Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Комментарий к статье 51 ГК РФ

1. Юридические лица возникают как результат юридических процедур - первоначально или путем реорганизации других ЮЛ (подробнее о последней см. комментарий к ст. ст. 57 - 60 ГК). Создание ЮЛ сводится к подготовке его учредительных документов и государственной регистрации (далее - регистрация). Этому и посвящены ст. 51 и ст. 52 ГК. Юридические лица регистрируются уполномоченным госорганом в порядке, определяемом Законом о регистрации юридических лиц (абз. 1 п. 1 ст. 51). Таким госорганом являются ФНС и ее территориальные органы (см.: Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872); Положение о федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961)).

Регистрация ЮЛ основывается на решении регистрирующего органа и сопровождается включением данных о нем в ЕГРЮЛ, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации, иные сведения о ЮЛ и соответствующие документы. ЕГРЮЛ - федеральный информационный ресурс, который ведется на бумажном и электронном носителях, содержит установленный законом перечень сведений и является открытым для всеобщего ознакомления, кроме отдельных сведений, доступ к которым ограничен (см.: Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц").

Регистрация ЮЛ осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени ЮЛ без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК). Для отдельных видов ЮЛ федеральные законы могут устанавливать специальный порядок регистрации. Так, решение о регистрации некоммерческих организаций (общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций и иных ЮЛ) принимают Федеральная регистрационная служба Минюста России и ее территориальные органы (Росрегистрация) (п. 1, подп. 4, 5 п. 6 Положения о федеральной регистрационной службе, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 (СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110)), а решение о регистрации кредитной организации - ЦБ (ч. 2 ст. 12 Закона о банках). Как бы там ни было, саму регистрацию данных организаций (внесение их в ЕГРЮЛ) осуществляют ФНС и ее территориальные органы на основании решения, принятого указанным органом. Принятое решение о регистрации ЮЛ - основание внесения записи в ЕГРЮЛ, момент регистрации ЮЛ - внесение записи в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 6, п. п. 1, 2 ст. 8, ст. 10, п. п. 1, 2 ст. 11 Закона о регистрации юридических лиц). Подробнее о регистрации ЮЛ при их создании см. гл. IV Закона о регистрации юридических лиц.

2. В условиях рынка наиболее распространен явочно-нормативный способ создания ЮЛ, при котором для регистрации ЮЛ не требуется разрешений каких-либо органов - достаточно заявить об этом в регистрирующий орган. Последний не вправе проверять решение о необходимости и целесообразности создания ЮЛ, требовать представления иных документов помимо предусмотренных Законом о регистрации юридических лиц и отказать в регистрации ЮЛ при наличии всех необходимых документов; он также не проверяет на предмет соответствия законодательству РФ форму представления документов (кроме заявления) и содержащиеся в представленных документах сведения, кроме случаев, предусмотренных Законом о регистрации юридических лиц (п. п. 4, 4.1 ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц).

Уведомительный способ используется при создании (регистрации в качестве ЮЛ) профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, которые, кстати, могут функционировать и без приобретения статуса ЮЛ (абз. 2, 9 п. 1 ст. 8 Закона о профсоюзах).

Известны также разрешительный способ, при котором для создания ЮЛ учредители должны получить разрешение (санкцию) того или иного госоргана (например, антимонопольного), а также распорядительный способ, при котором ЮЛ возникает в силу акта компетентного госоргана (именно так - путем принятия специального закона - возникают госкорпорации).

Отказ в регистрации ЮЛ возможен только в случаях, установленных законом (абз. 2 п. 1 ст. 51), а именно: а) при непредставлении необходимых для регистрации документов; б) при их представлении в ненадлежащий регистрирующий орган; в) если учредителем ЮЛ или его правопредшественником при реорганизации выступает ЮЛ, находящееся в процессе ликвидации; г) в иных случаях (например, при несоблюдении нотариальной формы представляемых документов, если таковая необходима по закону; при подписании заявления о регистрации неуполномоченным лицом; если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции и законодательству РФ; если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием; если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан) (п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц, п. 1 ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях). Отказ в регистрации и уклонение от регистрации могут быть оспорены в суде, а согласно Закону о некоммерческих организациях - также в вышестоящем органе (абз. 3 п. 1 ст. 51 ГК, п. 5 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц, п. 5 ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях).

3. Регистрации подлежат ЮЛ, но не их структурные подразделения. Исключения из этого правила существуют в отношении крупных некоммерческих организаций. Так, в случае с политической партией регистрации подлежат сама партия и ее структурные подразделения - региональные отделения, кроме того, устав партии может наделять правом ЮЛ и иное структурное подразделение партии (например, местное или первичное отделение), которое регистрируется в этом качестве в порядке, предусмотренном для регистрации регионального отделения (п. п. 1, 8 ст. 15 Закона о партиях). Схожая ситуация - с профсоюзным объединением, где ЮЛ могут быть профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также первичные профсоюзные организации (ст. 8 Закона о профсоюзах). Отсюда ЮЛ - организация, признанная в качестве субъекта права законом, а в исключительных случаях (и с разрешения закона) - уставом.

4. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51), в момент создания ЮЛ приобретает правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК). Оба эти правила являются императивными и исключений не предполагают. Известно, однако, что политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц и считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о ее создании, образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ, принятии ее устава и программы, формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов (при этом делегаты учредительного съезда партии являются ее учредителями); со дня создания партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием ее региональных отделений и получением документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в ЕГРЮЛ (ст. 11 Закона о партиях). Если учесть, что в силу ст. 15 того же Закона партия и ее региональные отделения подлежат регистрации, очевидно, что или упомянутая ст. 11 Закона имеет в виду совсем не то создание, о котором говорится в абз. 1 п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК, или ее редакция противоречит императивным правилам абз. 1 п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК.

Другой комментарий к статье 51 ГК РФ

1. Значение государственной регистрации юридических лиц, ее рациональной организации, полноты единого реестра юридических лиц, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико, в особенности в системе автономно действующих субъектов рыночного товарно-денежного гражданского оборота. Только такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса юридических лиц (п. 3 ст. 52, п. 4 ст. 57 ГК). Юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации (п. 2 комментируемой статьи), и с этой даты возникает его правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК).

2. В порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (см. п. 5 комментария к данной статье), регистрируются начиная с 1 июля 2002 г. юридические лица, а с 1 января 2004 г. - физические лица в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства (о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств см. коммент. к ст. 23).

На основании ст. 2 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц (далее - регистрирующий орган), должен устанавливаться Правительством РФ, которое Постановлением от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (СЗ РФ, 2002, N 20, ст. 1872) возложило выполнение этих функций на федеральный орган исполнительной власти по налогам и сборам.

3. На основании ст. 10 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей иными федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Так, государственную регистрацию банков и иных кредитных организаций осуществляет ЦБР на основании ст. 12 Закона о банках, который ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Решение о государственной регистрации общественного объединения независимо от того, обладает ли оно статусом юридического лица (ст. 21, 22 Закона об общественных объединениях), профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций) и первичных организаций (ст. 8 Закона о профессиональных союзах), политической партии и ее региональных отделений (ст. 15 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" - СЗ РФ, 2001, N 29, ст. 2950), религиозных организаций (ст. 11 Закона о свободе совести), торгово-промышленных палат (ст. 9 Закона РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"), принимают органы юстиции, а именно Государственная регистрационная палата при Минюсте России (см. Постановление Правительства РФ от 05.09.98 N 1034 - СЗ РФ, 1998, N 37, ст. 4616), Устав которой утвержден Приказом Минюста России от 22.04.2003 N 100 (БНА, 2003, N 22). После принятия такого решения орган юстиции направляет сведения и документы, необходимые для внесения перечисленных организаций в Единый государственный реестр юридических лиц, регистрирующему органу.

В функции Государственной регистрационной палаты входят также аккредитация представительств иностранных компаний на территории Российской Федерации и ведение их сводного реестра, ведение государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, ведение ведомственного реестра торгово-промышленных палат, общественных объединений (в т.ч. политических партий и профсоюзов) и религиозных организаций.

Отношения органов юстиции и регистрирующего органа, связанные с государственной регистрацией указанных организаций, регулируются положениями о государственной регистрации этих организаций, содержащимися в специальных законах об их статусе и Постановлении Правительства РФ от 19.06.2002 N 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц" (СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2589).

4. Правило абз. 2 п. 1 данной статьи устанавливает т.н. нормативно-явочный порядок образования юридических лиц - регистрирующий орган проверяет, представлены ли в регистрирующий орган предусмотренные законом документы, направлены ли они в надлежащий регистрирующий орган, не находится ли юридическое лицо, являющееся учредителем регистрируемого лица, в процессе ликвидации или реорганизации (ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Дополнительные требования установлены, в частности, ст. 20 Федерального закона "О политических партиях", ст. 23 Закона об общественных объединениях, ст. 12 Закона о свободе совести. Вступать в обсуждение вопроса о целесообразности создаваемого юридического лица регистрирующий орган не может. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного.

Порядок образования юридического лица и требования, которым должны удовлетворять действия учредителей, как и требования к учредительным документам (помимо перечисленных в ст. 52 ГК), установлены законодательством об отдельных видах юридических лиц, их организационно-правовых формах.

5. Государственная регистрация юридического лица - это акт регистрирующего органа, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и иных сведений о них.

5.1. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", утвердившим Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2585). Реестр должен содержать предусмотренные Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также регистрационное дело на каждое из них. Регистрационное дело содержит все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с данным Законом.

