Статья 494. Публичная оферта товара

1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

2. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Комментарий к статье 494 ГК РФ

1. Под публичной офертой понимается содержащее все существенные условия предложение о заключении договора, обращенное к неопределенному кругу лиц. В п. 1 комментируемой статьи сделана отсылка к ст. 437 (п. 2), которая дает легальное определение публичной оферты.

В частности, к публичной оферте относится выставление товаров в месте продажи, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.). Эти действия признаются публичной офертой, независимо от того, указана ли цена розничного договора купли-продажи (например, на товарах, выставленных в витрине магазина, указано, что они являются образцами и продаже не подлежат). В отдельных случаях с предложением (офертой) заключить договор может выступить и покупатель (например, при отсутствии товара на витрине или в зале), однако это не будет публичная оферта.

2. Реклама, отношения по которой регулируются Федеральным законом от 18 июля 1995 г. "О рекламе" (СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864), по общему правилу не рассматривается в качестве публичной оферты. Об этом прямо сказано в п. 1 ст. 437 ГК (см. комментарий к ней). Вместе с тем в п. 2 комментируемой статьи законодатель установил, что предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) (что можно рассматривать как рекламу) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи.

Другой комментарий к статье 494 ГК РФ

Статья конкретизирует ст. 437 ГК о публичной оферте применительно к договору розничной купли-продажи, т.к. этот договор заключается только на основе публичной оферты. Она определяет, какие действия продавца, обращенные к неопределенному кругу лиц, признаются предложением заключить договор. В зависимости от того, где и в какой форме оно делается, различаются требования к его содержанию.

Если предложение сделано не в месте продажи товаров, а в рекламе, каталогах, описаниях, то оно признается публичной офертой при наличии в нем всех существенных условий договора розничной купли-продажи. Предложение, сделанное в месте продажи товаров, путем выставления их на прилавках, в витринах, демонстрации образцов или представления сведений о них (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) признается публичной офертой независимо от того, указаны ли в нем цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи. Из этого правила предусмотрено исключение для товаров, в отношении которых продавец явно определил, что они не предназначены для продажи, например, товары, которые служат художественным оформлением торгового зала, витрины, прилавка, являются торговым оборудованием и т.д.