянного контроля за деятельностью корпоративного менеджмента современное американское право использует категорию "независимый директор" (такой директор является, однако, членом контролируемого им совета директоров).
Именно это положение и послужило основой для "компромиссного" решения об "объединении" германского наблюдательного совета и американского совета директоров. В результате получился единый коллегиальный орган российских акционерных обществ. При этом деятельность такого совета директоров акционерного общества все равно ограничивалась "общим руководством" (п. 1 ст. 64 и п. 1 ст. 65 Закона об акционерных обществах), из чего следовала целесообразность создания других коллегиальных исполнительных органов общества (правления и т.п.; ср. ст. абз. 2 п. 2 ст. 66 Закона об акционерных обществах), т.е. трехзвенная система управления им (общее собрание - совет директоров (наблюдательный совет) - исполнительные органы), но при отсутствии в ней постоянно действующего контрольного органа. В Концепции развития гражданского законодательства РФ было предложено более четко разделить функции управления и контроля в акционерных и других хозяйственных обществах путем создания наблюдательного совета как контрольного органа при одновременном установлении запрета совмещения должностей в наблюдательном совете и в контролируемом им совете директоров (или в правлении) хозяйственного общества <1>. Однако реализовать эту идею полностью не удалось.
--------------------------------
<1> Концепция развития гражданского законодательства РФ. С. 60.
Пункт 4 комментируемой статьи допускает создание в корпорации наряду с исполнительными органами еще и особого "коллегиального органа управления", не называемого при этом "исполнительным органом" - наблюдательного или иного совета, для контроля за деятельностью исполнительных органов корпорации, а также для осуществления иных функций, возложенных на него законом или уставом корпорации. Такой орган корпорации может создаваться в случаях, прямо предусмотренных либо ГК РФ (например, в п. 3 ст. 97), либо специальным законом (например, ст. 64 и сл. Закона об акционерных обществах), либо уставом корпорации (т.е. по ее усмотрению).
Фактически речь идет о традиционно понимаемом наблюдательном совете, который в качестве "органа управления" уже не включается в число "исполнительных органов" общества (корпорации) и потому не может более отождествляться с советом директоров. При этом квалификация наблюдательного совета в качестве "органа управления" (а не "исполнительного органа" или даже одного из высших органов общества, как это имеет место в германском корпоративном праве) дает основания говорить о том, что в российском корпоративном праве этот орган подобно ревизионной комиссии не относится к числу волеобразующих (и тем более волеизъявляющих) органов корпорации как юридического лица (в смысле п. 1 ст. 53 ГК).
Вместе с тем, следуя действующему правилу абз. 2 п. 2 ст. 66 Закона об акционерных обществах, абз. 1 п. 4 комментируемой статьи в окончательной редакции вновь допустил участие в таком коллегиальном органе (наблюдательном совете) членов контролируемых им коллегиальных исполнительных органов корпорации (хотя их число по-прежнему не может составлять более 1/4 и ни один из них не может возглавлять наблюдательный совет в качестве его председателя, но они могут участвовать в "контроле самих себя"). Очевидно, что такая ситуация все равно представляет собой принципиальное искажение контрольного характера деятельности наблюдательного совета корпорации.
В абз. 2 п. 4 комментируемой статьи установлена компетенция членов "коллегиального органа управления" (наблюдательного совета), которая не сводится только к праву на получение информации о деятельности корпорации и знакомству с ее бухгалтерской и иной документацией, но и позволяет им самостоятельно оспаривать некоторые совершенные корпорацией сделки и требовать применения последствий их недействительности. При этом оспаривание соответствующих сделок корпорации вправе совершать именно члены наблюдательного совета, но не сам этот "коллегиальный орган управления" в целом. Поскольку такое право в силу п. 1 ст. 65.2 ГК РФ теперь имеется у любого участника корпорации (и именно они в том или ином качестве входят в состав наблюдательного совета) и даже членами наблюдательного совета оно осуществляется в общем порядке, предусмотренном п. 2 ст. 65.2 ГК (т.е. с предварительным извещением других его членов и т.д.), можно сделать вывод о том, что компетенция самого наблюдательного совета корпорации в такой трактовке принципиально не отличается от компетенции ее ревизионной комиссии, поскольку отечественный законодатель по существу так и не усмотрел в этом органе какой-либо особой надобности.