1. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления .
2. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
3. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Комментарий к статье 424 ГК РФ
1. Принцип свободы договора является основой и для формулирования общего правила о цене договора, которая устанавливается соглашением лиц, заключающих договор. Под ценой договора понимается размер денежных средств, подлежащих уплате одним участником договора другому.
2. Исключением из приведенного общего правила о цене договора является норма, зафиксированная в абз. 2 комментируемой статьи. Лишь в предусмотренных законом случаях подлежат применению цены, которые устанавливаются или регулируются уполномоченными на то государственными органами. Так, в соответствии с ФЗ от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1316) тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию. Статьей 2 этого Закона предусмотрено, что государственное регулирование тарифов на энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на энергию и (или) их предельных уровней.
В ряде случаев законодатель вынужден с использованием механизма ценового регулирования балансировать интересы субъектов оборота, находящихся в неравном экономическом положении. В частности, в упомянутом выше Законе установлен запрет перекрестного субсидирования, которое предполагает покрытие расходов снабжающих организаций, образующихся в результате установления для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на энергию, за счет повышения цен (тарифов) на нее для других потребителей (ч. 11 ст. 2).
Вместе с тем практика использования при формировании ценовых ставок (тарифов) перекрестного субсидирования признается рядом действующих нормативных правовых актов (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ). При этом следует иметь в виду, что полная отмена перекрестного субсидирования может привести к резкому росту цен (тарифов) для отдельных категорий потребителей и спровоцирует инфляционные процессы. Таким образом, установление регулирующими органами различных по величине ценовых ставок (тарифов) на электрическую энергию в зависимости от категории потребителей обусловлено социально-экономическими факторами и допускается в случаях, установленных нормативными правовыми актами.
3. К настоящему времени не принят закон, который бы регламентировал общие вопросы применения цен, устанавливаемых или регулируемых государственными органами. В то же время сохраняют юридическую силу Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и изданное в его исполнение Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Указанные нормативные акты являются правовой основой для установления уполномоченными органами цен (тарифов, расценок, ставок и т.д.).
4. Норма, сформулированная в п. 2, представляет собой частный случай более общей нормы, не допускающей изменения договора иначе как по соглашению сторон или по требованию сторон в случаях, предусмотренных законом (ст. 450 ГК). Поскольку цена является одним из условий договора, то и изменение цены представляет собой изменение договора.
5. В подавляющем большинстве случаев цена не является существенным условием договора. Законодатель установил механизм, который позволяет избегать необходимости в обязательном порядке устанавливать цену при заключении договора, хотя при этом договор и предполагается возмездным. Таким механизмом является возможность определить стоимость исходя из той цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Бремя доказывания такой цены возлагается на заинтересованную сторону (п. 54 Постановления ВС и ВАС N 6/8).
Другой комментарий к статье 424 ГК РФ
1. Комментируемая статья в п. 1 предусматривает, что подлежащая уплате цена либо определяется соглашением сторон, либо устанавливается или регулируется уполномоченными на то государственными органами.
Применение цены, устанавливаемой соглашением сторон, т.е. свободной договорной цены, отвечает существу рыночной экономики, в которой цены определяются спросом, потребностями, покупательной способностью, конкуренцией и другими экономическими факторами. В свою очередь, цены влияют на производство.
Цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами, применяются лишь в случаях, предусмотренных законом.
Устанавливаемые цены иногда называют фиксированными, т.к. они определяются, как правило, в твердой денежной сумме. В отличие от этого регулируемые цены предусматриваются различными способами: путем установления предельного уровня цены, либо коэффициента к цене, либо уровня рентабельности. Такой способ создает основание для установления цены в договоре соглашением сторон, однако соглашение сторон ограничено предусмотренными законом пределами.
Как синоним цены - денежного выражения стоимости товара, работ, услуг в комментируемой статье и в других статьях ГК употребляются термины: тарифы, расценки, ставки и т.п.
