1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Комментарий к статье 297 ГК РФ
1. Комментируемая статья развивает содержание п. 1 ст. 296 ГК применительно к правомочию распоряжения имуществом казенного предприятия. При реализации этого правомочия казенные предприятия, по существу, лишены имущественной и хозяйственной самостоятельности, поскольку при совершении любых действий по распоряжению имуществом публичного собственника, как движимого, так и недвижимого, требуется его согласие. Конкретизация п. 1 ст. 297 ГК производится в п. 1 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях, устанавливающем, что уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Несоблюдение названных требований влечет ничтожность заключаемых сделок в соответствии со ст. 168 ГК.
2. Пункт 1 устанавливает для продукции, производимой казенным предприятием, правовой режим, несколько отличающийся от правового режима закрепленного за таким предприятием имущества. При этом у казенного предприятия имеется право самостоятельно реализовывать производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Аналогичное право казенного предприятия на самостоятельное распоряжение производимой им продукцией содержит п. 1 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях. Данное право следует рассматривать как элемент правомочия казенного предприятия по распоряжению имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества казенного предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
3. Порядок распределения и использования доходов (прибыли) казенного предприятия собственник имущества определяет в уставе. В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях устав казенного предприятия должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия. Распределение и использование доходов казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия (п. 2 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях).
Другой комментарий к статье 297 ГК РФ
1. Комментируемая статья конкретизирует содержание права оперативного управления казенного предприятия на закрепленное за ним имущество. Как уже отмечалось в коммент. к ст. 296, казенное предприятие может быть создано на базе не только федерального имущества, но и имущества субъекта Федерации, а также муниципального имущества.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта - решением компетентного органа государственной власти этого субъекта, а муниципальное казенное предприятие - решением органа местного самоуправления (в соответствии с актами, определяющими статус этих органов и предусматривающими право принятия такого решения).
Основания для создания казенного предприятия закреплены в п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях.
Об особенностях создания, реорганизации и ликвидации казенных предприятий см. ст. 115 и коммент. к ней.
2. В Законе об унитарных предприятиях особенностям правового режима имущества казенных предприятий посвящен ряд статей (ст. 8, п. 5 ст. 9, ст. 19, п. 2 ст. 20 и др.). Помимо ГК (ст. 113, 115, 297) и Закона об унитарных предприятиях правовое положение этих предприятий определяется следующими нормативными актами:
Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 908 "Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия" (СЗ РФ, 1994, N 17, ст. 1982);
Постановлением Правительства РФ от 06.10.94 N 1138 "О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)" (СЗ РФ, 1994, N 28, ст. 2989).
Согласно ст. 37 Закона об унитарных предприятиях эти акты применяются, поскольку не противоречат Закону.
3. Как и государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие обладает специальной правосубъектностью (ст. 49 ГК, ст. 3 и п. 2 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Оно вправе распоряжаться своим имуществом только в рамках целей и предмета своей деятельности. Но в отличие от государственного или муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие распоряжается своим имуществом (движимым или недвижимым) только с согласия собственника.
Казенное предприятие вправе самостоятельно реализовать только произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Собственник, кроме того, утверждает казенному предприятию смету доходов и расходов и доводит до него обязательные для исполнения заказы на товары, работы и услуги.
От лица собственника по отношению к федеральному предприятию выступает Правительство РФ или уполномоченный им исполнительный орган федеральной власти, по отношению к казенному предприятию субъекта Федерации или муниципальному казенному предприятию - соответственно уполномоченный орган либо государственной власти субъекта, либо местного самоуправления (п. 1 ст. 19 Закона).
4. О возможности собственника (органа, уполномоченного собственником) изъять у казенного предприятия принадлежащее ему имущество и о субсидиарной ответственности собственника по долгам казенного предприятия см. коммент. к ст. 296.