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2586) утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, в частности заявлений о регистрации юридических лиц, уведомлений о внесении изменений в их учредительные документы, о принятии решения о ликвидации юридического лица, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса, свидетельства о государственной регистрации юридического лица и внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

5.2. Регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Лица, имеющие право выступать от имени юридического лица без доверенности, т.е. на основании закона или учредительных документов юридического лица, могут не являться его органами, т.к. на основании ст. 53 ГК в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности не через свои органы (в частности, единоначальный исполнительный орган), а через своих участников (см. коммент. к ст. 53). К таким юридическим лицам ГК относит хозяйственные товарищества. В связи с тем что по общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 72 (см. коммент. к ней), каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, встает вопрос, по месту нахождения какого участника должна осуществляться государственная регистрация простого или коммандитного товарищества, участниками которого являются несколько лиц, в каком месте оно должно регистрироваться, если учредительным договором ведение дел поручено нескольким участникам?

Первоначальная регистрация, которая, как отмечено выше, производится по месту нахождения постоянно действующего органа юридического лица, может быть впоследствии изменена, если юридическое лицо желает изменить свое место нахождения. Так следует толковать п. 4 ст. 18 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а предусмотренные этой нормой запись и пересылку регистрационного дела "в регистрирующий орган по новому месту" рассматривать как перерегистрацию и изменение места регистрации. Конечно, соответствующую норму следовало бы сформулировать адекватно правилу ст. 51 ГК.

5.3. Статья 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержит исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть сообщены при подаче заявления о регистрации. Согласно ст. 9 регистрирующий орган не вправе требовать представления документов, не предусмотренных данным Законом.

5.4. Содержащиеся в государственном реестре сведения являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии со ст. 6 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их месте жительства могут быть представлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случая, когда указанные сведения сообщаются при представлении копий учредительных документов юридического лица. Форма, порядок и сроки представления сведений о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".

Отказ в представлении сведений не допускается, за исключением тех, доступ к которым ограничен.

Содержащиеся в реестре сведения считаются достоверными, пока в них не внесены соответствующие изменения. Однако в случаях, специально предусмотренных федеральными законами, внесенные в учредительные документы юридического лица изменения приобретают силу для третьих лиц не с момента внесения в реестр соответствующей записи, а с момента уведомления регистрирующего органа о таком изменении (п. 3 ст. 19 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

5.5. О государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, см. п. 3 коммент. к ст. 59.

5.6. О государственной регистрации ликвидации юридического лица см. п. 8 коммент. к ст. 63.

5.7. Закон (п. 2 ст. 25) наделяет регистрирующий орган полномочием на обращение в суд с иском о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений законов или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных актов о государственной регистрации юридических лиц, в частности правил ст. 26 Закона, согласно которой уже существующие юридические лица обязаны в 6-месячный срок со дня вступления данного Закона в действие представить в регистрирующий орган определенные Законом дополнительные сведения.

5.8. Закон (ст. 24) устанавливает последствия неправомерного отказа в регистрации или нарушения порядка регистрации и обязанность регистрирующего органа возместить причиненный этим ущерб.

Отказ в осуществлении государственной регистрации юридического лица допускается по основаниям, предусмотренным ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и положениями федеральных законов о правовом статусе юридических лиц отдельных организационных форм, как правило, некоммерческих организаций (см., например, ст. 20 Федерального закона "О политических партиях", ст. 23 Закона об общественных объединениях).

Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации или его уклонение от нее могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд (ст. 22, 23, 25 АПК) в соответствии с правилами о подведомственности дел этим системам судебной власти.

5.9. Следует обратить внимание на п. 4 ст. 11 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который предусматривает:

"Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки представления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации".

Пункт 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений обязал регистрирующий орган представлять сведения о юридическом лице, указанные в приложении N 2 к этим Правилам, в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения Фонда социального страхования РФ, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы федерального органа по статистике.

6. Регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в случае нарушения закона или иных правовых актов.

Судебная практика исходит из того, что основаниями для признания недействительным акта государственной регистрации юридического лица могут, в частности, служить несоответствие учредительных документов требованиям законодательства, содержащиеся в них недостоверные сведения, нарушение установленного законодательством порядка создания юридического лица или его государственной регистрации. Признание акта государственной регистрации недействительным не влечет автоматической ликвидации юридического лица, однако такое признание может являться основанием для ликвидации юридического лица, в частности, если при его создании допущены грубые нарушения закона и они носят неустранимый характер (п. 2 ст. 61 ГК).

7. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 09.06.2000 N 54 "О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной" (Вестник ВАС РФ, 2000, N 7) отмечено, что правоспособность юридического лица прекращается в момент его ликвидации, а оно считается прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51, п. 8 ст. 63 ГК). Поэтому признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.