2. Ценовое регулирование прежде всего характерно для отношений в сферах естественных монополий. В соответствии с Законом о естественных монополиях цена на товары субъектов естественных монополий определяется органами регулирования их деятельности. В настоящее время таким органом является Федеральная служба по тарифам. Основными функциями Федеральной службы по тарифам являются определение (установление) цен (тарифов) и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах естественных монополий и в иных сферах, предусмотренных в Постановлении Правительства РФ от 09.04.2004 N 204 (СЗ РФ, 2004, N 15, ст. 1496). Ценовое регулирование осуществляется путем установления конкретных цен (тарифов) либо их предельного уровня.
Порядок государственного регулирования цен определен в Постановлении Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (СЗ РФ, 1995, N 11, ст. 997). Этим же актом утверждены перечни товаров и услуг, на которые устанавливаются цены.
Важное значение для государственного регулирования цен на электрическую и тепловую энергию имеет Федеральный закон от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 16, ст. 1316). В этот Закон вносились неоднократно изменения. В условиях реформы в сфере электроэнергетики ценообразование определяется Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 (СЗ РФ, 2004, N 9, ст. 791).
3. Цена в большинстве видов договоров не отнесена к существенным условиям. Исключение составляют, в частности, договоры продажи недвижимого имущества и предприятий, договор аренды зданий или сооружений. В этих договорах соответственно цена или размер арендной платы должны быть согласованы сторонами в письменной форме. При отсутствии согласованного условия о цене недвижимости договор ее продажи считается незаключенным (ст. 555 ГК). Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 654 ГК в отношении договора аренды здания или сооружения.
К существенному условию договора отнесена цена в иных видах договора купли-продажи в случаях, когда соглашением сторон предусмотрена продажа товара в кредит (ст. 488 ГК), а также оплата товара с рассрочкой платежа (п. 1 ст. 489 ГК).
4. В договоре может быть установлена конкретная цена или предусмотрен порядок ее определения. В публичном договоре, а также в договоре присоединения цена определяется одной стороной. При этом в публичном договоре в соответствии с п. 2 ст. 426 ГК цена должна устанавливаться одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (см. коммент. к ст. 426).
Если действует установленная (фиксированная) цена, то в договоре она должна быть воспроизведена. Нормы о фиксированных и регулируемых ценах являются императивными. При регулируемых ценах цена определяется с учетом установленной предельной цены или размера коэффициента. Условия договора, нарушающие установленные или регулируемые цены, недействительны, и оплата принятых потребителем (покупателем, заказчиком) товаров, услуг, работ осуществляется по установленным или регулируемым государственными органами ценам. В этих случаях применяются ст. 168 и п. 1 ст. 422 ГК, т.к. нормам об устанавливаемых или регулируемых ценах придан императивный характер и условия договора о ценах должны им соответствовать.
Усмотрение сторон в определении цены ограничено также ст. 5 Закона о конкуренции и ст. 5 Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, которые запрещают хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, использовать монопольно высокие или монопольно низкие цены. Применение таких цен рассматривается как запрещенная монополистическая деятельность.
Запрещается ст. 6 Закона о конкуренции заключение соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к установлению (поддержанию) цен (тарифов, скидок, надбавок (доплат), наценок), к повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах.
Ряд правил определения цены установлен в части второй ГК для отдельных видов договоров. Например, для договоров купли-продажи такие правила определены ст. 485, для договора подряда - ст. 709.
В соответствии со ст. 317 ГК цена должна быть выражена в рублях. Однако п. 2 ст. 317 ГК допускает определение цены в размере, эквивалентном сумме стабильной иностранной валюты (долларах и др.) или условных денежных единиц (см. коммент. к ст. 317).
5. Пункт 2 комментируемой статьи допускает включение в договор условия о порядке и основаниях изменения цены в процессе исполнения договора. Из этой нормы вытекает принцип стабильности, невозможности изменения согласованной сторонами цены, если в договор не включены условия о ее изменении или изменение цены предусмотрено законом. По этому пути идет и судебно-арбитражная практика. Пленум ВАС РФ в п. 13 Постановления от 22.12.92 признал, что суды должны отказывать в удовлетворении требований об увеличении или уменьшении обусловленной договором цены в случаях, когда в договоре отсутствует оговорка о возможности изменить цену (специальное приложение к Вестнику ВАС РФ, 2001, N 1 "Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (1999 - 2000 годы)", с. 23). Не подлежит изменению цена товара длительного пользования, проданного гражданам в кредит по договору розничной купли-продажи (ст. 500 ГК).
