1. Продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
2. В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Комментарий к статье 476 ГК РФ
1. Продавец отвечает за недостатки товара не во всех случаях. В частности, он освобождается от этой обязанности, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. В последнем случае недостатки проданного товара проявляются в тот период времени, когда товар находится у покупателя, однако должна существовать причинно-следственная связь между этими недостатками и действиями (бездействием) продавца.
2. В тех случаях, когда продавцом предоставлена гарантия качества, его ответственность является повышенной. В частности, от ответственности он освобождается только в случаях, указанных в п. 2 комментируемой статьи. (О непреодолимой силе см. комментарий к п. 1 ст. 202.) Нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения включают нарушение температурного режима, правил упаковки товара и др. Под действиями третьих лиц понимаются действия любых лиц, кроме покупателя и продавца. Законодатель не уточняет, идет ли речь о правомерных или неправомерных действиях.
Другой комментарий к статье 476 ГК РФ
1. Правило, предусмотренное п. 1 ст. 476, соответствует общим положениям ГК о моменте перехода права собственности (см. ст. 223 ГК) и риска случайной гибели или случайного повреждения товара (см. ст. 211, ст. 459 и коммент. к ней). Поскольку недостатки товара выявлены после перехода к покупателю права собственности и риска случайной гибели или случайного повреждения товара, на нем лежит бремя доказывания того, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.
2. Принципиально иной подход применяется к товарам, по которым продавцом предоставлена гарантия качества (п. 2 ст. 476 ГК). При обнаружении недостатков товара в пределах срока гарантии продавец несет бремя доказывания того, что эти недостатки возникли после передачи товара покупателю и по причинам, за которые продавец не отвечает (нарушение покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо возникшим вследствие действий третьих лиц, например перевозчика, либо непреодолимой силы).