В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.
Комментарий к статье 306 ГК РФ
1. Положения комментируемой статьи призваны конкретизировать нормы абз. 10 п. 2 ст. 235 ГК о национализации и условиях ее осуществления. Однако вместо установления порядка возмещения убытков законодатель ограничился абстрактным указанием на ряд гарантий законности проведения национализации. К ним относятся: а) принятие федерального закона, но не иного нормативного акта (например, закона субъекта РФ); б) обязательное возмещение убытков, в которые обязательно включается стоимость национализируемого имущества; в) разрешение споров, связанных с определением их размера, исключительно в судебном порядке. Аналогичные положения имеются и в ряде иных законов (например, в п. 2 ст. 27.3 Закона о рынке ценных бумаг). Особого смысла в воспроизведении в ст. 306 указанных гарантий нет, поскольку все они выводятся из п. 3 ст. 55 Конституции и общих положений гражданского законодательства.
2. Закон о национализации в настоящее время пока не принят, поэтому выявить условия ее проведения можно лишь на основе принципов действующего законодательства. Очевидно, например, что определение размера возмещаемых убытков невозможно как минимум без проведения обязательной оценки объектов национализации (ст. 8 Закона об оценочной деятельности). Для обеспечения соответствующих выплат требуется выделение в федеральном бюджете необходимых денежных средств целевым назначением, поскольку возмещение осуществляется за счет государства. Ответчиком по искам о возмещении убытков является Российская Федерация в лице уполномоченных органов (см. коммент. к ст. 124 ГК).
Другой комментарий к статье 306 ГК РФ
1. Комментируемую статью необходимо анализировать в тесной связи с абз. 3 п. 2 ст. 235 ГК. По смыслу обеих статей речь в данном случае идет о последствиях национализации, под которой понимается обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц.
Одним из отличительных признаков национализации как способа прекращения права частной собственности является ее принудительность. Поэтому приобретение государством у частного собственника имущества (в т.ч. ранее приватизированного) посредством сделки национализацией не считается.
2. Особенность ответственности государства по ст. 306 составляет то, что она наступает в результате совершения законных действий с его стороны. Этим ответственность по ст. 306 существенно отличается от ответственности Российской Федерации за незаконные действия государственных органов или должностных лиц, предусмотренные ст. 16, 1069, 1070 ГК и др.
Важно подчеркнуть также, что согласно комментируемой статье право собственности может быть прекращено только федеральным законом, а не законом субъекта Российской Федерации.
3. В комментируемой статье, а также в абз. 3 п. 2 ст. 235 ГК речь идет о прекращении права частной собственности на основании закона.
Подобная формулировка допускает прекращение права собственности как на основании индивидуального, так и "базового" закона о национализации, в рамках процедуры которого производится изъятие конкретного имущества.
4. В обоих случаях важнейшей гарантией соблюдения права собственности служит возмещение собственнику убытков, состоящих из рыночной стоимости самого имущества, а также упущенной выгоды.
Согласно ст. 35 Конституции принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено при условии не только равноценного, но и предварительного его возмещения. Поэтому Федеральное Собрание РФ, прежде чем будет принято окончательное решение о национализации, должно с помощью органов исполнительной власти заранее определить примерное количество собственников, которые могут обратиться с иском, общий размер компенсации и утвердить расходы на возмещение им убытков отдельной строкой в государственном бюджете на предстоящий год.
В любом случае вплоть до момента перехода права собственности к государству, каковым применительно к недвижимости, например, служит дата государственной регистрации перехода права (ст. 131 ГК), собственник может оспорить в судебном порядке размер возмещения.
5. Необходимость предоставления соответствующих финансовых гарантий собственникам через федеральный бюджет диктуется хотя бы практикой применения п. 3 ст. 30 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР". Последний предусматривал возможность возмещения государством ущерба, причиненного собственнику преступлением. Законом РФ от 14.05.93 N 4966-1 "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год" (Ведомости РФ, 1993, N 22, ст. 794) действие п. 3 ст. 30 Закона "О собственности в РСФСР" было на 1993 г. приостановлено. Но реально ущерб государством не возмещался ни в 1992, ни в 1993, ни в 1994 гг. С принятием ГК Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" утратил силу.