Практика исходит из того, что цена не подлежит изменению, если договор продажи недвижимости (предприятия) уже исполнен (см.: Комментарий судебно-арбитражной практики: Вып. 4. М., 1997. С. 120).
6. Иной подход должен быть применен в случаях существенных изменений обстоятельств, имевших место при заключении договора. В соответствии со ст. 451 ГК стороны могут в предусмотренных ею случаях изменить цену своим соглашением, что позволяет приспособить договор к конъюнктуре рынка. При недостижении сторонами соглашения об изменении цены заинтересованная сторона вправе обратиться в суд.
Для удовлетворения судом требования одной из сторон об изменении цены необходима совокупность четырех условий, предусмотренных ст. 451 (см. коммент. к ней).
7. Для отдельных видов договоров в части второй ГК установлен порядок изменения (пересмотра) цены на тот случай, когда в договоре предусмотрена возможность изменения цены, но способ не определен.
Например, согласно п. 3 ст. 485 ГК в случае изменения показателей, учитывавшихся при определении цены в договоре купли-продажи в момент заключения договора (себестоимость, затраты, стоимость комплектующих изделий и др.), новая цена при передаче товара устанавливается сторонами исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара.
Порядок изменения арендной платы соглашением сторон по договору аренды установлен п. 3 ст. 614 ГК.
8. Когда в договоре цена отсутствует и не может быть установлена исходя из его условий, она определяется по правилам, предусмотренным п. 3 комментируемой статьи. Неуказание цены в договоре не освобождает покупателя (заказчика) от обязанности оплатить принятый им товар (услуги, работы). В случае отсутствия в договоре условия о цене товар (услуги, работы) оплачивается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (услуги, работы). Соответствующие ссылки содержатся в ряде статей части второй ГК (например, в п. 1 ст. 709, п. 2 ст. 972).
Вместе с тем нормы об отдельных видах договоров исключают действие п. 3 ст. 424 (например, п. 1 ст. 555, п. 1 ст. 654 ГК). Неприменимо это правило и при продаже индивидуальной вещи, поскольку нет аналогичных товаров.
Согласно п. 54 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8, если цена определяется исходя из сравнимых обстоятельств, наличие таких обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной.
Если цена отсутствует в договоре, для которого она признана существенным условием, такой договор признается незаключенным.
9. По-другому в судебной практике решается вопрос о цене как условии договора в случаях, когда при его заключении возникли разногласия по цене, но они не были урегулированы сторонами. В соответствии со ст. 432 ГК и с п. 54 упомянутого Постановления Пленумов при недостижении соглашения о цене договор считается незаключенным.
Споры о цене, возникающие при расчетах за переданные товары (услуги, работы), стороны вправе передать на рассмотрение суда. Иначе решается вопрос о подведомственности суду споров о цене, возникших при заключении договора. Если существует обязанность одной из сторон заключить договор и при этом возникает спор о цене, то он подведомствен суду. Если же такая обязанность отсутствует, то спор о цене может разрешаться судом только в том случае, когда стороны достигли соглашения о передаче спора арбитражному суду (см. Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с установлением и применением цен - письмо ВАС РФ от 20.03.95 N С1-7/ОП-159, Вестник ВАС РФ, 1995, N 5, с. 57).
10. Ряд норм части второй ГК устанавливает правила применения цены в случае нарушения договорных обязательств, в т.ч. при исчислении размера убытков, а также неустойки (штрафа, пени).
В соответствии с п. 3 ст. 485 ГК в случае просрочки продавцом передачи покупателю товара по договору купли-продажи (если договором была предусмотрена возможность изменения цены) при определении новой цены учитывается соотношение образующих цену показателей на момент заключения договора и на тот момент, когда товар по условиям договора подлежал передаче.
Цена принятого покупателем товара при нарушении продавцом условий договора по количеству и ассортименту определяется в порядке, установленном п. 3 ст. 466 и п. 5 ст. 468 ГК.
Статья 524 ГК вводит понятие текущей цены при определении абстрактных убытков (см. коммент. к ст. 15).
Эти правила могут по аналогии применяться при исчислении неустойки за нарушение других договоров.